Светлана Немоляева о карьере и семье

Караван историйЗнаменитости

Светлана Немоляева: «Лазарев никогда не давал повода усомниться в его верности»

Сашу преследовали, это было тяжело, мучительно. Дамы звонили по ночам, будили. Мобильных еще не изобрели, а домашний выключить не могли: у меня пожилые родители, у Саши в Питере мама. Мало ли что? Некоторые действовали ужасно, разбивали машину

Записала Марина Порк

Фото: Unionwest archive/vostock photo

Мелодраму «Еще раз про любовь» я впервые увидела на премьере в Доме кино. Красавец-физик Электрон Евдокимов говорил о любви к стюардессе Наташе. Делал это так, как никто до него в советском кино. В его словах, взгляде сквозило столько нежности, желания, влечения, герои так наслаждались друг другом, что невозможно было оторвать от них глаз. Но я не смогла восхититься потрясающей актерской игрой, невероятной харизмой моего мужа Александра Лазарева и его партнерши Татьяны Дорониной. Заревновала. Неужели это только актерский талант заставляет зал переживать за героев и до последней секунды надеяться на счастливый финал их романа?

Экран погас, спустились в фойе — там к Саше выстроилась очередь из тех, кто хотел поздравить. Коллеги подходили, произносили приятные слова. Одна я не могла порадоваться за мужа. Когда шли домой, сказала: «Сашка, один раз посмотрела твой фильм, больше никогда этого делать не буду!» И долго держала слово.

Но время шло, картину часто повторяли по телевидению. Саша звал: «Светка, опять «Еще раз про любовь» показывают. Может, вместе посмотрим?» Однажды уговорил. И я наконец оценила и его взгляд, излучавший свет, и интонации, и неповторимую манеру игры, и диалоги с Таней. Герои в кино тогда вообще так не разговаривали. Потом неоднократно пересматривали фильм, Саша его любил, они с Дорониной очень в него вложились. Картина стала успешной в первую очередь благодаря их потрясающей актерской работе.

С Сашей мы познакомились в Театре Маяковского — в один и тот же день пришли на прослушивание и были приняты в труппу. Я и сегодня в ней состою.

Никогда не видела себя в другой профессии, с детства любила что-то изображать, играть, показывать. Впервые актерские задатки проявились во втором классе. Жили мы в коммуналке на Плющихе. Однажды услышала, как соседка говорит бабушке на кухне: «Вот достала каустик, страшная отрава, надо спрятать бутылку от детей». Детей в квартире было двое: я и мой брат Коля. Информация прочно засела в голове. Пошла в школу, прозвенел звонок, все направились в класс, а я улеглась у порога и пролежала в пустом коридоре неподвижно все сорок пять минут, пока шел урок. Представляете, какое недюжинное терпение проявила в столь юном возрасте? Одноклассники выскочили на перемену, увидели меня:

— Ой, что это со Светой Немоляевой?

— Умираю... — прошептала тихим голосом.

— Что случилось?

— Выпила каустик.

Само собой разумеется, никакого каустика я не пила, просто сочинила пьесу и убедительно сыграла в ней главную роль. Насладиться лаврами не успела, меня сгребли в охапку, отнесли в медпункт и заставили выпить восемь чашек воды, чтобы промыть желудок. Вот уж когда по-настоящему поплохело! Но от актерства не отвратило.

Я продолжала играть — залезала в шкафы и сидела там притаившись, пока меня не находили взрослые. Недаром про актеров говорят, что они и в жизни почти не выходят из образа. Поэтому к окончанию школы мучительный выбор — кем стать? — передо мной не стоял. Хотя папа мечтал, чтобы попробовала себя в профессии художника. Девочкой рисовала упорно и самозабвенно, кроме того, вырезала из плотной бумаги кукол, а потом наряжала их в роскошные бумажные костюмы и платья. Отец постоянно точил мне карандаши — вытисненные на них имена звучали романтично: Сакко и Ванцетти. Я не знала, что они означают, но это завораживало. Однажды папа показал мои рисунки кому-то из Кукрыниксов, с которыми приятельствовал, и меня похвалили, сказали добрые слова. Отец обрадовался, поинтересовался: «Светла-а-аночка (так смешно, растягивая буквы, он ко мне обращался), если захочешь, можно пойти в художественное училище». Но я мечтала стать артисткой.

Да и как иначе при таких родителях?! Папа Владимир Викторович Немоляев — кинорежиссер на «Мосфильме», мама Валентина Львовна Ладыгина — звукооператор. Круг их знакомств был обширнейшим, изумительным, потрясающим! Отец знал всех, и все знали его. Мы с братом росли в киношной среде, в мире, который был для других недоступен. Чувствовали себя очень счастливыми, хотя детские годы пришлись на войну.

«Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату, мы тоже там оказались. Кино снимать не прекращали. Если вспомнить картины того времени про сельскую или городскую жизнь, в них всегда присутствовала ребятня: обязательно кто-то бегал, гонял мяч, крутил прыгалки на заднем плане. Таким был тогдашний дворовый быт, дети целыми днями пропадали на улице. Помню, бутерброд в зубы — и гулять, никто за детей не беспокоился, ничего плохого с нами случиться не могло.

После института снялась в фильме-опере «Евгений Онегин», играла Ольгу. Там есть один крупный план, на который не могу смотреть: щечки круглые, почти лопаются. Фото: Ленфильм/global look press

Первую свою роль я получила в «Близнецах», когда вернулись из эвакуации. Режиссеру Константину Юдину требовалась девочка для крошечного эпизода, и мама, работавшая на картине, привела меня в группу. Съемочный процесс не запомнился, а то, что ехали на двухэтажном троллейбусе, врезалось в память навсегда, тем более что выпало счастье занять место на втором ярусе и разглядывать сверху Ленинградский проспект. Дом, где проходили съемки, стоял в самом его конце.

Позже с братом вместе появились в папиной музыкальной комедии «Машина 22-12», или «Счастливый рейс», с которой зарождалось советское стереокино. Главные роли сыграли Николай Крючков, Михаил Жаров, Вера Орлова — судьба позже свела меня с ней в Театре Маяковского. Отец не только их снимал — многие становились друзьями, бывали в гостях. В «Счастливом рейсе» впервые появился на экране Евгений Леонов. К папе обратился приятель:

— Есть потрясающий парень, это нечто! Сними его, не пожалеешь!

— Но у меня уже все роли распределены.

— Ну сними хоть как-нибудь!

И отец согласился. В картине есть крупный план Леонова — пожарный на концерте в шлеме с довольным лицом.

Часто в гости приходили Михаил Жаров с женой Людмилой Целиковской, но я жила своей детской жизнью, взрослые разговоры нас с братом интересовали мало. Общаться с Михаилом Ивановичем стали позже, в Доме актера. Он тогда располагался на Пушкинской площади, мы с Сашей жили на другой стороне улицы Горького и входили в молодежный совет Дома. После мероприятий частенько сиживали в кабинете директора Александра Моисеевича Эскина на шестом этаже. И вот как-то пьем чай в компании Жарова и Владимира Абрамовича Этуша. Вдруг Александр Моисеевич говорит Этушу:

— Володь, прошу просто как друга, сделай это для меня.

— Да что сделать-то?

— Отвези ребят домой, а то поздно уже.

Жаров подыграл:

— Да-да, я тоже тебя прошу.

Развозить кого-то по домам Владимиру Абрамовичу явно не улыбалось, но отказать он не мог:

— Ну ладно, раз просите. А где они живут-то?

— Да напротив!

— Ах ты!.. Теперь точно повезу!

Заставил сесть в машину, и мы, наматывая круги по микрорайону в поисках разворота, хохотали от души. Несмотря на возраст, и Жаров, и Этуш были страшными озорниками, веселыми, остроумными. Талант в них бурлил и выплескивался наружу при каждом удобном случае. Но я забежала далеко вперед.

Фото: Unionwest Archive/vostock Photo

Окончание школы пришлось на период малокартинья. Папа оказался в простое, он очень страдал — не привык сидеть без дела. Когда предложили чиновничью должность советника по кино в нашем посольстве в Румынии, с радостью согласился. Провели там с мамой год, нас с братом оставили на бабушку. Но мы уже выросли: Коле было шестнадцать, мне — семнадцать. Так что к поступлению в театральное училище готовилась самостоятельно. С утра до вечера зубрила басню, стихи, прозу, процесс поглотил с головой. Бабушку изводила страшно. Она меня любила, беспокоилась, а я, бессовестная как все молодые, могла заявить: «Если не пройду на второй тур, ищи мое тело в Москве-реке!» Но и в Щепкинском училище, и в Школе-студии МХАТ пропустили на третий тур. Помню, вышла из «Щепки» на Неглинную, смотрю: стоит бабушка с мертвенно-бледным лицом и держится за дерево. Как же мне было стыдно!

В Школе-студии произошло романтическое знакомство с одним симпатичным мальчиком. Студенты-старшекурсники нередко присутствуют на прослушиваниях, иногда даже помогают педагогам отбирать самых талантливых. Нас экзаменовали в полукруглом зале, где лавочки располагались амфитеатром. Вошла, и ко мне сбежал по ступенькам худенький парнишка с пышной шевелюрой.

— Слышал, как читаешь, ты всем понравилась, тебя берут! Давай знакомиться.

— Меня зовут Света.

— Да знаю я, а меня — Олег Табаков.

Симпатия между нами, смею надеяться, сохранилась на всю жизнь. Всегда тепло встречались в театре и на кинофестивалях. Я очень ценила Олега как актера, он — колоссальное явление в нашей культуре, ему были подвластны любые роли: и драматические, и комедийные, и характерные. А как он хорош в образе Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны»! Гениально сыграл! Но вместе учиться не довелось: я выбрала «Щепку».

Мастером курса стал любимый ученик Михаила Чехова Леонид Андреевич Волков, который играл Левшу в знаменитом спектакле 2-го МХАТа «Блоха». В тот момент Волков служил еще и очередным режиссером Малого театра. Так, как Леонид Андреевич, не работали с актерами ни Охлопков, ни Равенских. Он вместе с нами создавал роль, был в этом деле неподражаем! После второго тура подозвал: «Я вас беру, больше никуда не ходите, не испытывайте судьбу». Поверила и ни разу об этом не пожалела.

Вторым преподавателем оказался Виктор Иванович Коршунов. Совсем молодой, буквально годом раньше окончил Школу-студию и пришел к нам преподавать. Пожилой Леонид Андреевич был сухим и сдержанным, мы все его боялись, трепетали — мог пришибить словом как молотком. Вчерашний студент Виктор Иванович оказался заводным, эмоциональным, близким, родным и сразу всех в себя влюбил. С ним можно было поделиться самым сокровенным.

Могу похвастаться: я стала любимой ученицей Волкова, играла в пяти выпускных спектаклях. Особенно гордилась Павлой Зыковой из горьковской пьесы. Но Коршунов однажды пригласил на беседу и посоветовал: «Света, ты проучилась четыре года, можешь играть любые роли — драматические, комедийные, трагедийные. Но с твоей внешностью тебе обеспечены только Нюшки с трудоднями, колхозницы и доярки. Надо похудеть». А я действительно была беленькой, пухленькой, толстенькой. Его слова так запали в душу, что стала с собой бороться. Обожала сладкое, жить не могла без пирожков, пирожных, булок. А пришлось! Села на диету, иногда срывалась, но понимала: профессия требует жертв, брала себя в руки. И так всю жизнь!

После окончания института снялась в фильме-опере «Евгений Онегин», играла Ольгу. Там есть один крупный план, на который не могу смотреть: щечки круглые, почти лопаются. Несколько лет спустя мы с Гончаровым репетировали «Трамвай «Желание», он сказал: «Вчера видел по телевизору «Евгения Онегина», я тебя там не узнал, это не ты». Даже не представлял, какой комплимент мне сделал!

Я была по натуре девушкой влюбчивой. Ну а как без этого? Начинаешь репетировать, и между вами с партнером пробегают флюиды. На недельку-другую влюблялась в каждого мальчика с курса. Кавалеры неизменно вызывались проводить домой, шли пешком до Плющихи, болтали. Но серьезных романов не случилось — так, легкомысленный флирт. Помню, очень понравился исполнитель роли Ленского Игорь Озеров. Чудный мальчик, истинный петербуржец. Мы привязались друг к другу, он читал стихи, очень меня просвещал, но снялись в «Онегине» и разбежались. Не знала, что он рано умер. Как-то, ко мне уже пришла известность, приехала его поклонница, просила подписать письмо, необходимое для установки памятника на могиле. Сказала, что у Игоря в квартире до конца его жизни висела моя фотография в овальной рамке. Я такого не ожидала, это было очень трогательно.

Мелодраму «Еще раз про любовь» впервые увидела на премьере в Доме кино. Фото: Мосфильм/Ю. Иванов/РИА новости

Когда училась на третьем курсе, в Малый театр пришел Борис Иванович Равенских. Он ставил спектакль и пригласил меня на роль девушки, пообещав: «Сыграешь, и тебе откроется дорога в труппу Малого». Я чуть с ума не сошла от счастья! В этом на третьем курсе был уверен лишь мой неизменный партнер по студенческим постановкам Виталий Коняев. Он замечательный артист, до сих пор служит в Малом. Равенских сказал: «Только надо написать письмо директору Михаилу Ивановичу Цареву, что согласна, такой порядок». Я, наивная, написала. Когда об этом узнал Волков, не простил.

Оказывается, они с Равенских были в страшных контрах по поводу того, какой должна быть режиссура Малого. Думаю, Волков разрешил бы мне играть в спектакле Бориса Ивановича, если бы сначала пришла к нему и попросила. Но я исключительно по неопытности этого не сделала. В результате и роль не получила, и в труппу Малого меня не взяли.

В провинциальный театр по распределению не уехала лишь потому, что начала сниматься в «Онегине». Процесс затянулся: нужно было выучить фонограмму и точно попадать в артикуляцию певцов, которые выводили арии за кадром. Работа оказалась долгой и кропотливой. Снималась в Ленинграде целый год. Вернувшись в Москву, начала показываться в театры. Работы по договору тогда не существовало, актера могли взять только в штат. Уволить его потом было практически невозможно, поэтому режиссеры проявляли осторожность.

Родители никогда не оказывали мне протекции, но тут решили помочь — договорились о прослушивании в Театре Моссовета. Главному режиссеру Юрию Завадскому лень было на меня смотреть, предложили порепетировать с его ассистентом роль Софьи в «Недоросле» и сыграть на выезде в каком-то столичном ДК. Волновалась так, что сыграла скучно, текст произносила тихим голосом — в общем, провалилась с треском. Меня турнули со словами «Девочка никакая, беспомощная, взять ее не можем, даже не пытайтесь звонить Завадскому». Мама чуть не плакала: «Как они могли так сказать про мою Светочку?!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Боевые искусства Боевые искусства

Уровень красоты в Москве нулевых зашкаливал

Tatler
Запрет айфонов в Facebook: деловая этика или тирания? Запрет айфонов в Facebook: деловая этика или тирания?

Марк Цукерберг запретил топ-менеджерам использовать айфоны. И это нормально

Forbes
Киану Ривз. Чужой среди своих Киану Ривз. Чужой среди своих

Киану Ривз необыкновенно умен, он — уникум и вообще бессмертен

Караван историй
Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

Что подарить ребенку на Новый год: 10 игрушек, которые развлекают и обучают

CHIP
Александр Балуев: «Я не один» Александр Балуев: «Я не один»

Интервью с актером Александром Балуевым

Караван историй
Выбрать воду Выбрать воду

Какую воду пить

Maxim
Галина Польских. Семейные обстоятельства Галина Польских. Семейные обстоятельства

Галина Польских рассказывает о своей жизни

Караван историй
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Главные герои света Главные герои света

«Татлер» обновляет а-лист каждый год: часть 1

Tatler
Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС

Сечин обвинил в росте цен на бензин коррупцию и независимые АЗС

Forbes
Конец прекрасной эпохи Конец прекрасной эпохи

Адвокат Добровинский в каждой истории режет по живому со всеми подробностями

Tatler
Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Право руля: почему мы до сих пор управляем автомобилями

Популярная механика
А вам Слабко? А вам Слабко?

Ради сына жительница Челябинска изменила жизнь и похудела на 49 килограммов

StarHit
Энциклопедия Энциклопедия

Руководитель печатной мастерской знает о печати все и знаниями делится

Seasons of life
Неуязвимый? Безопасен ли Telegram Неуязвимый? Безопасен ли Telegram

Все ищут уязвимости в Telegram, но эксперты советуют не торопиться с выводами

Forbes
Кэшбери упаси! 7 самых безумных финансовых пирамид в истории Кэшбери упаси! 7 самых безумных финансовых пирамид в истории

Инструкция, как не надо ни зарабатывать, ни наживаться. Но истории интересные

Playboy
Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее» Никита Кукушкин: «Всегда можно найти в людях плохое, но лучше искать хорошее»

Звезду «Гоголь-центра» Никиту Кукушкина номинировали на «Золотую маску»

Grazia
Неработающих россиян предложили штрафовать за неуплату страховых взносов Неработающих россиян предложили штрафовать за неуплату страховых взносов

Депутаты предложили обязать граждан самостоятельно платить страховые взносы

Forbes
Как выбрать робот-пылесос: разбираемся в хитростях навигации Как выбрать робот-пылесос: разбираемся в хитростях навигации

Как выбрать робот-пылесос, чтобы он успешно ездил именно по вашей квартире

CHIP
«Перехват», «Гроза», «Эдельвейс» и еще девять планов МВД, о которых ты не подозревал «Перехват», «Гроза», «Эдельвейс» и еще девять планов МВД, о которых ты не подозревал

Что это за планы такие и сколько их вообще?

Maxim
Единственный в своем роде – после 10 лет подготовки проект «Долина Лефкадия» запускает продажу вилл на виноградниках Единственный в своем роде – после 10 лет подготовки проект «Долина Лефкадия» запускает продажу вилл на виноградниках

«Долина Лефкадия» запускает продажу вилл на виноградниках

Maxim
Фарфоровые часы на секретере Фарфоровые часы на секретере

Как премиальные предметы быта входили в жизнь подданных российской империи

Forbes
Шалом, отпуск! Шалом, отпуск!

Соединить все в одном путешествии можно в Израиле

StarHit
Он же Гога, он же Гоша... Он же Гога, он же Гоша...

20 ноября Алексею Владимировичу Баталову исполнилось бы 90 лет

Лиза
Ваш финансовый план на год Ваш финансовый план на год

Начните ваш новый финансовый год с новых привычек

Домашний Очаг
12 моделей, которые покорили нас на показе Victoria’s Secret 2018 12 моделей, которые покорили нас на показе Victoria’s Secret 2018

Девушки, которые поразили наше воображение благодаря показу Victoria’s Secret

GQ
Дипломирующие специалисты Дипломирующие специалисты

В России запретили рекламу заказных дипломных работ

Огонёк
Значит, война! Значит, война!

Как бороться с главными врагами молодости

Grazia
Как и с чем носить мужское классическое шерстяное пальто Как и с чем носить мужское классическое шерстяное пальто

Как носить мужское классическое пальто на работу, на прогулку и в театр

Esquire
Тело не порок: странные и чувственные картины художника Николая Толмачева Тело не порок: странные и чувственные картины художника Николая Толмачева

Красота есть во всем, даже в чем-то странном или трагичном

Playboy
Открыть в приложении