Его называют одним из самых известных современных импрессионистов

Караван историйКультура

Русский монгол

Его называют одним из самых известных современных импрессионистов, наследником традиций Клода Моне и Константина Коровина. В международных каталогах работы Бато Дугаржапова сопровождают цифры с пятью нулями. В монументальной живописи его росписи простираются от стен детского сада до храма Христа Спасителя.

Беседовала Елена Михайлина

«Саров», 2019 год. Фото: из архива Б. Дугаржапова

Иногда, когда стоишь с бритвенным станком перед зеркалом, так и подмывает совершить что-нибудь ломающее традиционный утренний ритуал. Хотя, думаю, не меня одного время от времени посещают шальные мысли сделать что-то выходящее за привычные рамки! Но знаете, какая штука? Порой то, что кажется спонтанным и легкомысленным, несет настоящий сакральный смысл.

Потерял как-то в театре кольцо. А утром сбрил ровно половину бороды, усов и застыл перед зеркалом. Решил — неплохо! Жене тоже понравилось. С тех пор так и хожу. Правда по поводу моего фейса один умный человек подметил: так выглядели ссыльные каторжники в Сибири. Но особенно внимание никто не обращает, разве что российские туристы в международных аэропортах. «Чего не добрился?» — спрашивают. Впрочем, восхищаются чаще. Да и на паспортном контроле никто ни разу не цеплялся.

На третьем курсе Суриковского института отложил масляные краски и перешел на водяную кисть, писал акварели, и это поменяло не только стиль, но и взгляд на живопись в целом. Фото: из архива Б. Дугаржапова

— Наверное понимают, что вы художник — личность оригинальная. Кстати, будучи школьником, совершали нечто авангардное: ну нос там проколоть или косичку отрастить искушение не посещало?

— Нет, видимо слабо было. Выделяться старался в творчестве. На третьем курсе Суриковского института отложил масляные краски и перешел на водяную кисть, писал акварели, и это поменяло не только стиль, но и взгляд на живопись в целом. Кстати, было смело. Как и рисование методом выдавливания краски из тюбика прямо на холст — до сих пор не все это понимают.

Я же и с бородой поступил как чувствовал, а не чтобы выделиться. Напротив, привлекать к себе внимание не люблю совсем. Поначалу смущался от повышенного интереса на пленэре, когда пишешь в городах у кафе или на набережных, а люди на тебя таращатся. Но со временем кожа стала толще и на взгляды прохожих реагировать перестал.

— Вы упомянули про сакральное значение спонтанных поступков в связи с тем, что сбрили половину бороды. Это как?

— А так, что сделал нечто и жизнь начала меняться. В моем случае ополовиниваться. Разошлись с супругой. Аюна с детьми остались в нашей квартире, а я пока нигде не осел. И честно скажу, мне по душе такой расклад. Вероятно, я все же кочевник. Иногда думаю: зачем вообще нужны привязки к домам, квартирам, скарбу? Вот я все время езжу — и мне хорошо. Ира, моя новая любовь, говорит, что постоянные перемещения с раннего возраста — я жил то с родителями, то у бабушки, то в интернате — привели к тому, что не появилось точки опоры. Возможно, она права.

Отсутствие рядом родителей закалило меня изначально. Москва? Почему нет?! МСХШ при Институте имени Сурикова, 7 класс, 1980 год. Фото: из архива Б. Дугаржапова

— Вы по национальности кто?

— Бурят. Но за пределами нашей страны никто не знает, кто такие буряты, даже слово это непонятно. «Русский монгол», — представляюсь обычно, если собеседнику важно уточнить национальность. Уж это в Европе понимают — иго, все дела...

Знаете, в интернате МСХШ, где я учился, собрались дети со всей страны — грузины, армяне, украинцы, евреи, больше остальных, конечно, было русских. Я из Забайкалья приехал. Но национальный вопрос не обострялся. Разве что случались уличные драки — стенка на стенку — между нами, пришлыми, и коренной замоскворецкой шпаной из бараков. Но такие истории, думаю, у каждого есть. Кто-то из ребят, учившихся со мной, впоследствии выбрал другую профессию. Те же, кто посвятил жизнь изобразительному искусству, в Европе и мире известны именно как русские художники, невзирая на национальность. Меня вообще чаще представляют московским живописцем. Ну скажите, какой из меня москвич?

— Среди ваших предков были шаман и даже беглый лама, что же привело к живописи?

— У меня сложная родословная. Бабушка по маминой линии Бальжит была большой рукодельницей и искусницей — вязала, рисовала, шила все, вплоть до шуб и унтов. Умела работать топором, пилой, лобзиком — из рога вырезала изящные гребенки. Имела особый дар изображать животных. Уникальная женщина! И мама мечтала, чтобы кому-то из детей передалась хоть часть родовых талантов.

Впрочем, карьеру живописца прочили моему старшему брату Баиру — он классно рисовал разные эмблемы, символы и посещал в Чите художественную школу. Все изменил случай. Однажды зимой Баир, направляясь на занятия, поскользнулся на остановке и угодил под троллейбус! Прохожие вытащили его из-под колес в последний момент — к счастью, машина не успела тронуться. Брат не пострадал, только испытал шок. Мама, испугавшаяся сильнее сына, обучение в художественной школе немедленно прервала. Баир, кстати, стал прекрасным хирургом, работает в Москве в военном госпитале.

«Зимняя липа», 2008 год. Фото: из архива Б. Дугаржапова

Когда мы переехали в поселок Агинское, родители взялись и за меня. Ну как взялись... Я был самостоятельным ребенком. Мама сказала: «В Доме культуры есть художественная школа, иди рисуй!» И я пошел. В кабинете педагогов, прокуренном до умопомрачения, повсюду были разбросаны различные иллюстрации. Помню, с репродукции картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» мне как старому приятелю ободряюще улыбнулся солдат. На самом-то деле только спустя несколько лет я познакомился с этой знаменитой работой Василия Ивановича и идентифицировал авторство иллюстрации. Откуда-то достали пыльный берестовый туесок с трещиной — его требовалось нарисовать карандашом. Сделал. Педагогам понравилось, и меня приняли.

Папу, активного коммуниста, постоянно перенаправляли в разные места по партийной линии, и мамина работа обычно резко обрывалась — приходилось следовать за мужем. А перед самым нашим отъездом из Читы произошли два знаковых события. Маме подарили книгу рисунков Рубенса потрясающего качества. Папе же, который в Чите был тесно связан с миром художников — пробивал им мастерские, находил заказы, преподнесли в знак благодарности ящик красок.

Почти пятьдесят тюбиков с потрясающим запахом! Они меня просто заворожили! Сейчас таких уже нет, делают в основном синтетические. Тогда же краски были натуральными — запеченными на масле, более яркими, один ультрамарин чего стоил! Разбавлять их полагалось живичным скипидаром или маслом. Мы с братом бесконечно открывали и закрывали магические тюбики и старый в разноцветных потеках ящик, в котором они хранились.

Те же чувства я испытал в акварельном классе художественной школы агинского Дома культуры. Зал, полный света и натюрмортов, поразил мое воображение, но огромный мольберт и такая же масштабная картина педагога Доржи Гомбоева просто пробили в самое сердце. Из-за нехватки мастерских он писал полутораметровое полотно прямо в классе: среди скромных ученических акварелей по-царски расположилась настоящая живопись!

Ошеломляло и то, что картина менялась в каждый мой приход в школу, будто жила какой-то отдельной и не совсем понятной пока жизнью — пожар на ней то затухал, почти исчезая бесследно, то вспыхивал с новой силой. Тяжелая палитра мастера притягивала тем же знакомым, магическим запахом, что и тюбики дома. Даже съесть хотелось эти краски! Как же аппетитно выглядели белила! Впоследствии многие художники признавались, что пришли к живописи «на запах».

«Портофино», 2012 год. Фото: из архива Б. Дугаржапова

— Ваш фирменный хрустальный свет, узнаваемый как почерк, тоже из мастерских детства?

— Это общее ощущение света. Есть одна любопытная штука: мы, как правило, смотрим на мир боковым зрением, не фокусируемся на точках. В своих работах я пытаюсь передать тот самый расфокус, которым на протяжении тысячелетий люди видят окружающую действительность. Впрочем, отчасти свет действительно из детства.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

1997 год 1997 год

Крупный бизнес тем временем продолжает делить оставшиеся государственные активы

Esquire
Руководство по веселью для джентльмена Руководство по веселью для джентльмена

Тип вечеринок под грифом Playboy-level нуждается в тщательной подготовке

Playboy

Февральской ночью 1893 года Тулуз-Лотрек, как обычно, отправился в «Мулен Руж»

Караван историй
Щедрая реструктуризация Украины: как заработать на непостоянстве экономического роста страны Щедрая реструктуризация Украины: как заработать на непостоянстве экономического роста страны

ВВП Украины во втором квартале неожиданно вырос на 4,6%

Forbes
Марина Зудина: Марина Зудина:

С Олегом Павловичем я ощущала себя абсолютно защищенной

Караван историй
Как два сибиряка построили бизнес на шаурме с оборотом в 500 млн рублей в год Как два сибиряка построили бизнес на шаурме с оборотом в 500 млн рублей в год

История новосибирского бренда «Дядя Дёнер» началась с убыточной шаурменной

Forbes
Объединение Германии Объединение Германии

Власти ФРГ и ГДР позаботились о том, чтобы получить одобрение объединения

Дилетант
Михаил Шуфутинский: Михаил Шуфутинский:

В зрелом возрасте все чаще посещают воспоминания детства

Караван историй
Нейробиологи разгадали тайну новогоднего обжорства и пьянства Нейробиологи разгадали тайну новогоднего обжорства и пьянства

Как мозг человека вдруг дает организму команду съесть таз холодца, запив водкой

СНОБ
Приземленный эскапизм: почему самым популярным российским приложением стала игра про сады и скамейки Приземленный эскапизм: почему самым популярным российским приложением стала игра про сады и скамейки

Почему русских так тянет к «онлайн-земле»

Forbes
Новый Тарантино: кого же все-таки убили в 1969 году? Новый Тарантино: кого же все-таки убили в 1969 году?

Квентин Тарантино опять переиграл историю и показал, что такое фирменное кино

Forbes
На цифровой арене На цифровой арене

Как компьютерные видеоигры за 30 лет стали новым видом спорта

Glamour
Люди в черном: 7 лет в монастыре Люди в черном: 7 лет в монастыре

Каждый из нас время от времени задумывается о своем предназначении

Лиза
Когда сигара — не просто сигара: зачем нужна умная одежда, которая выглядит как обыкновенная Когда сигара — не просто сигара: зачем нужна умная одежда, которая выглядит как обыкновенная

Будущее уже наступило, а мы этого даже не заметили

Esquire
Корень зла Корень зла

Эксперты рассказали, почему Марату Башарову так не везет в личной жизни

StarHit
История одной фотографии: катапультирование пилота истребителя, сентябрь 1962 года История одной фотографии: катапультирование пилота истребителя, сентябрь 1962 года

Парашют не раскрылся, но пилот — спойлер! — все равно выжил

Maxim
Антивирус и фаервол: в чем отличия? Антивирус и фаервол: в чем отличия?

Если вы установили хороший антивирус и считаете, что бояться нечего, то зря

CHIP
Как молодая мать зарабатывает 100 млн в год на производстве красок для мебели Как молодая мать зарабатывает 100 млн в год на производстве красок для мебели

Производство экокраски для мебели и мастер-классы по декору приносят ей прибыль

Forbes
Удар по точкам Удар по точкам

Расширенные поры доставляют немало хлопот и портят настроение

StarHit
Уже не #ВтораяПослеПутина: сколько зарабатывают в Instagram Ольга Бузова, Настя Ивлеева и другие звезды Уже не #ВтораяПослеПутина: сколько зарабатывают в Instagram Ольга Бузова, Настя Ивлеева и другие звезды

Кто помогает звездам набирать и монетизировать популярность в социальной сети?

Forbes
Форрест-йога: воссоединие с духом Форрест-йога: воссоединие с духом

О стиле йоги, который вмещает научные исследования, асаны и шаманские практики

Yoga Journal
«Страшные истории для рассказа в темноте»: у Гильермо дель Торо свои «Очень странные дела» «Страшные истории для рассказа в темноте»: у Гильермо дель Торо свои «Очень странные дела»

Создатель «Лабиринта Фавна» продюсирует пугающую сказку о закате 1960-х

GQ
Школа, привет! Школа, привет!

Несколько отличных советов родителям от учителей и директоров школ

Домашний Очаг
Остров солнца Остров солнца

Лучшие пляжные курорты Сицилии располагаются на южном побережье острова

OK!
«Когда б я был царь», или всё началось с зайца «Когда б я был царь», или всё началось с зайца

Продолжаем разговор о литературном жанре альтернативной истории

Наука и жизнь
Вопросы есть? Вопросы есть?

Редкая звезда инстаграма не развлекается сейчас анкетами в сторис

Tatler
Самый дешевый кредит: в Дании начали выдавать ипотеку на 20 лет под 0% Самый дешевый кредит: в Дании начали выдавать ипотеку на 20 лет под 0%

Ипотечные ставки в Дании опустились до исторического минимума

Forbes
Обзор релиза Pagan Online: новые плюшки или сырой продукт? Обзор релиза Pagan Online: новые плюшки или сырой продукт?

Общее впечатление, плюсы, минусы и нововведения Pagan Online

CHIP
Марка, за которой стоит следить: Olubiyi Thomas Марка, за которой стоит следить: Olubiyi Thomas

Достать одежду Olubiyi Thomas непросто — многие вещи в единственном экземпляре

Esquire
10 нелетающих птиц, доживших до наших дней 10 нелетающих птиц, доживших до наших дней

Для птиц полёт — тяжкий труд, от которого при случае можно отказаться

Популярная механика
Открыть в приложении