У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии

Караван историйЗнаменитости

Зоя Бербер: «Приняла решение быть верной себе»

«У меня был период в жизни, когда я хотела уйти из профессии. Боялась ходить на пробы, а мысли, что мне придется кого-то изображать перед режиссером, вводили в ступор. И причиной тому были неудачные пробы».

Беседовала Екатерина Филимонова

Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

Зоя, с недавних пор вы состоите в труппе столичного Театра сатиры. Легко ли вам далось такое решение при вашей большой занятости в кино?

— Я не хотела состоять в труппе театра и немного сопротивлялась. Я играю в Губернском и Ермоловском театрах в спектаклях Сергея Землянского как приглашенная актриса, и меня устраивало такое положение дел. Но Сергей Ишханович Газаров, художественный руководитель Театра сатиры и Театра Джигарханяна, очаровал меня, и я согласилась. Он сказал: «У меня нет приглашенных артистов, только свои. И я зову в свой театр тех, в кого верю, кому доверяю. И ты одна из них». Я думала тогда: «Ах как мягко стелет». Но мне понравилось. Сергей Ишханович очаровательный, талантливый человек, и быть в его команде очень приятно. Хотя сразу его предупредила, что я лошадка непростая, мне надо везде успеть. Он ответил: «Я понял». Пока у меня только один спектакль «Арбенин. Маскарад без слов», а там посмотрим, буду стараться успевать везде.

Познакомились мы с Сергеем Газаровым два года назад. Он искал в Театр Джигарханяна, в котором стал художественным руководителем, молодых актеров, новые лица. Инга Оболдина, мы с ней работали в одном проекте, рассказала обо мне, показала мои работы. Он пригласил меня на встречу. Пообщались, но как-то не сложилось. Я заболела ковидом, а потом у меня начались съемки нон-стопом. Но мы были на связи, периодически созванивались. И тут звонит режиссер Сергей Землянский, с которым мы поставили два спектакля — «Калигулу» в Губернском театре и «Демона» в Театре Ермоловой, и говорит: «Сергей Ишханович стал еще и художественным руководителем Театра сатиры, где мы с тобой, Зоя, будем создавать спектакль — я буду ставить, а ты участвовать». Вот так я и попала в труппу Театра сатиры.

— Зоя, получается, вас взяли без проб...

— А вы знаете, есть люди, по которым сразу видно, какие они. Я потом уже узнала, что про меня говорили: честная, открытая, боевая, без гнильцы за душой. Вот, видимо, такая боевая героиня была нужна.

Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

— Как вас приняла труппа?

— Точнее сказать, две труппы — Театра Джигарханяна и Театра сатиры. Их, можно, сказать, объединили. Они друг друга изучали, присматривались. А между ними встала я с режиссером Землянским. Я была при нем, а его все уважали, и никаких вопросов ко мне не возникало. В общем, стали репетировать, все увидели мою работу и приняли. (Улыбается.)

— Трудно представить, что вас могут не принять. Вы сразу к себе располагаете...

— Я всегда улыбаюсь и смотрю, кто улыбнется мне. Если человек улыбается в ответ, значит, мы с ним сработаемся. Порой слышу про себя неприятные вещи, например, что я лицемерка. Меня это обижает. Но, скорее всего, так могут судить о людях те, кто с этим сталкивался или сам является лицемером. Конечно, я же нормальный человек, не могу все время улыбаться и всех безгранично любить. Например, сегодня я могу увидеть вас в коридоре, крепко обнять, потому что располагаю временем, а завтра буду чем-то озабочена и пробегу мимо, крикнув только «привет». Это считывается так: вот она сегодня, когда ей надо, улыбается, а завтра может мимо пройти. Но и то, и то является искренностью и честностью в предлагаемых обстоятельствах.

Мне раньше очень хотелось всем нравиться. Я искренне считала всех хорошими. Но на 501-й раз поняла, что люди разные. Приняла решение быть верной себе и своему настроению: если мне человек приятен, даже если о нем ходят какие-то нехорошие разговоры, он мне приятен. А если он мне неприятен, но все его любят, то он мне неприятен, и это неизменно.

Моя открытость и искренность приносила свои плоды в работе. Во второй сезон сериала «Триггер» я попала каким-то чудеснейшим образом. Смотрела первый сезон и была в полном восторге. На «Проекте «Анна Николаевна» мы с механиком камеры стояли рядом, болтали, и вдруг он сообщает:

— Завтра ухожу с этой площадки и вступаю в другой проект.

Я ему говорю:

— Жаль, что уходишь с середины съемок, было бы здорово до конца эту историю пройти.

Было интересно, ради какого проекта он нас покидает. Оказалось, что запускается второй сезон «Триггера» и он уходит туда. Я тут же набираю своему агенту и говорю: «Звони кастинг-директору, узнай, может, найдется маленькая роль, хоть дворника сыграю». Конечно, это был абсурд: проект запускался, значит актерский состав собран. Через полчаса мой агент перезванивает: «Ты не поверишь, кастинг-директор рассказала про тебя режиссеру, и он удивился: «Вот это совпадение!» Дело в том, что они не могли найти героиню на роль, как я ее называю, воцерковленной маньячки: девочки-святоши, которая оказалась настоящей паучихой. И тут звонит Бербер, которая: «Я могу, я хочу». И Игорь Твердохлебов утверждает меня на эту роль.

Это просто невероятно! Я действительно очень хотела попасть в проект, поработать с этой командой. С Александрой Ремизовой, генеральным продюсером, мы были знакомы с сериалов «Фарца» и «Анна Николаевна». В общем, она очень мощный и правильный продюсер. И попасть к такому человеку — большое счастье, потому что заведомо знаешь, что там все будет круто: хороший режиссер, идеальный оператор, талантливые актеры, которые все на своих местах. Тебе просто нужно прийти и сделать свою работу качественно. Но снимаясь в «Триггере», я волновалась и очень переживала. Все же в этот проект берут лучших из лучших — мощный кастинг. Тут даже мастодонт может появиться в небольшом эпизоде. А так на площадке находишь своих людей, с кем комфортно общаться. Я человек коммуникабельный, мне легко заговорить первой. Даже не могу вспомнить, чтобы мне было на съемочной площадке с кем-то некомфортно работать. Конечно, со всеми дружить невозможно, но это и не нужно. Для меня творчество и общение с коллегами никогда не было работой, только удовольствием.

Фото: Павел Шелковников/из архива З. Бербер

— Вспомните партнера на съемочной площадке, с которым было не только комфортно работать, но и интересно за ним наблюдать.

— Сергей Чирков — это первый, кто приходит в голову. Мы с ним работали в одном проекте «Девять жизней». Рядом с ним можно не играть. Он все сделает так, что реагируя на него, сыграешь очень правильно. Я была потрясена его работой, никогда не видела, чтобы человек так существовал в кадре. Говорят, если на сцене появляется животное или ребенок, все внимание приковано к ним. Про Сергея можно сказать то же самое. Он быстро переключается, разыгрывает любую ситуацию и всегда все четко и правильно делает. Вот он действительно меня удивил.

Еще запомнился Юрий Чурсин. Во время съемок «Фантома» у него включалась «минутка преподавателя». Мы делаем сцену, подходит режиссер, говорит свои комментарии, что-то поправляет. И пока режиссер Сергей Сенцов идет обратно, Юра быстро дает мне совет, например слегка повернуть или наклонить голову. Это все было ненавязчиво, я могла не прислушиваться к его советам, но каждый раз это было очень ценно и уместно. То есть режиссер со стороны камеры видит одну историю, а партнер со своей стороны — другую. И если правильно все соединить, то получится очень красивая удачная картинка. Это было очень классно. Я ждала эти «минутки» от Юры. Он просто искренне подсказывал, переживая за общее дело.

Мне понравилось работать с Юлей Ауг и Ириной Розановой. С Юлей мы пересекались в «Анне Николаевне», а вот поработать удалось на съемках клипа, в котором она была в качестве режиссера. Она, по-женски задевая тонкие нити, вытягивая их, включает душу. Мало людей, которые так могут раскрыть актера. А Ирина Розанова восхищает опытом, статью. Чувствуется мощь. Рядом с ней надо просто не пасовать, а быть честной. И все получится.

— В сериале «Везет» вы сыграли молодую любящую супругу героя Владимира Меньшова...

— Во время съемок мы, к сожалению, не пересеклись. Получилась яркая роль, хотя у меня было всего четыре съемочных дня. Я пробовалась вообще на роль, которую потом сыграла Светлана Ходченкова. Но не сложилось. А потом позвонили и предложили сыграть молодую беременную жену, у которой умер пожилой супруг. Я быстро сделала видеопробы: засунула под халат подушку, ела банан и что-то говорила — придумала сама такой образ.

На съемках Владимир Щегольков, режиссер, спрашивает:

— Почему у тебя говор пропал?

Я удивленно говорю:

— Какой говор?

Он продолжает:

— Во время проб у тебя был говор. Где он?

Я уже смеюсь:

— Так это был банан!

Режиссер продолжает настаивать:

— Верни, пожалуйста, свой говор. Если нужен банан — верни банан!

Вот получился такой образ наивной провинциальной девушки, которая попала в непростую ситуацию.

А как мы долго репетировали роды! Полтора часа Евгений Цыганов общался с акушеркой, старался понять, как он будет «принимать» у меня роды. У меня есть видео на две минуты, где я просто сижу на стуле, немножко растопырив ноги, а ассистент режиссера показывает Евгению, как он будет вынимать у меня ребенка. (Улыбается.)

С Максимом Лагашкиным в проекте «Чума!», 2020 год. Фото: пресс-служба онлайн-кинотеатра Ivi

— Евгений Цыганов довольно закрытый человек. Получилось найти контакт?

— Да, он закрытый человек, но у меня было к нему подключение с помощью прекрасного Максима Лагашкина. Мы с ним параллельно с сериалом «Везет» работали в проекте «Чума!». Он так и говорил, как только меня видел: «Партнерушка». И вот у меня первый съемочный день в «Везет», первая сцена. По сюжету я сижу на диване и плачу, а передо мной стоят Евгений и Максим. И я говорю Лагашкину: «Вчера я была на «Чуме!», играла девочку с челюстью вперед, завтра поеду на «Анну Николаевну» играть андроида, сегодня я здесь. Очень тебя прошу, если ты увидишь, что меня в одну или в другую сторону понесет, скажи». Мы с Максимом очень дружны и друг другу симпатичны. У нас с ним такая правильная партнерская любовь. Я чувствую, что он за меня переживает, когда мы вместе снимаемся. Мне это очень приятно. И вот я через Макса к Евгению подобралась. И он был не против. (Улыбается.)

— В «Чуме!» вы невероятно смешная. Совершенно непохоже на то, что вы играли раньше.

— На кастинг пришла с выдвинутой челюстью, с кухонным полотенцем на голове. Хотела подчеркнуть, что у меня высокий лоб, немного торчат уши, потому что в картине время действия — Средневековье. Мне очень хотелось сыграть что-то смешное. И продюсер, и кастинг-директор потом говорили: «Мы так хохотали, ты такая была непривычная!» В итоге я стала главной героиней — Мартой.

— Зоя, как вы относитесь к пробам?

— Пробы начинаются с открытия дверей, даже если режиссера нет в комнате. Но как ты входишь, видят другие люди, причастные к этому проекту. И они так или иначе будут участвовать в принятии решения — подходишь или нет. Надо собраться и показать, что ты умеешь работать. А работа ведь заключается не только в том, чтобы оттарабанить текст и хорошо сыграть, но и как ты существуешь в команде, реагируешь на стресс, справляешься с многозначностью.

Я часто приходила на пробы неготовая: текст не выучила, в голове — домашние бытовые вопросы, нервничала. Недавно произошел случай на пробах. Мне казалось, что я готова на все 100 процентов. А зашла в кадр, так все из головы вылетело. Вот, образно говоря, летели дротики мимо мишени. Возможно, тишина меня сбила, может, еще что-то. И я попросила своего агента договориться о еще одних пробах. Но режиссер ответил нет, сказав, что все было хорошо, просто я не подхожу для этой роли. Ну, проиграла. Жаль, потому что в следующий раз этот режиссер будет во мне сомневаться и может не позвать на пробы в другой проект. Ну, не судьба.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закулисье дома гламура и жадности Закулисье дома гламура и жадности

История семейства Гуччи буквально просилась на экран

Караван историй
Какие алкогольные напитки полезны для организма: что пить даже нужно Какие алкогольные напитки полезны для организма: что пить даже нужно

Полезные свойства в алкоголе все-таки были обнаружены

ТехИнсайдер
Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!» Мария Порошина: «Раньше ради съемок проводила по три ночи без сна. Потом поняла — здоровье дороже!»

«Когда дел так много, иногда ощущаю себя "мамой-осьминожкой"»

Караван историй
Документальные фильмы, которые страшнее любого ужастика Документальные фильмы, которые страшнее любого ужастика

Отбрось стереотип, что документалки — это скукота для зануд

Maxim
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Евгения Добровольская о большой семье

Коллекция. Караван историй
Как вычеркнуть себя из списка виновных Как вычеркнуть себя из списка виновных

Альберт Шпеер и его личная победа над историей

Weekend
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии Родословная человечества, улыбка эволюции и несколько видов людей: лучший нон-фикшн об антропологии

Захватывающие произведения от эволюционных биологов и антропологов

ТехИнсайдер
Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону» Екатерина Климова: «Надо либо двигаться дальше, либо отходить в сторону»

По себе знаю, что либо артиста рвут на части, либо он никому не интересен

Караван историй
Дети не поймут, а родители вспомнят: 13 вкусняшек СССР, без которых не обошлось ни одно советское детство Дети не поймут, а родители вспомнят: 13 вкусняшек СССР, без которых не обошлось ни одно советское детство

Минутка ностальгии по вкусностям из СССР объявляется открытой!

ТехИнсайдер
На близком расстоянии На близком расстоянии

Актриса Ксения Раппопорт — о самокритике и «Кинотавре»

OK!
«Нападки, сарказм и издевательства»: как распознать и искоренить буллинг на работе «Нападки, сарказм и издевательства»: как распознать и искоренить буллинг на работе

Как распознать травлю на работе и как на нее влияет гендер жертвы

Forbes
Посиделки в графском особняке Посиделки в графском особняке

Жизнь большой «литературной коммуналки» с ее скандалами и творческими вечерами

Караван историй
У каждого человека на Земле есть генетический двойник. И не один У каждого человека на Земле есть генетический двойник. И не один

Выражение «диагноз по фотографии» скоро перестанет быть шуточным

Вокруг света
Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности» Катя Кузнецова: «Рада, что серьезные разочарования случились еще в юности»

Актриса Катя Кузнецова о съемках, харассменте и отношениях

Караван историй
Что не надо дарить ребенку: антитоп-10 Что не надо дарить ребенку: антитоп-10

Что подарить, чтобы нанести сыну, дочке или племяннику психотравму на всю жизнь?

Maxim
Профессор Гарварда назвала 3 признака пассивно-агрессивного поведения в рабочей переписке Профессор Гарварда назвала 3 признака пассивно-агрессивного поведения в рабочей переписке

Большинство недопониманий в переписке люди придумывают

Inc.
Ярко-красная Бетельгейзе была желтой звездой еще 2000 лет назад Ярко-красная Бетельгейзе была желтой звездой еще 2000 лет назад

Как менялся цвет одной из самых ярких и самых знаменитых звезд на небе

ТехИнсайдер
Мужчина из «вождеского» погребения унетицкой культуры оказался жертвой убийства Мужчина из «вождеского» погребения унетицкой культуры оказался жертвой убийства

Биоархеологам удалось установить причину смерти 4000-летней давности

N+1
Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции Новые Прометеи: найден способ вырастить в организме вторую печень без операции

Открытие, которое может перевернуть представление о пересадке важных органов

Вокруг света
Старинное приспособленье: как слиться с любимым существом Старинное приспособленье: как слиться с любимым существом

Гаметофиты и спорофиты: как клетки учатся сливаться друг с другом

СНОБ
Все изменения в техосмотре: топ-5 важных ответов на вопросы Все изменения в техосмотре: топ-5 важных ответов на вопросы

С 1 сентября 2022 года в правилах прохождении техосмотра заработали изменения

РБК
Недвижимость Недвижимость

В России в сегменте элитного жилья продолжает набирать популярность Сочи

Robb Report
Эта часть СССР была оккупирована нацистами после захвата Берлина. Как такое возможно? Эта часть СССР была оккупирована нацистами после захвата Берлина. Как такое возможно?

Было место, откуда нацисты после разгрома ушли гораздо позже

ТехИнсайдер
Век королевы Век королевы

Женщина, определяющая столетие

Лиза
«Три тысячи лет желаний» с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой — завораживающая сказка о природе сказок. И главная лавстори этого года «Три тысячи лет желаний» с Тильдой Суинтон и Идрисом Эльбой — завораживающая сказка о природе сказок. И главная лавстори этого года

«Три тысячи лет желаний» — голливудский блокбастер и пылкая лавстори

Правила жизни
Озонирование воздуха заставило кожу создать вокруг человека окислительное поле Озонирование воздуха заставило кожу создать вокруг человека окислительное поле

Выделяемые кожей человека вещества приводят к образованию вокруг него поля

N+1
4 желания, о которых мы редко говорим: признание мужчин 4 желания, о которых мы редко говорим: признание мужчин

Наиболее частые, честно высказанные мужские пожелания, адресованные женщинам

Psychologies
Как смотреть «Июльский дождь» Хуциева Как смотреть «Июльский дождь» Хуциева

Что важно знать об эпохе оттепели и о темах, которые волновали Марлена Хуциева

Культура.РФ
Дел невпроворот: как научиться справляться с рабочими завалами Дел невпроворот: как научиться справляться с рабочими завалами

Глава из книги «Дизайн работы мечты»

Psychologies
Открыть в приложении