Коллекция. Караван историйЗнаменитости
Анна Банщикова. Время женщин
Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам. Чтобы выбраться в свет, мужчине достаточно надеть чистую рубашку — и то ее погладит жена. А женщинам же надо уложить волосы, обновить маникюр, как минимум накраситься. Влезть в платье, какое — не знаешь. ...Надо стараться соответствовать, а кому и чему, непонятно.
Скоро на экраны выйдет несколько ваших новых работ, в их числе полюбившаяcя всем «Ищейка» на Первом канале, уже шестой сезон, и «За полчаса до весны» в онлайн-кинотеатре START. Последняя — о легендарных «Песнярах». Вы сыграли жену Мулявина — Лидию Кармальскую. Чем запомнилась эта работа?
— У Лидии Кармальской удивительная биография. Эта женщина полностью посвятила себя мужу Владимиру Мулявину, бросила блестящую карьеру актрисы (она выступала в редком жанре художественного свиста), была мощной опорой, тылом и вдохновением для своего знаменитого мужа. В моей жизни однажды была похожая история, и я хорошо понимаю, что это значит. Она очень многое сделала для «Песняров», оставаясь в тени, поэтому мне было важно донести до зрителя ту невероятную любовь, которая была между ней и Мулявиным — со множеством препятствий, как это и бывает в жизни. Сыграть реального человека — большая ответственность, невозможно что-то нафантазировать, важна правда, абсолютная достоверность и простота.
«Песняры» — это целая эпоха. Я люблю то время, шестидесятые — восьмидесятые годы, которое хорошо знаю по фильмам. Позитивное и немного даже наивное, нам всем сейчас этого не хватает.
— Аня, давайте поговорим о современных женщинах. Кому, как не вам, знать их психологический портрет: вы играли и супругу Жукова, и начальника уголовного розыска, и директора овощного рынка, и содержанку. Мужчины всего мира считают наших женщин очень красивыми, но мы почему-то себя недооцениваем. Как вам кажется — почему?
— Наверное, корень этих проблем часто родом из детства. Вообще, в советское время не было принято хвалить своих детей, а уж тем более говорить девочкам, какие они красивые. Я, например, каждый день говорю своей дочери Маше, что она красавица, а раньше это считалось неприличным, поэтому вырастали целые поколения с кучей комплексов. Было принято больше ругать, и таким образом казалось, что ты ребенка мотивируешь. Девочка должна была быть скромной, прежде всего хорошо учиться, а все остальное приложится. Многие выросли без отцов, у каждой второй девочки в моей школе, как говорится, папа ушел за хлебом и не вернулся, и я, увы, не исключение. А поддержка мужчины для девочек безусловно важна с раннего детства. Поэтому наши женщины всю жизнь все это наверстывают, наряжаются каждый день, с раннего утра уже в боевом раскрасе, на каблуках — ни в одной стране мира такого не увидишь. Вспоминаю, как лет в восемнадцать-двадцать я ходила в мини-юбке и на огромных двадцатисантиметровых каблуках... даже на пляж! У меня, слава богу, миновал уже этот период. Сегодня мне жалко на это времени, наряжаться для меня — часть работы.
— Поэтому мы, женщины, больше заморочены, чем мужчины?
— Конечно. Женщинам вообще тяжелее по многим параметрам. Помню, я только родила, мне позвонили и спросили:
— А вы можете вручить премию? Для нас важно, чтобы были именно вы.
Я как раз выписывалась из роддома и ответила:
— Да, конечно.
Потом повесила трубку и подумала: «Зачем я это сказала?!» Чтобы выбраться в свет, мужчине достаточно надеть чистую рубашку — и то ее погладит жена. А женщинам же надо уложить волосы, обновить маникюр, как минимум накраситься. Влезть в платье, какое — не знаешь, надеть-то, как всегда, нечего. И вот он уже стоит полчаса в дверях и говорит: «Ну когда мы уже выйдем, из-за тебя, как всегда, опаздываем!»
— Мы стараемся, потому что хочется же нравиться мужчинам?..
— Мужчинам, как ни странно, абсолютно пофиг, они на весь этот антураж внимания не обращают. Им гораздо важнее, чтобы мы были легкими, веселыми, смеялись над их остроумными шутками, поднимали настроение, мотивировали. И вообще, я точно знаю: если мужчина тебя любит, то он любит любой, такой, какая ты есть. Это мы, женщины, между собой договорились, что надо стараться соответствовать, а кому и чему, непонятно. Иногда это так бросается в глаза и становится таким очевидным!
— Например летом на Патриках...
— Да, вокруг исключительно ухоженные, красивые и очень нарядные с утра девушки. И это не значит, что они на работе, они просто очень одинокие и находятся в поисках любви. Ощущение, что целыми днями только собой и занимаются. Очевидно, что эта задача становится важнее всего остального. И ориентируются исключительно друг на друга, листая ленту «Инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» и меряясь, у кого сумка круче.
— У вас, Аня, был этап в жизни, когда внешнее казалось важнее внутреннего?
— Это присуще юному возрасту, когда ты еще не уверен в себе, когда ничего другого кроме внешности нет. И нечего предъявить, нечем привлечь внимание. Сейчас в силу возраста абсолютно все равно, как меня воспримут все эти люди вокруг. Так и должно быть, потому что всему свое время. Когда взрослые женщины пытаются выглядеть как восемнадцатилетние — это странно и смешно.
— Вашей дочери Маше четыре года, еще немного — и начнутся смелые эксперименты и самовыражение. Будете решать проблемы по мере поступления или уже сейчас продумываете политику?
— Маша у нас уже сама все решает. В ней ярко проявляются все самые сильные женские черты нашего рода. Например моей бабушки, женщины невероятного магнетизма. Мне всегда нравилось то, как она выглядит, как себя ведет, что и как говорит... (Полина Борисовна Банщикова была ведущей солисткой Ленинградского театра музыкальной комедии. — Прим. ред.) Пока я была маленькой, не понимала, что бабушка — женщина, как принято говорить, роковая. А сейчас, уже после ее смерти, меня до сих пор находят какие-то незнакомые люди и говорят: «Хотим передать вам письма отца, он был поклонником Полины Банщиковой. Писал ей любовные послания, которые, видимо, не отправил».