Василию Поленову повезло и с происхождением, и с семьей, и с любимым делом

Караван историйКультура

Василий Поленов: Несчастливый счастливчик

Василию Дмитриевичу Поленову повезло и с происхождением, и с семьей, и с любимым делом. От этого он всю жизнь казался себе незаслуженным счастливчиком, испытывал даже некоторую неловкость.

Татьяна Миргородская

Как сказали бы англичане, Поленов родился с серебряной ложкой во рту — взять хотя бы любимую бабушку, «бабашу» Веру Николаевну Воейкову, воспитанную в семье Гаврилы Романовича Державина, или ее мужа Алексея Васильевича, чей портрет висел в Зимнем дворце в Военной галерее в компании других славных генералов. Мать Василия Мария Алексеевна была воспитана в лучших традициях, уроки живописи ей давал художник брюлловской школы. Помимо рисования еще она увлекалась писательством.

Отец же был сыном академика, водившего знакомство с Пушкиным. Дмитрий Васильевич сначала избрал дипломатическую стезю, служил секретарем посольской миссии в Греции, затем увлекся археологией и искусством, ведал Русским археологическим обществом и написал несколько серьезных научных работ.

С Марией Алексеевной они растили пятерых детей — близнецов Василия и Веру, Алексея, Константина и Елену, которую в семье звали Лилей. Родившийся двадцатого мая 1844 года Вася уже в трехлетнем возрасте проявлял интерес к рисованию, о чем сохранилось несколько трогательных воспоминаний.

Вот Дмитрий Васильевич рассказывает, как цирковая наездница прыгала с лошади сквозь затянутый бумагой обруч. «И эта бумага вся чистая, неизрисованная? — приходит в ужас Вася. — Как жалко!» Вот Мария Алексеевна ведет Васю в зверинец, и сын, вернувшись домой, лежа на ковре в отцовском кабинете, долго пытается нарисовать по памяти слона. Вот он увлеченно рисует иллюстрации к русским сказкам, которые ему и младшим братьям рассказывает няня Пелагея, а сестрам — няня Аксинья.

Когда Васе исполнилось двенадцать, ему пригласили преподавателя. Впрочем, рисовать тот учит всех — и Веру, и Алешу, и Костю, и Лилю. В гости в Петербург приезжала любимая бабаша и экзаменовала внуков, давая им сложные темы, как это делают в Академии художеств: тут и суд царя Соломона, и Сергий Радонежский, благословляющий Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. Вера Николаевна и медали как в академии присуждала — золотая, кстати, досталась Васе. (В 1867 году внук запечатлел бабашу на холсте.)

Он работает усердно: срисовывает гипсы, копирует полотна старых мастеров, пишет с натуры лес и реку. Теперь его учителем стал студент Павел Чистяков, будущий прекрасный педагог — среди его питомцев Серов, Врубель, Репин, Суриков, Васнецов... Пятнадцатилетний Вася с братьями и сестрами — первые его ученики. Дважды в день по несколько часов они изображают кубики, гипсовые маски и бронзовых лошадей, осваивают масляные краски.

В Васе Павел Петрович видит несомненный талант, да и мальчик ни о чем другом не мечтает, кроме как стать художником. Однако у родителей иное мнение: сын обязательно должен получить университетское образование. При этом учиться живописи ему никто не запрещает. Отец убеждал: мол, диплом человеку круга дворянской интеллигенции необходим, искусство же никуда не денется. В итоге сговорились на компромиссе: вечером посещать академию, днем — университет. С изумлением Василий обнаружил, что учиться на юридическом факультете действительно интересно. В это же время он познакомился с членами Артели художников. С Иваном Крамским и особенно с Ильей Репиным — оба стали вхожи в семью Поленовых — свяжет долгая дружба, в которой Василию было немного неуютно: на фоне тех, кому действительно пришлось тяжело пробиваться в жизни ради мечты, он казался себе счастливчиком и везунчиком.

В 1867 году он окончил обязательный академический курс с Большой серебряной медалью, однако для дальнейшей успешной карьеры нужны были еще золотые — Малая и Большая, на это отводилось четыре года. Те же четыре года — на окончание университета. Поленов все успел: и экзамены сдать с отличием, и медали получить.

Жизнь обещала только радость: любимая сестра Вера вышла замуж за его близкого друга Ивана Хрущева, младшая Лиля серьезно увлеклась живописью и подавала надежды. Сам он в качестве пенсионера академии летом 1872 года отправляется в шестилетнюю заграничную поездку, полагавшуюся лауреату Большой золотой медали. Следуя в Италию через Австрию и Германию, изучал музеи, разглядывал достопримечательности, любовался природой и постоянно работал. Рим, в котором в конце концов оказался, впрочем совсем не понравился, показался пустоватым и вычурным. Василий даже пожалел, что не остался в Баварии.

Между тем судьба именно на итальянской земле уготовила встречи, повлиявшие на всю его дальнейшую жизнь. Молодой художник познакомился с критиком и искусствоведом Адрианом Праховым, а тот в свою очередь свел Поленова с Саввой Мамонтовым и его семейством. У Праховых Василий увидел барышню, очаровавшую его с первого взгляда. Застенчивая Маруся Оболенская, заплетавшая волосы в толстые косы, приходила в гости к Адриану с сестрой Екатериной Алексеевной Мордвиновой. Как единственный свободный мужчина Василий удостоился привилегии провожать девушек домой. В присутствии Маруси с ним, обычно сдержанным и скромным, что-то происходило — он воодушевлялся, громко и эмоционально говорил, бурно жестикулировал и ловил каждый взгляд возлюбленной.

В Италии Василий Поленов (второй справа) познакомился с Саввой Мамонтовым (крайний слева), ставшим впоследствии близким другом художника

Екатерина Алексеевна, дама весьма эмансипированная, курила и нарочито часто использовала простонародные слова, мешая их с французскими и итальянскими фразами. Маруся на фоне сестры казалась еще более утонченной и строгой. Позже Василий узнал историю ее семьи: мать разошлась с князем Оболенским и уехала в Швейцарию. Однажды туда заявился бывший муж и забрал в Петербург младших детей. Маруся гостила у сестры и только поэтому осталась с матерью. Скандальную историю Оболенских тогда широко обсуждали и в российском свете, и среди эмигрантов.

Теперь восемнадцатилетняя Маруся серьезно училась пению, в гостях у Праховых бывала все реже — предпочитала усердно заниматься вокалом и не тратить время на пустое веселье. Поленов с нетерпением ждал любой возможности вновь ее увидеть и так тосковал, что совсем лишился вдохновения.

В конце марта 1872-го заболел корью Всеволод — Вока, младший сын Мамонтовых. Родители на всякий случай отправили второго сына Андрюшу пожить к Екатерине Мордвиновой. Никто не думал о худом, все увлеченно готовились к карнавалу. Праховы придумали целое представление — их компания облачилась в красное и изображала чертей, сам же затейник Адриан нарядился Вельзевулом, нахлобучил на голову золотую корону и вооружился трезубцем. Завидев веселую процессию, даже видавшие виды римляне приходили в восторг. Увы, это был последний счастливый день. Вернувшись с гуляний, узнали, что корь началась и у Андрюши. Через несколько дней заразилась Маруся. Врач, почему-то решивший, что это не корь, а оспа, настоял, чтобы всем в доме сделали прививку. После этого состояние Маруси резко ухудшилось, она бредила в жару. Каждый день Поленов с нетерпением ждал новостей, которые, увы, не обнадеживали и не радовали. Маруся умерла.

Василий едва не сошел с ума. Родным написал такое отчаянное письмо, что семья встревожилась не на шутку — мать, братья и сестры умоляли вернуться домой, предлагали приехать сами. Но Поленову никого не хотелось видеть, он подолгу сидел на могиле Маруси и делал этюды. Потом по нескольким сохранившимся фотографиям написал портрет возлюбленной и отправил ее матери.

Он чувствовал себя бесконечно одиноким, вдохновение и воля к работе не возвращались, вдобавок появилось горькое ощущение неполноценности. «Вот, — думал Василий, — друг и однокашник по академии Репин.. . Вырвался из бедности, не окончил ни гимназии, ни университета и теперь известен во всем мире своим талантом — его «Бурлаки» гремели. А дворянин, дипломированный юрист Поленов не создал еще ничего сколь-нибудь значительного». Приехавший в Рим Илья и второй товарищ скульптор Марк Антокольский, тоже отнюдь не аристократ, были уже женаты, радовались жизни, много работали. Василий же все искал свою тему.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует» Анна Дубровская: «Справедливости в театре не существует»

После схода ледника и пропажи съемочной группы мне приснился Бодров...

Караван историй
Роль проштрафившегося физрука: почему не стоит ждать возвращения России в G7 Роль проштрафившегося физрука: почему не стоит ждать возвращения России в G7

Историю отношений России и G7 можно уподобить многоактной пьесе

Forbes
Самооценка: родом из детства Самооценка: родом из детства

Как формируется самооценка, и что помогает ей быть «здоровой»?

Домашний Очаг
Кроссовки дня: совместная пара Red Wing и New Balance — подарок эстетам, которые не гонятся за быстрыми трендами Кроссовки дня: совместная пара Red Wing и New Balance — подарок эстетам, которые не гонятся за быстрыми трендами

Команда паблика Please разобрала результат сотрудничества двух обувных марок

Esquire
Дмитрий Пчела: Катина любовь Дмитрий Пчела: Катина любовь

Долго носил длинные волосы, думая, что в таком образе кинокарьера пойдет в гору

Караван историй
Свадьба-буффонада: Собчак и Богомолов приехали в ЗАГС в катафалке, а уехали на лошади Свадьба-буффонада: Собчак и Богомолов приехали в ЗАГС в катафалке, а уехали на лошади

В пятницу, 13 сентября, прошла одна из самых ожидаемых свадеб сезона

Forbes
Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят» Евгений Писарев: «Существует множество мифов о том, что этот театр проклят»

Театр я возглавил в тридцать восемь и был, видимо, самым молодым худруком Москвы

Караван историй
Имперский размах Имперский размах

Микс европейских архитектурных и декоративных традиций

SALON-Interior
Сделаем красиво Сделаем красиво

Профессионалы в области красоты и здоровья рассказали о новинках рынка

Домашний Очаг
Зачем читать роман Донны Тартт «Щегол» Зачем читать роман Донны Тартт «Щегол»

12 сентября в прокат вышел "Щегол" — экранизация известного романа Донны Тартт

Esquire
Владимир Маркин: Владимир Маркин:

Владимир Маркин о хите «Сиреневый туман» и своей жизни до карьеры музыканта

Караван историй
От шахты до огранки: почему алмазы стоят так дорого От шахты до огранки: почему алмазы стоят так дорого

Какой путь проходит алмаз прежде, чем занять почетное место в колье или кольце

Forbes
Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу» Кремль отменил массовые беспорядки: что показали суды по «московскому делу»

Суд приговорил двух участников акции к реальным срокам за применение насилия

Forbes
Опыт читателя: как я апгрейдил компьютер без интернета в 90-х годах Опыт читателя: как я апгрейдил компьютер без интернета в 90-х годах

Насколько сложно было провести апгрейд компьютера в конце прошлого века

CHIP
Странная наука Странная наука

Молекулярная кухня как глобальное кулинарное направление вышла из моды

Robb Report
На страже покоя президентов и миллиардеров: чем занимаются начальники безопасности в дорогих отелях На страже покоя президентов и миллиардеров: чем занимаются начальники безопасности в дорогих отелях

Как обеспечить спокойное пребывание первых лиц в дорогих отелях

Forbes
10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером 10 самых красивых гимнасток России — девушки со стальным характером

Они грациозны, женственны и… очень трудолюбивы!

Cosmopolitan
В новом формате В новом формате

Гид по Москве: самые модные места и развлечения столицы

Лиза
Умри, но не сейчас: что делать, если вы абсолютно выгорели Умри, но не сейчас: что делать, если вы абсолютно выгорели

Раз в полгода даже самый успешный руководитель бизнеса обязательно выгорает

Forbes
В тюрьму за инвестиции: как взять бюджетные деньги и не обжечься В тюрьму за инвестиции: как взять бюджетные деньги и не обжечься

Как разрешить коллизию между бюджетной логикой и принципами венчурного рынка?

Forbes
Рецензия на фильмы Рецензия на фильмы

На кинофестивале в Торонто показали сразу два пронзительных фильма

Esquire
Комфорт или влияние: как найти «правильного» психолога Комфорт или влияние: как найти «правильного» психолога

Как понять, какой психолог вам подойдет

Psychologies
Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов Зона дискомфорта: как зарабатывать миллионы на желании богатых людей бросить себе вызов

Курсы по безопасности в лесу, горах и на острове за год принесли 20 млн рублей

Forbes
На тёмной стороне На тёмной стороне

Забудьте обо всём, чем вас пугали на уроках географии

Robb Report
Минный пол Минный пол

20 вещей, которых мы боимся в женщинах

Maxim
Почему мы боимся потерять деньги Почему мы боимся потерять деньги

Почему так страшно терять финансы? Ведь все просто: если заработали, сможем еще

Psychologies
Свободный полет: как вести себя со взрослыми детьми Свободный полет: как вести себя со взрослыми детьми

Многие родители с трудом отпускают любимых детей во взрослую жизнь

Psychologies

Евгений Петросян заявил, что Елена Степаненко закрыла ему доступ в их квартиру

Cosmopolitan
Хюррем, подвинься! 10 красавиц из турецких сериалов, о которых ты не знала Хюррем, подвинься! 10 красавиц из турецких сериалов, о которых ты не знала

Подборка турецких актрис, которые еще заявят о себе

Cosmopolitan
Марка, за которой стоит следить: Hed Mayner Марка, за которой стоит следить: Hed Mayner

Почему стоит следить за маркой Hed Mayner

Esquire
Открыть в приложении