Они сражались за Родину
Актрисы, побывавшие на фронте в годы Великой Отечественной
Казалось бы, в минуты бедствий артист — не самая нужная профессия. Чем он может помочь, когда бойцы отступают, когда эвакуированным негде жить, а оставшимся в больших городах приходится спускаться в бомбоубежище? Но многие артисты в первые же дни войны решили тоже воевать: кто-то — в буквальном смысле, а кто-то — словом и песней, поднимая дух бойцов. И среди них было немало женщин. О них мы и расскажем.
Прежде всего нужно пояснить, что такое фронтовая бригада, как она жила и чем отличалась от военного театра. Уже 23 июня 1941 года профсоюз работников искусств принял решение об организации творческих бригад во всех культурных учреждениях. Они были сформированы и стали готовить специальные мини-спектакли и концерты для фронта, где репертуар каждый подбирал сам. Немало артистов МХАТа поступило в такие бригады. «Я твердо знаю, что советский театр сделает все, чтобы его работа была полезной и нужной в осуществлении открывающихся перед нами великих всенародных задач защиты Родины, всемерной помощи нашей доблестной Красной армии в разгроме ненавистного врага», — писал сам Немирович-Данченко. С первых дней войны фронтовые бригады образовались при Театре Красной армии, при Малом театре. Не все сразу поехали на фронт — нужно было выступать на призывных пунктах. Но все-таки в первую очередь они создавались для отправки на передовую. Уже в июле 1941 года театральный деятель Борис Филиппов поехал на фронт с такими известными артистами, как Хенкин, Гаркави, Русланова, Ткаченко... Актеры выступали в районе Ельни, несколько раз попадали под бомбежки и артобстрелы.
Наверное, современному человеку представляется концерт в каком-то сельском клубе, зрители, сидящие в зале. Но это был лес, где на данный момент расположилась военная часть, сценой служил грузовик, артисты точно так же ночевали и питались в землянках. Если начинался налет, а это было часто, — прятались в окопах. Иногда, в огне наступления, они оказывались «не нужны», о них никто не мог позаботиться. Иногда попадали в окружение. Иногда они погибали. Было все. Просто об этом фронтовые газеты не писали, а показывали фото, где красивые актеры широко улыбаются в окружении бойцов. Народный артист Константинов рассказал, как в составе бригады Театра Красной армии они бежали от немцев на последнем санитарном поезде. Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами, женщин — сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая ухаживать за ранеными, и выполняли всю тяжелую работу. И действительно, очень часто артисты становились участниками военных действий. Просто никто от них этого не ждал, но многие в минуту опасности проявляли героизм. Они быстро научились сохранять самообладание, не ныть, не ужасаться. Ведь рядом с ними — бойцы, которых они призваны подбадривать.
«Состав шел медленно, — вспоминал артист Константинов. — Пройдет километров пять-шесть — остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка».
В конце 1941 года решено было создавать фронтовые театры, у которых будет постоянный актерский состав и выработанный репертуар. Сюда брали артистов, которые уже обтерпелись в первый тяжелый военный год в бригадах. Коллектив здесь строился так, что каждый из сотрудников театра имел по две и три обязанности — кто что умел. Кто-то гримировал, кто-то был рабочим сцены, водителем или костюмером. Таким образом, бригада из 15 человек являлась полноценным театральным коллективом. Они сами обслуживали себя. Были способны построить помост в полевых условиях, приготовить обед, устроить костюмерную. Умели обращаться с оружием, знали, как вести себя в экстремальных условиях. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика — в окопах, землянках, госпиталях либо на открытых полянах. Чаще всего их приглашали именно на передовую, куда не всякая концертная бригада поедет. Сегодня они дают концерт, а завтра военная часть уже ушла вперед (или, не дай бог, отступила), артисты идут за нашими. Или укрываются в какой-то деревне. Много их было, и многие имена мы сейчас и не узнаем. Но были и те, с кем ехала отдельная бригада, — всенародно любимые актрисы, покинувшие теплый дом и забывшие о комфорте. У них была прекрасная возможность нигде не выступать, а просто эвакуироваться в Среднюю Азию и жить там на хорошем пайке, ожидая, пока война закончится. Никто не заставлял их все четыре военных года ездить по фронтам. Никто не требовал создать фронтовую бригаду. Они сами так решили.
За годы Великой Отечественной войны было проведено 1 350 000 художественных выступлений, причем 473 000 концертов и спектаклей состоялось прямо на передовой. На фронте побывало 3685 артистических бригад. В их концертах принимали участие свыше 42 000 творческих работников. Более 500 000 выступлений артисты дали для раненых защитников Родины. Работники фронтовых театров проехали десятки тысяч километров.
Любовь Орлова: собрала женщин и начала помогать раненым
Любимая актриса самого Сталина, Любовь Орлова точно не должна была давать концерты на передовой. Есть даже версия, что вождь сильно возражал против того, чтобы актриса так рисковала. Но, как любимица, она могла выражать свою волю, поэтому всю войну работала, а в эвакуации пробыла какие-то считаные месяцы. Великая Отечественная застала Орлову и Александрова в Риге, где они совмещали отдых и гастроли. Вечером 21 июня состоялась их встреча с любителями кино, а потом началась бомбежка. Около трех суток они добирались на поезде до Минска, оттуда еще неделю до Москвы. Поезд неоднократно попадал под обстрелы, всюду беженцы, раненые. После очередного налета Любовь Петровна собрала женщин и организовала помощь раненым. Наравне с другими она перевязывала, дежурила возле больных, не спала. Откуда у хрупкой женщины было столько сил? Вернувшись в столицу, Орлова и Александров получили задание снимать киносборники. Их показывали перед фильмами в кинотеатрах, на призывных пунктах. В образе Дуни Петровой, которую зритель полюбил по фильму «Волга-Волга», Орлова развозила по адресам фронтовые письма, пела песни, читала стихи. Также Любовь Петровна выступала по радио, поддерживая женщин, которые проводили мужчин на фронт. «Женщины! Гражданки великой страны! Матери, жены и сестры! Мы знаем, что победа будет нелегкой. Так пусть же сердце каждой из нас станет неиссякаемым источником мужества. Пусть каждая из нас, провожая на битву любимого сына, мужа или брата, вселяет в него уверенность и спокойствие. Пусть будет им материнским благословением наша ненависть к врагу, наша воля — защищать родную землю до последней капли крови!» Актриса нередко лично провожала солдат на сборных пунктах, обращалась к ним со словами напутствия.
Осенью 1941 года «Мосфильму» было предложено эвакуироваться в Алма-Ату, туда же перевезли и «Ленфильм». Была создана Центральная объединенная киностудия. Любовь Петровна продолжала сниматься в киноальманахах. «В кадре могла появиться незапланированная, упавшая с неба зажигательная бомба, и никто не удивлялся, не паниковал — ее просто захватывали щипцами и без лишних слов совали в ящик с песком, ни на секунду не прерывая съемки», — писал Дмитрий Щеглов. В конце октября пришлось уехать. До Алма-Аты они добирались почти полмесяца. Во время этой поездки в одном из вагонов Орлова увидела вдову писателя Михаила Булгакова. Та оказалась в бедственном положении — без еды, без средств, и Орлова взяла на себя опеку над ней.
