Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историйЗнаменитости

Тамара Гвердцители: "Кто вкусил настоящий успех - и слез много выплакал"

Я очень люблю домашний уют и готова его создавать для близких, но когда из трехсот шестидесяти пяти дней в году триста - гастроли, это сложно для всех. Илья Резник написал в стихах к песне "Мой путь": "соленый вкус аплодисментов". Он в душу артистов залез и оттуда эти слова вынул. Правда: кто вкусил настоящий успех - и слез много выплакал.

Елена Фомина

ак вы себя чувствуете в роли члена жюри «Голоса 60+»?

— Очень волнуюсь! Причин для переживаний много, они наслаиваются друг на друга. Быть членом жюри вообще нервная и ответственная работа, а тут ее усложняет фактор возраста. Делать замечания и высказывать пожелания приходится людям, которые старше меня, что трудно и как грузинской женщине и просто как интеллигентному человеку. Еще и «слепые прослушивания» — непростая форма: сидишь спиной к поющему, ориентируешься только на звук голоса и должен принять решение очень быстро — максимум за две минуты. Конечно, я боюсь ошибиться, пропустить талантливого человека! И переживаю за людей, ведь участие в таком конкурсе в любом случае подвиг — выйти на большую сцену, зная, что в зале на тебя будут смотреть сотни зрителей, а по телевизору — десятки миллионов. Я уважаю каждого, кто просто на такое решился, независимо от того, повернулась ли к нему, и удивляюсь, как на такой шаг хватило смелости.

— В одном из прошлых сезонов «Голоса» на «слепых прослушиваниях» был сын Александра Градского Даниил — и Градский мало того что не повернулся, еще и не узнал собственного сына. Объяснил потом, что не слышал, как Даня поет. Если вам устроят такой сюрприз, узнаете по пению близких?

— Всех родных узнаю. При мне и со мной все поют! Мы с мамой Инной Владимировной поем дуэтом — дуэт возник практически сразу после моего рождения. Любим романсы, грузинские застольные и эстрадные песни. Мама — одесситка и знает все одесские песни: «Лимончики», «Мурку», «Семь сорок» и многие другие, но они у нас исполняются вне основного репертуара, исключительно на бис. Сын Александр тоже хорошо поет, только немного стесняется. Мой младший брат Павел в детстве тоже стеснялся. Честно признаюсь: в том, что он не пел, невольно виновата я. Когда мне было три года, а Павлику два, нас отобрали в садике выступить на местном телевидении. Под мамин аккомпанемент мы должны были исполнить «Топ, топ, топает малыш». Прямая трансляция. Мама заиграла на фортепиано, я запела, а братик... пришел в такой восторг от моего вокала, что замолчал! С тех пор Павлик мой преданный слушатель. У него через несколько лет обнаружился талант к математике — и тут уже я им восхищаюсь. Со временем Павел расслабился и стал петь просто для удовольствия. Кстати, на самом деле у него не было реальных причин для комплексов: у брата хорошие голос и слух — как и у всех в семье. Как и у многих в Грузии.

— Мне кажется, Грузия должна быть главным поставщиком участников «Голоса 60+». Сколько долгожителей — и большинство невероятно музыкальны. А среди прекрасно поющих членов вашей семьи были долгожители?

— Прабабушка княгиня Мария Ильинична Хидирбегишвили-Амилахвари прожила девяносто четыре года. Когда думаю о ней и людях похожей судьбы, не укладывается в голове: столько пережили — революцию, две войны и во время и после каждого из потрясений голод и разруху. Они все это выдержали и остались людьми — фантастика! Особая закалка и особенное отношение к жизни — к миру, войне, семье, родине, детям и внукам.

— Мария Ильинична была веселой или строгой?

— В ее характере гармонично сочетались сдержанность, эмоциональность, деликатность, упорство, демократичность и умение держать дистанцию.

— Чему-то она вас учила?

— Хотела, чтобы все ее внуки и правнуки читали наизусть стихи на грузинском и русском языках, и я их учила с пяти лет. Она читала нам, а мы с Павликом и двоюродными братом и сестрой запоминали. Устраивала чудесные вечера поэзии, которых я ждала и в пять лет, и когда училась в школе. Все, что закладывается в нежном возрасте, остается с тобой навсегда. И прабабушка отлично понимала, какую важную вещь для нас делает, что в нас взращивает. Она обожала собирать семью за чаем. И это всегда превращалось в настоящую чайную церемонию, только не китайскую и не японскую, а грузинскую. Помню, с каким восторгом мы, маленькие, смотрели на своих прекрасных, добрых и умных взрослых.

Мария Ильинична до революции училась в Париже и когда рассказывала про Францию, мы слушали раскрыв рты. Особенно сильное впечатление на меня производили ее воспоминания о Париже. Она показала кружевные перчатки, купленные во Франции, я в свои шесть или семь лет была потрясена. Еще прабабушка жила в Ленинграде, который привыкла называть Петроградом, там учился на военного врача ее сын, мой дедушка. О петроградском периоде, как и о революции, войне и разных бедах, она говорила мало и сдержанно, но я впитывала каждое слово. Она для меня была эталоном человека и женщины, таких людей больше не встречала. Я испытывала к ней пиетет именно как к личности — не потому что прабабушка, а старших надо уважать.

— Похожи вы на нее?

— Говорят, да — характером. Она же не покорилась ситуации, но ее непокорность, упорство сочетались с интеллигентностью и деликатностью. Такое сочетание есть и во мне.

— А долгожители мужчины в вашем роду есть?

— Дядя Павлик, мамин брат Павел Владимирович, прожил девяносто пять лет. Его не стало в прошлом году. Ох, у него тоже была невероятная судьба. Ушел на фронт в шестнадцать лет из Одессы, в 1945-м, после победы над Германией, его перебросили на другой фронт, так что в Советский Союз он вернулся только в 1947 году. Причем не в Одессу, а в Тбилиси — семью сюда эвакуировали. Дядя каждый день говорил, что внес свою лепту в победу над фашизмом, но в подробности вдавался с большой неохотой. Он стал физиком, кандидатом наук. Был красавцем, пел потрясающе, а уж о теплоте, широте души, чувстве юмора и говорить нечего — одессит же!

У людей из Одессы особая жизненная энергия. Когда в человеке сочетаются две — грузинская и одесская, он это чувствует очень явственно. Он — в данном случае я. Обе энергии настолько непохожие и яркие и так крепко и затейливо сплелись во мне. В детстве и юности к этому относишься просто как к данности, а с возрастом все интереснее вглядываться туда, вглубь. Это придает устойчивость и силы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Назарьева. Мечты сбываются Анна Назарьева. Мечты сбываются

История любви Анны Назарьевой

Караван историй
Почему теракты во Франции так важны для России Почему теракты во Франции так важны для России

Почему проблемы во Франции вызывают дискуссии у россиян?

СНОБ
Екатерина Васильева. Непридуманная история Екатерина Васильева. Непридуманная история

Трагичная история актрисы и народной артистки РСФСР Екатерины Васильевой

Караван историй
Мифы и легенды российского венчура: правда ли стартапам из России сложно привлекать международные инвестиции Мифы и легенды российского венчура: правда ли стартапам из России сложно привлекать международные инвестиции

Почему с российским венчуром все не так, как кажется

Forbes
Михаил Галустян. История смешного мальчишки Михаил Галустян. История смешного мальчишки

Главы из книги Михаила Галустяна «Знак отличия. История смешного мальчишки»

Караван историй
Зеркало жизни Зеркало жизни

Неклассический служебный роман солиста группы PIZZA Сергея Приказчикова

OK!
Иван Бунин. На перепутье Иван Бунин. На перепутье

Эмиграция не простила Бунину встреч с советским послом

Караван историй
Красный пояс: как семья Ротенбергов меняет российский спорт Красный пояс: как семья Ротенбергов меняет российский спорт

Широкий спектр спортивных интересов семьи Ротенбергов

Forbes
«Мы прячем свои солнечные стороны» «Мы прячем свои солнечные стороны»

Стоит ли погружаться в бессознательное? Какие тайны оно скрывает?

Psychologies
Валторнист Григорий Волков: На сцене мы вспоминаем, зачем потратили детство на бесконечные занятия музыкой Валторнист Григорий Волков: На сцене мы вспоминаем, зачем потратили детство на бесконечные занятия музыкой

Интервью с создателем оркестра Simple Music Ensemble Григорием Волковым

СНОБ
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Из пункта А-А-А-А-А! Семь ужаснейших дорог планеты Из пункта А-А-А-А-А! Семь ужаснейших дорог планеты

Самые плохие дороги, по которым лучше не передвигаться вообще.

Maxim
25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины 25 вещей, которые на самом деле ненавидят женщины

Эта статья поможет тебе прожить чуть более счастливую и долгую жизнь

Maxim
Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет» Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет»

Интервью с Элизабет Мосс о биографической драме «Ширли» и феминизме

Grazia
Шалите, бегайте, играйте Шалите, бегайте, играйте

Иван Сорокин меняет российскую систему образования и воспитания детей

Эксперт
На однопиксельной Земле не удалось обнаружить деревья На однопиксельной Земле не удалось обнаружить деревья

Надежные признаки многоклеточной жизни видены только на масштабе регионов

N+1
Оборотень в хиджабе Оборотень в хиджабе

«Наркомама», в которой Изабель Юппер реабилитирует французский нуар

Weekend
25 лет здоровья 25 лет здоровья

Главные медицинские открытия, которые были придуманы к сегодняшнему дню

Домашний Очаг
У вакит не нашли генетической предрасположенности к вымиранию У вакит не нашли генетической предрасположенности к вымиранию

Вакиты были немногочисленными на протяжении последних трехсот тысяч лет

N+1
Изучена атмосфера планеты, которая не должна существовать Изучена атмосфера планеты, которая не должна существовать

Эта экзопланета парадоксальным образом существует в аномальных условиях

Популярная механика
Пробы на жалкую роль Пробы на жалкую роль

Игорь Гулин о дневнике Юрия Нагибина как литературном проекте

Weekend
Новые иммунные клетки восстановили поврежденные отростки нейронов Новые иммунные клетки восстановили поврежденные отростки нейронов

Эти клетки способны восстанавливать нейроны оптического нерва и спинного мозга

N+1
12 неожиданных деталей, которые все пропустили в «Крепком орешке» 12 неожиданных деталей, которые все пропустили в «Крепком орешке»

Может ли Брюс Уиллис стать еще круче? Как оказалось, да!

Maxim
8 актеров, которые умоляли режиссеров «убить» их героев 8 актеров, которые умоляли режиссеров «убить» их героев

Не все голливудские актеры мечтают вечно играть одну и ту же роль в франшизе

Maxim
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
«Все великие художники воруют»: почему большинство российских IT-компаний нельзя назвать инновационными «Все великие художники воруют»: почему большинство российских IT-компаний нельзя назвать инновационными

Крупнейшие российские IT-компании не являются инноваторами

Forbes
30-этажный дом за 360 часов: китайская революция 30-этажный дом за 360 часов: китайская революция

Китайские дома: 30 этажей за 15 суток... не быстровато ли строят?

Популярная механика
Снялся в Снялся в

Что же произошло с Брюсом Ли на самом деле?

Cosmopolitan
Революция в записи на магнитные носители: новое поколение Революция в записи на магнитные носители: новое поколение

Новый способ хранения информации на магнитных носителях

Популярная механика
О чём тот дуб молчит красноречиво… О чём тот дуб молчит красноречиво…

Ириновский дуб — памятник живой природы

Наука и жизнь
Открыть в приложении