Путешествие из Петербурга в Москву - любимое русское занятие

Караван историйИстория

За пять минут до полуночи... Маршрут № 1

Путешествие из Петербурга в Москву (равно как и наоборот) - любимое русское занятие еще со времен Радищева. Вот почему в легендарном экспрессе "Красная стрела", уже девяносто лет курсирующем между двумя столицами, всегда аншлаг...

Нина Белова

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков

...В начале лета 1931 года в газете «Гудок» появилось объявление: «9 июня, в 1 ч. 30 мин. ночи, из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между городами экспресс покроет в 9 ч. 45 мин. Средняя скорость — 70 километров в час. На отдельных перегонах она дойдет до 100 километров в час».

Организовать между столицами регулярные рейсы быстрых и комфортных составов для поездок партийных и государственных чиновников распорядился лично Сталин — вождь самолетами не летал и другим не советовал...

Нарком путей сообщения Моисей Рухимович с энтузиазмом взялся за дело. Для нового поезда отобрали деревянные, еще царские вагоны, украсив их черным мореным дубом, бронзовыми канделябрами и хрусталем. В составе насчитывалось семь жестких купейных вагонов, три мягких и один спальный с двухместными купе. В нем сняли верхние полки, а на их место повесили зеркала и светильники.

Новый поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Каким он еще мог быть в «красной» стране? Название на вагонах писали на двух языках — русском и английском. Однако на старом плакате начала тридцатых годов поезд изображен синим. Объясняется это тем, что еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны были быть непременно синими. Цветовая палитра изменилась только в 1962 году — состав приобрел красивый темно-красный оттенок.

Поезд был назван в духе времени — «Красная стрела». Однако на плакате начала тридцатых годов он синий. Еще до Первой мировой войны существовал стандарт, действовавший во всей Европе: вагоны первого класса должны быть непременно синими. Темно-красным экспресс стал в 1962-м. Отправление первого состава после снятия блокады — 20 марта 1944 года. Фото: архив РЖД

Итак, в свой первый рейс «Красная стрела» отправилась в ночь с девятого на десятое июня 1931 года. Экспресс вышел из Ленинграда в 01:30 ночи и прибыл в Москву в 11:20, он мчался с рекордной по тем временам скоростью (в среднем 69,8 километра в час).

Тянуть составы «Красной стрелы» ставили самые современные локомотивы. В 1937-м появился знаменитый «Иосиф Сталин» — самый мощный в мире паровоз Ворошиловградского паровозостроительного завода. Год спустя в Коломне выпустили два опытных пассажирских локомотива типа 2-3-2К. Стальные красавцы представляли собой фантастическое зрелище: современному пассажиру они напомнили бы знаменитые шлемы героев культовой саги «Звездные войны» — для снижения сопротивления воздуха локомотивы были покрыты обтекаемыми футуристическими кожухами, что позволило им развивать скорость до 160 километров в час.

В тридцатые и сороковые годы «Красная стрела» возила важных персон: главным образом крупных советских и партийных чиновников. И не было большего символа советской исключительности и престижности, чем поездка на этом статусном поезде. Среди пассажиров встречались и высокопоставленные иностранцы. «Вчера ночью министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдвард Бенеш с женой поездом «Красная стрела» выехал в Ленинград», — в газетах предвоенных лет часто мелькали подобные сообщения. Говорили, будто сам товарищ Сталин ездил в Ленинград именно на новом экспрессе. В действительности же вождь путешествовал спецсоставом, но «Красную стрелу» осмотрел и остался доволен.

Поезд и впрямь словно сошел со страниц каталога лучших железнодорожных экспрессов того времени: мягкие салоны с приглушенным светом, крахмальное белье, шелковые занавески на окнах, ковровые дорожки... Вышколенный персонал в униформе разносил не только чай, но и горячие обеды из нескольких поездных буфетов. Со временем в фирменном экспрессе появился и первый вагон-ресторан. В Наркомате путей сообщения даже придумали особое меню для пассажиров-иностранцев с традиционными русскими блюдами — солянкой, блинами, квасом, от которых те приходили в неописуемый восторг.

Особым шиком стал телефонный переговорный пункт, оборудованный в одном из вагонов. На больших остановках — в Бологом, Окуловке и Малой Вишере — прямо из поезда можно было позвонить в любой город Советского Союза и европейские столицы. И что уж совсем экзотично — при необходимости связаться с Кремлем, а также отправить радиограмму практически в любую точку мира.

Фото: Сергей Гаврилов, ассистент фотографа: Вячеслав Цветков; стиль: Светлана Румянцева; визаж: Марина Ладычук; на Ирине платье M.Reason, босоножки Jimmy Choo

К весне 1938-го весь 650-километровый путь между столицами был полностью реконструирован. Поезда пошли по более тяжелым рельсам, уложенным на щебеночный балласт. Пассажирские составы покрывали расстояние между Ленинградом и Москвой за двенадцать часов, экспресс долетал за десять. «Красная стрела» стала не только самым быстрым и комфортабельным, но и самым точным поездом — по нему сверяли часы. Железнодорожники строго следили за расписанием и делали все, чтобы в любой, даже форс-мажорной ситуации экспресс всегда приходил вовремя.

Десять лет «Красная стрела» курсировала между двумя столицами. Утром двадцать второго июня 1941 года очередной поезд прибыл из Москвы в Ленинград точно по расписанию. Но оказалось, что уже пять с половиной часов идет война. Стремясь уберечь уникальный состав от бомбежек, его надежно укрыли в бывшем Императорском павильоне у Витебского вокзала.

Когда после окончательного прорыва блокады «Красную стрелу» вывели из депо, выяснилось, что за время вынужденного простоя вагоны существенно пострадали — металлические части покрылись ржавчиной, деревянная обшивка местами отсырела, с нее сошла краска, на тканях появилась плесень. Инженер ремонтной бригады вспоминал: «Поезд походил на доисторическое животное, которое только что извлекли из-под земли. Страшно было подумать о том, что надо сделать для возвращения ему первозданного вида». Но ленинградские железнодорожники смогли довольно быстро восстановить первоначальный вид «Стрелы». Правда, часть вагонов в целях маскировки перекрасили в защитный белый цвет, а к хвосту поезда прицепили бронированную платформу с зенитными пулеметами — еще существовала угроза вражеских налетов. Достали и спрятанное имущество — постельное белье, одеяла, занавески, ковры и даже хрустальные графинчики, каким-то чудом они не разбились.

Первая после блокады «Красная стрела» отправилась от перрона Московского вокзала двадцатого марта 1944 года. Проводники в белых фирменных перчатках и аккуратно подогнанной по похудевшим фигурам форме встречали пассажиров возле вагонов. Для ленинградцев это ознаменовало возвращение к мирной жизни, в тот же день даже первую парикмахерскую открыли — здесь, на Московском вокзале. «Красная стрела» окончательно пронзила кольцо немецкой блокады», — написал тогда журналист Давид Ортенберг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вера Таривердиева: Вера Таривердиева:

В судьбе Микаэла Таривердиева не было ничего случайного

Караван историй
Насколько далеко зайдет система распознавания лиц Насколько далеко зайдет система распознавания лиц

Как развивается технология распознавания лиц?

GQ
Жанна Бадоева: Жанна Бадоева:

Жанна Бадоева: Раздражаться или расстраиваться нет смысла

Караван историй
От Гарри Поттера до пукающего трупа: как сложилась карьера Дэниэла Рэдклиффа От Гарри Поттера до пукающего трупа: как сложилась карьера Дэниэла Рэдклиффа

Дэниэл Рэдклифф: война с Гарри Поттером, какие фильмы нравятся ему самому?

Cosmopolitan
Кэри Маллиган. Горячая штучка Кэри Маллиган. Горячая штучка

Кэри Маллиган удалось дать бой прежним обидчикам

Караван историй
10 фальшивок, изменивших ход истории 10 фальшивок, изменивших ход истории

Подтасовка фактов и подделка документов — совсем не изобретение нашего времени

Вокруг света
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
8 мужских недостатков, которые на самом деле нравятся женщинам 8 мужских недостатков, которые на самом деле нравятся женщинам

Подборка мужских изъянов, которые женщины втайне считают привлекательными

Maxim
Шарлиз Терон. Голова не в облаках Шарлиз Терон. Голова не в облаках

Ее признали самой сексуальной из ныне живущих женщин

Караван историй
Подводные камни сделок с материнским капиталом Подводные камни сделок с материнским капиталом

Юридические нюансы сделок с маткапиталом

СНОБ
Можно и чище Можно и чище

10 ошибок при уборке, которые делают большинство хозяек

Лиза
Найдено вероятное место обитания иной галактической цивилизации Найдено вероятное место обитания иной галактической цивилизации

Почему бы не существовать внеземному разуму?

Популярная механика
2009 год 2009 год

Гибель Сергея Магнитского, закрытие Черкизовского рынка и новая Россия

Esquire
Переход к земледелию не повлек за собой изменения микробиома ротовой полости человека Переход к земледелию не повлек за собой изменения микробиома ротовой полости человека

Ученые проанализировали образцы 44 древних охотников-собирателей и земледельцев

N+1
Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!» Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!»

«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской»

Караван историй
Чертовщина какая-то! Фильмы, которые были прокляты с самого начала Чертовщина какая-то! Фильмы, которые были прокляты с самого начала

Проклятые фильмы, с которыми связаны мистические случаи

Cosmopolitan
5 фильмов о знаменитых дизайнерах, которые помогут разбираться в моде 5 фильмов о знаменитых дизайнерах, которые помогут разбираться в моде

Эффектные байопики о кутюрье с мировым именем

GQ
Почему русские не умеют вести непринужденные беседы. Отрывок из книги «Искусство очаровывать незнакомцев» Почему русские не умеют вести непринужденные беседы. Отрывок из книги «Искусство очаровывать незнакомцев»

Отрывок из книги Татьяны Шахматовой, популяризаторки лингвистики

СНОБ
Драгоценный запас: что нужно знать о заморозке яйцеклеток Драгоценный запас: что нужно знать о заморозке яйцеклеток

Что нужно знать о заморозке яйцеклеток и кому она может понадобиться?

Cosmopolitan
Солнце, ветер и воздух для добычи воды Солнце, ветер и воздух для добычи воды

С каждым годом дефицит водных ресурсов на планете только усиливается

Наука и жизнь
Как две капли воды: 10 двойников популярных достопримечательностей Как две капли воды: 10 двойников популярных достопримечательностей

Мост, собор, виадук превращаются… превращаются…

Вокруг света
Коротко о nocode-сервисах: зачем нужны, чем удобны, для чего не подойдут и где узнать о них больше Коротко о nocode-сервисах: зачем нужны, чем удобны, для чего не подойдут и где узнать о них больше

Коротко о nocode-сервисах

VC.RU
Память воды Память воды

Как фридайвинг учит открывать новые глубины в себе самой

Tatler
Салат: гармония вкуса и пользы Салат: гармония вкуса и пользы

Сейчас салат на пике популярности во всём мире, особенно в Европе и США

Наука и жизнь
А ты точно продюсер? Собираем домашнюю студию звукозаписи А ты точно продюсер? Собираем домашнюю студию звукозаписи

Домашняя студия: как выбрать микрофоны, звуковые карты и все-все-все

Playboy
6 продуктов, которые ты обязательно должна есть летом 6 продуктов, которые ты обязательно должна есть летом

Наиболее важные сезонные продукты, которые должны войти в основу твоего рациона

VOICE
Поправки с риском Поправки с риском

Изменения в закон об агростраховании лишат господдержки растениеводов

Агроинвестор
Неизвестные герои: 6 забытых ученых, совершивших переворот в науке Неизвестные герои: 6 забытых ученых, совершивших переворот в науке

Многие гении, кардинально изменившие мир, порой остаются в тени

Вокруг света
Витамины, масла, SPF: как помочь коже пережить летнюю жару Витамины, масла, SPF: как помочь коже пережить летнюю жару

Ура, лето! Наверное, ни один сезон мы не ждем с таким нетерпением

Cosmopolitan
Когда твой парень — монстр: 10 фильмов о любви красавиц и чудовищ Когда твой парень — монстр: 10 фильмов о любви красавиц и чудовищ

Можно ли любить монстра? Можно, и легко!

Cosmopolitan
Открыть в приложении