«Когда вышли «Папины дочки», я видел на лицах только добрые улыбки»

Коллекция. Караван историйРепортаж

Андрей Леонов: «Папа был по-детски незащищенным»

«Он был настолько ранимым человеком, что даже чья-нибудь неосторожная шутка могла заставить его очень сильно расстроиться — у него была такая вот тонкая душа. В этом я очень похож на него. Жить и работать с таким качеством трудно, но нужно уметь находить в себе мужество, а если и обижаться, то прежде всего на себя».

Беседовала Нелли Скогорева

Фото: из архива А. Леонова

Андрей, я уверена, что когда люди видят вас на улице, они улыбаются...

— Да, когда вышли «Папины дочки», начался такой счастливый период, что я видел на лицах только добрые улыбки при виде меня, и это было радостно. Хотя для актера более важны аплодисменты на сцене, когда ты чувствуешь порывы, благодарность за спектакль, за эмоции, а узнавание на улице не так важно. Да и оно бывает разное, кто-то может сказать тебе: «Так хорошо вы сыграли, даже не ожидала от вас». Вроде комплимент, но после такого комплимента хочется застрелиться. А когда говорят теплые слова, это большое подспорье для хорошего настроения. Благодаря этому сериалу моя зрительская аудитория в основном дети. Я никогда не отказываюсь фотографироваться, если ко мне подходят с такой просьбой, но специально не ношу с собой фотографии для автографов. (Смеется.) Если на это обращать внимание или, что еще хуже, от этого зависеть — узнали или нет на улице, — можно с ума сойти.

Когда я был маленьким, смотрели из-за папы, на улице на него озирались, зацепив меня только краем глаза. Мне с детства не нравилось внимание к себе. Был период, когда я стал стесняться даже ходить с папой — часто слышалось: «Ах, какой у вас мальчик, как похож на вас...» и так далее. Это создавало ощущение неловкости. Поэтому я старался идти чуть сзади папы, метрах в пяти. Он спрашивал: «Что ты отстаешь?» А мне неудобно было сказать: «Иди так, как будто я не с тобой». Доходило до того, что я перестал любить новые вещи. Помню, купили мне новую куртку, и мы пошли на стадион «Лужники», там играли наши со шведами, мне было 14—15 лет. Куртка так сверкала, что мне казалось — все на меня смотрят, хотя смотрели, конечно, на папу. Так хорошо запомнил, потому что ощущение страшной неловкости снедало меня всю дорогу.

Евгений, Ванда и Андрей Леоновы, 80-е годы. Фото: из архива А. Леонова

— Да, с популярностью и узнаванием вашего папы мало кто может сравниться. Ему, наверное, просто по улице сложно было пройти?

— Его узнавали на рынке в любом городе и иногда давали все продукты бесплатно. Захаров как-то сказал: «Столько съесть, сколько заработало это лицо, невозможно». Он очень мудро пользовался своей популярностью и в основном для других — мог войти в кабинет высокого начальства и попросить для кого-то квартиру, место в больнице и тому подобное. Для себя отец никогда ничего не просил, был очень щепетильным и совестливым. Он придерживался правила: не надо ничего брать у государства и ни в коем случае нельзя одалживаться — ни у друзей, ни в банках. Мол, накопим — купим. Летом сам ездил за рулем, зимой я его возил. Помню, однажды на гастролях экскурсионный автобус не приехал забрать актеров, все были недовольны, и я тоже стал возмущаться:

— Что такое, где автобус?

А он мне:

— Ну, все говорят — пусть говорят, а ты почему повторяешь? У тебя что, денег нет? На, возьми! И не надо ни от кого зависеть.

Отец никогда не кичился тем, что он — народный артист. Но однажды обиделся на милиционера. В тот день он стал лауреатом Госпремии, событие отмечали в ресторане. После этого сели в такси, и таксист нарушил правила — неправильно развернулся. Милиционер остановил, папа говорит:

— Товарищ сержант, простите, такой праздник у нас!

Тот:

— Нет, никак, меня это не касается, мне все равно!

Тогда папа вспылил, наговорил грубостей. И это был единственный раз на моей памяти, когда он так отреагировал. А вот самим собой часто был недоволен. На экране на себя смотреть не любил. Помню, по телевизору показывали «Донскую повесть», он сел рядом: «Я бы это сейчас по-другому сыграл». Вечно копался в себе, сомневался. Спрашивал после спектакля коллег, например: «Как сегодня финал? Мне показалось, или что-то не то?» Любил проигрывать роли с друзьями по телефону, рассказывал им: «Вот эту сцену хочу так сыграть».

Андрей Леонов на съемках сериала «Папины дочки. Новые», 2-й сезон, 2023 год. Фото: телеканал СТС/Онлайн-кинотеатр Start

— Для абсолютного большинства зрителей Леонов — знаменитый комик. А в жизни он шутил?

— Частенько все было приправлено юмором. В Воронеже на гастролях папу поселили в обкомовской гостинице в огромном номере. Мы пришли и не можем его найти. Вдруг слышим: «Иди на голос, сынок!» Еще история: однажды за мной пришли друзья звать на гулянку, папа окинул взглядом нашу шальную компанию и грустно напутствовал: «Сынок, береги пипиську!»

Вместе с тем он был по-детски незащищенным. Не мог ответить, если обижали, не умел никого поставить на место. Отец ведь был по-настоящему добрым и чувствительным человеком. Вот, например, такая история: к нам в дверь позвонила женщина с ребенком и просила денег, папы дома не оказалось. Я подумал, что она аферистка, и отправил ее... Был такой грех. Отец пришел и очень обиделся на меня: «Как ты мог так поступить?» Он был настолько ранимым человеком, что даже чья-нибудь неосторожная шутка могла заставить его очень сильно расстроиться — у него была такая вот тонкая душа. В этом я очень похож на него. Жить и работать с таким качеством трудно, но нужно уметь находить в себе мужество, а если и обижаться, то прежде всего на себя.

— Андрей, а как отец воспринял ваше решение стать актером?

— Он достойно перенес этот удар. (Смеется.) Я по этому поводу очень переживал, даже занимался с педагогом, а когда папа пытался что-то мне посоветовать, говорил: «Да знаю я!» Но постепенно понял, что без его помощи не обойдусь. Я стал снисходительно у отца спрашивать: «Ну скажи, как я читаю?» Он делал замечания, я раздражался: «Все, хватит, ничего не буду тебе показывать!» Но потом опять к нему шел. Со временем проходила стеснительность, ведь папа был терпеливым и мудрым. Уже в институте даже моим друзьям помогал делать разбор текста. Он же ученик Яншина, а тот ученик Станиславского. Постепенно папа становился для меня авторитетом в профессии.

Я до сих пор помню разбор одного стихотворения и сейчас привожу этот пример своему сыну. Для поступления я выбрал «Крокодила» Корнея Чуковского. Папа объяснял мне: «Сынок, вот представь, это же настоящая трагедия! Жил да был человек (твой сосед, допустим), и к нему все плохо относились. В результате он, конечно, озверел и всех покусал! Что он еще делал? По улицам ходил, папиросы курил... И что еще? По-турецки говорил! Ну крокодил, сосед...» Этот разбор я помню до сих пор.

— А почему вы вообще решили стать актером, будучи таким скромным и стеснительным?

— Мне просто в детстве ничего не было интересно, только солдатики. Я очень любил болеть, потому что родители уходили, оставляя меня одного с моим миром.

Единственное, что меня спасло, — любовь к чтению. Так что сказки, приключения — да все, что вы сейчас видите здесь на книжных полках, — мной прочитано. Особых успехов в школе у меня не было. Ну и куда еще мне было идти? Конечно, в артисты. (Смеется.)

Елизавета Арзамасова, Анастасия Сиваева, Екатерина Старшова, Дарья Мельникова, Мирослава Карпович и Андрей Леонов в сериале «Папины дочки», 2007—2011 годы. Фото предоставлено телеканалом СТС

— Какими были ваши первые съемки?

— Мне было тринадцать. Снимали фильм «Гонщики». Я тогда даже не думал о профессии, только о том, как бы лишний раз сесть за руль гоночной машины. Режиссер Игорь Масленников мне потом подарил книгу, в которой написал, что я потряс его не актерскими способностями, а мастерством водителя. (Смеется.) В то время в начале съемок, кстати, тоже нервничал. Но когда играл в своих первых фильмах «Гонщики» и «Обыкновенное чудо», у меня была стена в виде папы, который всегда подставлял плечо и много всего советовал.

— Роль в «Обыкновенном чуде» случилась в вашей жизни, когда вы уже были студентом театрального института... Как вы сейчас вспоминаете эту работу?

— Ужас! Я-то думал, что все — меня ждет ковровая дорожка! И вдруг первая встреча с профессией. В институте что-то получалось, что-то не получалось, а здесь встреча с такой личностью, как Марк Анатольевич Захаров. Одно дело — прийти в гости к Марку Анатольевичу (один раз посчастливилось с папой), пошутить, чаю попить, другое — работа, когда вы общаетесь на совершенно ином уровне. Когда Саша Лазарев ставил «Поминальную молитву» в нашем театре, я по инерции продолжал общаться с ним, как с коллегой, а потом понял, что это неправильно. Теперь он режиссер, и у нас должны быть другие взаимоотношения. Так и с Марком Анатольевичем — он по другую сторону рампы. Режиссер ставит свои задачи, а я уже отвечаю за свою работу, и мне надо понять, прочувствовать и, самое главное, сыграть. А когда нет опыта, а есть зажатость и от этого нервозность, тут вспоминаешь все, чему не смог научиться. Все это пролетает в голове, и оказываешься абсолютно беспомощным актером. Первый съемочный день был «хи-хи, ха-ха». А потом, когда столкнулся с конкретными задачами, тут я сел на мель. И, признаюсь, у меня впервые даже возникла мысль все бросить, уйти из профессии. Но тут опять папа оказался моим противовесом. Он успокаивал, подбадривал, обнадеживал, в итоге как-то рассосалось.

— А каково было работать с папой на одной сцене? Наверное, вас сравнивали... Были моменты, когда хотелось уйти из театра?

— Да я долго вообще не воспринимал отца как актера! Притом что для всех он был настоящим профессионалом, а для меня — просто папой. На сцене с ним случались разные истории: однажды он «раскололся» так, что пришлось уйти прямо во время «Оптимистической трагедии», где играл Вожака. Там был эпизод: некая пожилая женщина говорила, что ее кошелек украл матрос. Матроса казнили, завернув в брезент и опустив за борт. Потом женщина находит у себя кошелек и говорит: «Я ошиблась!» — и Вожак командует: «Еще брезент!» — чтобы ее казнили тоже. Сцена была решена таким образом, что папа со своим партнером импровизировали, вполголоса переговариваясь между собой:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
Банк России сжалился над экономикой Банк России сжалился над экономикой

Худшие ожидания не оправдались: ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 16%

Монокль
Магическая уборка Магическая уборка

Японское искусство наведения порядка дома и в жизни

kiozk originals
Троцкисты, фермеры и миллиардеры: чем известны выходцы из России в Аргентине Троцкисты, фермеры и миллиардеры: чем известны выходцы из России в Аргентине

ем прославились выходцы из исторической России в Аргентине

Forbes
Жемчужина династии Жемчужина династии

В романе «Королева Марго» весь сюжет написала сама Маргарита

Дилетант
Сдаю жилье Сдаю жилье

Как обустроить квартиру для посуточной и долгосрочной аренды

Лиза
8 самолетов Антуана де Сент-Экзюпери, без которых не было бы его книг 8 самолетов Антуана де Сент-Экзюпери, без которых не было бы его книг

Фотографии и короткие описания всех машин Антуана де Сент-Экзюпери

ТехИнсайдер
Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях Как пользоваться динамометрическим ключом: разбираемся в типах и отличиях

Все о динамометрическом ключе: какие виды бывают и как пользоваться

РБК
Кредитор номер один Кредитор номер один

Как Евгений Ламанский модернизировал банковскую систему Российской империи

Деньги
Что такое стокгольмский синдром простыми словами: история названия и главные признаки Что такое стокгольмский синдром простыми словами: история названия и главные признаки

В чем причины стокгольмского синдрома и какие у него признаки?

Psychologies
Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок

Творческий путь Анджелины Джоли: от саморазрушения до благотворительных проектов

Forbes
Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца» Людмила Чиркова: «Очень долго меня преследовало чувство ответственности, что я не имею права подвести отца»

«Мне самой трудно себя оценивать, получилась у меня Старицкая или нет»

Коллекция. Караван историй
Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы Как математик Джон фон Нейман создал суперкомпьютер для разработки водородной бомбы

Отрывок из художественной биографии математика Джона фон Неймана «MANIAC»

Forbes
Что такое субъективная бессонница и как ее лечить Что такое субъективная бессонница и как ее лечить

Не спите всю ночь? А может быть, это только ощущение?

РБК
Исторический роман о жизни великого мудреца. Йохи Брандес: «Сад Акивы» Исторический роман о жизни великого мудреца. Йохи Брандес: «Сад Акивы»

Глава из исторического романа об особом периоде в истории еврейского народа

СНОБ
Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области Все сходится: 7 экотроп Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Короткие экомаршруты по Санкт-Петербургу и Ленинградской области

СНОБ
Илья Куруч Илья Куруч

Илья Куруч, неутомимый филантроп с большим сердцем и идеальной челкой

Собака.ru
Айдар Галяутдинов Айдар Галяутдинов

«Мы должны быть не спринтерами, а марафонцами»

Агроинвестор
«Квини»: как новый сериал Hulu рассказывает о кризисе 25-летней женщины «Квини»: как новый сериал Hulu рассказывает о кризисе 25-летней женщины

Как сериал «Квини» обращается с актуальной женской повесткой

Forbes
Влад Мороз Влад Мороз

Отец-основатель русского аутдора Влад Мороз

Собака.ru
ЦФА: сырые, но вкусные ЦФА: сырые, но вкусные

Как скорость и дешевизна цифровых финансовых активов привлекает бизнес

Монокль
Все, везде и сразу Все, везде и сразу

Как избежать «синдрома упущенного лета» и просто получать от него удовольствие

Grazia
Родина инвесторов манит Родина инвесторов манит

Чего ждать от рынка акций во втором полугодии

Деньги
Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред? Чем аффирмации опасны для жизни: почему позитивные фразы могут принести вред?

Могут ли позитивные фразы оказывать негативное влияние на психику?

VOICE
«Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги «Просто тыкай в хомяка»: 6 причин, почему мы верим в легкие деньги

Почему мы так верим в возможность легкого заработка?

Psychologies
Тренд, навеянный пингвинами: что такое пебблинг и как он влияет на отношения Тренд, навеянный пингвинами: что такое пебблинг и как он влияет на отношения

Как смешные картинки влияют на взаимоотношения в паре?

Psychologies
Проверьте себя! Ликбез: узнайте этикет и правила в православной церкви Проверьте себя! Ликбез: узнайте этикет и правила в православной церкви

Вот какие традиции и правила нужно учесть перед походом в церковь

ТехИнсайдер
Взрыв мозга: как эмоции влияют на наши решения и почему важно научиться ими управлять Взрыв мозга: как эмоции влияют на наши решения и почему важно научиться ими управлять

Как стратегии управления эмоциями могут облегчить процесс принятия решений

Forbes
Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте

Как с годами менялось отношение к Александру Пушкину? Отвечают писатели

СНОБ
Что умеет ИИ-поиск: возможности и риски следующего поколения поисковых систем Что умеет ИИ-поиск: возможности и риски следующего поколения поисковых систем

Александра Югунян рассказывают, почему запуск Нейро — не просто обновление

ТехИнсайдер
Открыть в приложении