Кесарю — кесарево. Почему в Конституции не должно быть Бога
В России вовсю идет обсуждение поправок в Конституцию — в процесс уже включилась Русская православная церковь. Включилась предсказуемо — и, к сожалению, неконструктивно. Как для самого процесса обсуждения, так и для репутации РПЦ.
Глава РПЦ патриарх Кирилл фактически поддержал один из пунктов «духовного» пакета, выдвинутого ранее российскими традиционалистами, и предложил добавить в преамбулу Конституции упоминание Бога. Не Иисуса Христа, а именно Бога — в универсальной формулировке. «Я не говорю только о православных — я говорю также о мусульманах и о многих, о многих других», — отметил патриарх.
Предложение патриарха поддержали как российские традиционалисты, так и некоторые религиозные деятели. Причем не только православные (как, например, митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, по мнению которого в Основном законе страны нужно закрепить «государствообразующую роль православной веры»), но и мусульманские — например, руководитель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. Который не только «на тысячу процентов присоединился к его святейшеству», но и внес свою лепту — предложил добавить не только пункт о Боге, но и о том, что государство должно поддерживать традиционные религии «морально и материально».
К счастью, в России достаточно людей и экспертов, которые объясняют служителям культа и их сторонникам минусы данной идеи. Точнее то, что в этой идее почти одни минусы. И речь не только о дискриминации атеистов, которая сразу приходит на ум. Речь о куда более серьезных проблемах, связанных с государственностью и безопасностью.
Во-первых, наша страна все-таки еще не «Православная Республика Россия». И тем более не «Исламская». Россия является светской страной, которая давно перешла от лозунга «православие, самодержавие, народность» к «свободе, равенству и братству». Светский характер российского государства закреплен в ст. 14 Конституции России, поэтому, как отметила зампредседателя Совета при президенте России по правам человека Ирина Киркора, упоминание Бога в Основном законе страны приведет к юридической коллизии: пункт преамбулы вступит в противоречие с текстом статьи.