Полина Филоненко: Привычка взрослеть
Внутри вдруг что-то щелкнуло, произошло полное обнуление. Я поняла: хуже уже не будет. Вот она, моя финальная точка отсчета. Оставалось две недели до того, как узнаю диагноз...
![](https://cs.kiozk.ru/content/caf/bm7/fqp/t9m5fl7rpmrinymgbh7kivr/art/24588/jvvqqsjj.jpg?v=2&temp_url_sig=zz9AJ5CyqMEv_NIRuuYLNg&temp_url_expires=1738902379)
На третьем курсе театрального института моя жизнь резко изменилась. Не очень хочу рассказывать обо всем, что тогда происходило, это тяжелый период не только для меня, но и для всей моей семьи. Ситуация усугубилась, когда начались серьезные проблемы со здоровьем, пришлось обследоваться у онколога. Нужно было ждать результатов.
Очень ясно помню день, когда вышла от врача еще в полной неизвестности. Тепло, светит солнце, я села на скамейку и посмотрела в небо. Именно в этот момент почувствовала, что все скоро станет другим.
Жизнь будто начиналась с чистого листа. В голове крутилась одна мысль: «Надо действовать!» Подумала: «Парня у меня нет, денег тоже, но есть профессия, и она спасет. Пойду-ка я на «Ленфильм», отдам свои фото в актерский отдел».
На студийную фотосессию средств, разумеется, не нашлось. Попросила подругу снять меня на простую мыльницу. Насобирала мелочи на пленку из десяти кадров и напечатала ровно столько же снимков. Выглядела я отвратительно: с распухшим носом и красными от бессонницы глазами. Но рассчитывала попасть в массовку и хоть немного заработать.
В актерский отдел проникли с подругой, заговорив вахтера, — на «Ленфильме» жесткая пропускная система. Снимки у нас взяли с неохотой, бросили на стол. Но дело было сделано, я отправилась домой. Про проблемы со здоровьем совсем не думала. Наоборот, в душе почему-то поселились радость и невероятный позитив: ощущение жизни, свободы, энергии. Не прошло и недели, как позвонили с «Ленфильма»:
— Полина, приходите на пробы «Преступления и наказания» Дмитрия Светозарова.
— Я?!
Поняв, что пробоваться буду на Сонечку Мармеладову, чуть не грохнулась в обморок: ни разу до этого не участвовала даже в массовке!
— Тебя искали с «Ленфильма», — сообщила мама.
— Уже нашли. «Преступление и наказание».
— Нет, это по есенинскому «Яру». Режиссер Марина Разбежкина.
Я обалдела: еще один проект? И сразу две главные роли?!
Отправилась даже не надеясь, что возьмут. Но пообщаться с корифеями кино было безумно интересно.
Уже потом кастинг-директор «Преступления и наказания» Саша Колонистова рассказала, как меня нашла. В актерском отделе увидела на столе фото. Подумала: «Ухо торчит, половина глаза размыта. До чего отвратительное качество!» Взяла снимки, чтобы посмотреть, кто так начудил. И вдруг это нечеткое лицо ей приглянулось, Саша решила вызвать меня на кастинг.
Я зашла в кабинет Дмитрия Иосифовича Светозарова. Присела и делаю вид, что не страшно. Вообще, по натуре я не Сонечка, не «бедная овечка». Но от волнения на пробах свою природную бойкость никак не проявила. Дмитрий Иосифович долго меня изучал и, видимо, благодаря зажиму углядел некую кротость и грусть в лице. Я пыталась что-то говорить, но получалось плохо. Осеклась и смотрела на режиссера как кролик на удава, расширенными от ужаса глазами. Это Светозарову тоже понравилось. Он решил снять меня на камеру.
![](https://cs.kiozk.ru/content/caf/bm7/fqp/t9m5fl7rpmrinymgbh7kivr/art/24588/wme5edoh.jpg?v=2&temp_url_sig=kot_F9mchaAHjFCqnKPvvg&temp_url_expires=1738902379)
Отправляясь на студию и совершенно не надеясь на успех, я даже не учила роль. Думала: «Зачем? Все равно не возьмут». Стыдно признаться, отрывок из Достоевского прочла одним глазом, сидя в метро. Текст запомнила быстренько, за пятнадцать минут. Обычно если зубрю неделю и накручиваю нервы, ничего не получается.
Когда утвердили, не знала, браться ли за «Яр» — снимали его под Москвой, — сомневалась, что смогу совместить два проекта. Но администраторы обеих картин составили расписание так, что проблем с графиками не возникло.
В это же время узнала еще одну хорошую новость: опухоль доброкачественная. Счастью моему не было предела! Правда, все равно требовалось серьезное лечение. На него и ушли почти все гонорары за картины. И осталось немного на духи.
Год прожила так: съемки — больница — институт. Когда начались проекты, я перешла на последний курс, предстояло готовить дипломную работу. Слава богу, преподаватели вошли в положение и на съемки отпустили. Сделали исключение, поскольку за все годы я не прогуляла ни одной лекции и репетиции. Однокурсники даже обиделись: почему ей можно, а нам нельзя?
Часто спрашивают: где было проще сниматься — в «Яре» или «Преступлении и наказании»? Если честно, об этом тогда не думала. Все было внове, я не отдавала себе отчета в серьезности происходящего. В первый съемочный день «Яра» мне исполнилось двадцать. Работали под Тверью. Сцена оказалась простой: молча войти в дом. Но я стояла как столб — не знала, когда начинать. Наконец кое-как сообразила, шагнула в дверной проем и услышала «Стоп, снято!» Это придало немного уверенности: значит, не так уж плохо держусь в кадре!
В «Яре» случилась и первая эротическая сцена. Я стояла перед камерой обнаженной. Вроде ничего страшного, и главное — никто не заставлял, сама вызвалась, но коленки затряслись. Перед началом съемок спросили, готова ли раздеться. Долго колебалась, но в конце концов ответила: «Да». Знала же, что и режиссер, и оператор — женщины. Но все равно жутко робела и долго готовилась морально. Сцену снимали в деревенском доме, с площадки всех выгнали. Постояла, нормально попозировала. Оторопела позже — когда увидела себя на экране. Испытала настоящий шок, хотя все выглядело довольно скромно.
А в «Преступлении и наказании» Светозаров сразу же четко объяснил, что и как делать в кадре: здесь причесалась, тут села, там прошла. Он руководил жестко. Марина Разбежкина, напротив, шла от моей натуры, предоставив полную свободу: что хочешь, то и делай, только передай нужную эмоцию.
У Дмитрия Иосифовича, казалось, все идет складно и ладно. Серьезный конфликт случился лишь раз. Видя мое волнение и неуверенность, он часто хвалил, и в какой-то момент я решила, что крутая. Тут-то и произошло ЧП. В сцене с Сережей Перегудовым — Разумихиным должна была повернуть голову направо, так нужно для склейки на монтаже, а я повернулась в другую сторону. Пленка вещь дорогая, каждый дубль — это деньги. «Полина, направо!» — кричал в мегафон режиссер. Но я никак не могла сосредоточиться и четыре дубля подряд ошибалась. Вероятно из-за усталости. Неделю до этого жила в поездах, даже не заглядывала домой — только с площадки на площадку.
На пятом дубле Светозаров сломался. «Да твою ж мать, что это такое?! — заорал он на всю улицу. У меня из глаз брызнули слезы. — Домой, спать, чтоб я ее сегодня не видел!» В такси случилась настоящая истерика, рыдала и думала: точно уволят из проекта! На следующий день Дмитрий Иосифович сменил кнут на пряник. Говорил мягким тоном, улыбался, что крайне поразило. Жесткий режиссер искал ко мне подход, хотя с другими не очень-то нянчился. Я оценила это и работала еще старательнее.
На съемках подружилась с Володей Кошевым — Раскольниковым. В сериале участвовали многие знаменитости: Елена Яковлева, Александр Балуев, Андрей Панин, но близко с ними я не сошлась, возникли просто теплые рабочие отношения. А с Володей общаемся до сих пор. Он очень переживал за роль, мы друг друга поддерживали. Перед звездами же я робела, да и некогда было смотреть на чужую игру — боялась после испорченных дублей «завалить» свою Сонечку.
Поучиться мастерству у старших коллег удалось только на съемках «Бумажного солдата» Алексея Германа-младшего. Там я была «седьмым гусем в восьмом ряду», роль называлась «девушка Миши». Появлялась всего два раза, и времени для наблюдений оказалось предостаточно. Смотрела, как работает Чулпан Хаматова, и поражалась ее органике. Может почесаться невзначай, ногти грызть на крупном плане. Все мы делаем так, когда нервничаем. Но не в кадре. А она не стесняется. Герман специально репетирует неделю, чтобы актеры забывали о камере. Мне это было в диковину. Чулпан пригрела меня, пригласила в свой вагончик рядом с площадкой. Я постоянно там тусовалась и впитывала ее слова. До сих пор она остается моим кумиром.
Премьера «Преступления и наказания» прошла на ТВ. И началось! Меня стали разрывать глянцевые журналы, приглашали на разные передачи. Чуть ли не каждый день — то фотосессия, то программа. Эту известность я расценивала как аванс, который придется отрабатывать всю жизнь. А если ничего из меня не получится? Вот тогда все и разочаруются! Но от шумихи был и плюс: я стала увереннее себя вести, когда приходила на пробы к другим режиссерам. За «Преступление и наказание» меня как актрису начали уважать, уже совсем иначе разговаривали.
Но честно говоря, кастинги и сейчас не перевариваю. Не люблю сидеть десятой в двадцать пятом ряду и полдня ждать очереди. Пусть на роль пробуется тысяча других актрис, важно знать, что меня хотят и режиссер назначит время, чтобы пообщаться хотя бы пятнадцать минут. Вот тогда пойду на кастинг. А на общие просмотры не езжу. Мне повезло: даже в самом начале карьеры в «Преступление и наказание» выбрали сразу и после беседы с Дмитрием Иосифовичем пригласили на пробы. Потом сделали грим, подобрали костюм, еще поговорили и поехали снимать кино.
А «Яр» Марины Разбежкиной прогремел на «Кинотавре». Жаль, на первый в своей жизни фестиваль не смогла поехать из-за съемок картины «Европа — Азия» Ивана Дыховичного. Роль выпала нестандартная — играла этакую неадекватную Красную Шапочку. Конечно, очень расстроилась, что не могу полететь в Сочи, даже хотела — вот глупость! — отказаться от участия в фильме. Но коллеги наперебой принялись отговаривать: «Да ты что?! Наездишься еще по фестивалям. А поработать с таким режиссером — большая удача». Действительно, общаться с Дыховичным оказалось невероятно интересно, да и фестивалей в моей жизни было потом предостаточно.