Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историйЗнаменитости

Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Беседовала Ирина Зайчик

Русланова была великой актрисой, могла сыграть все: от высокой трагедии до комедии. А сколько русских женщин воплотила на экране. Настоящая! Она была из тех немногих, кто не только коня на скаку остановит и в избу горящую войдет, но и, как ее Марья из «Тени исчезают в полдень», медведя в тайге завалит и партизанский отряд за собой поведет.

Олеся Рудакова вспоминает о маме Нине Руслановой.

— Мама из тех, о ком говорят: она сделала себя сама. О таких людях в Голливуде фильмы снимают! В кино ей всегда хорошо удавались роли женщин с непростой судьбой. Может, потому что ее жизнь была настоящей драмой?

Маму называли «главным подкидышем советского кино»: у нее не было ни родителей, ни имени, ни дома. Ее нашли восьмимесячной на сельском полустанке под Харьковом и определили в Дом малютки. Потом в ее маленькой жизни было шесть детских домов. Холодное, голодное военное время. Воспитанники детского дома ходили в казенных платьишках, ели картофельные очистки, конфет и игрушек в глаза не видели. Мама, будучи еще совсем крошкой, очень любила петь и выступать. И однажды воспитательница сказала: «Запишу тебя Руслановой. Будешь артисткой, как она». Так ее и записали — Нина Русланова. Так имя великой русской певицы и определило в дальнейшем мамину судьбу...

Я считаю, что у нее был сильный ангел-хранитель, который вел ее всю жизнь. Сломить человека в такой ситуации, в какой оказалась мама, очень легко. Я бы точно не выдержала...

А она благодаря этим испытаниям закалила свой характер на всю жизнь: «Детство, какое бы оно ни было, все равно остается детством. В детском доме мне привили жажду жизни».

Жесткое детство, страшная нищета, разочарование в людях, одиночество, болезни... Мало кто, испытав подобное, выживает, а она не сдалась. Настоящий боец! Не просто выжила, а добилась того, чего хотела: стала поистине народной артисткой и меня родила, несмотря на угрозу жизни.

— Нина Ивановна с детства мечтала стать артисткой?

— Она мечтала стать геологом. Но тогда детдомовцев не спрашивали, кем они хотят быть. В 14 лет, после восьмилетки, отправили учиться на маляра-штукатура. Мама об этом с удовольствием рассказывала. Ее распределили на стройку, где она проработала целый год, выделили комнату в общаге, она сама себя кормила. Между прочим, навыки маляра ей пригодились позже в кино: она так мастерски красила стены в картине Киры Муратовой «Познавая белый свет», что и дублера не понадобилось.

Но мечта стать артисткой — даром, что ли, Русланова! — взяла верх. Мама поступила в Харьковский театральный институт, где на втором курсе подруга ей посоветовала: «Тебе бы в Москву». И мама решила поступать в столице. Из Москвы пришла телеграмма, в ней сообщалось, что в ноябре 1965 года в Щукинском училище объявили осенний дополнительный набор. Самое интересное, что набор был... мальчиков.

Мама тогда занималась спортивной гимнастикой и однажды, делая кульбит, получила травму мениска. Она намазала распухшее колено сильно пахнущей мазью Вишневского и отправилась в Москву. Представляете картину? Перед приемной комиссией стоит хромая, пахнущая мазью Вишневского, с сильным украинским акцентом провинциалка. Но она сразу же понравилась. Великий педагог Вера Константиновна Львова, набиравшая курс, настояла на том, чтобы место дефицитных мальчиков заняла моя мама. На курс взяли Сашу Кайдановского, Володю Качана и Нину Русланову.

Мама приехала в Москву из Харькова, как когда-то Людмила Гурченко и Наталья Фатеева. У нее был кошмарный акцент. Она с ним отчаянно боролась, занималась ночью специальными упражнениями, понимала, что с харьковским говором не видать ей больших ролей.

Нина Русланова, 70-е годы. Фото: из архива О. Рудаковой

Однокурсники восхищались ее прямотой и ярким талантом. Борис Галкин, мамин однокурсник, как-то рассказывал о первом появлении мамы в стенах «Щуки»: «Мы уже учились месяца два, как на занятиях появилась Нина Русланова. Вера Константиновна представила ее и попросила что-нибудь нам почитать. Когда она закончила, Вера Константиновна сказала: «Ниночка, я не знаю, чему вас учить — вы совершенная актриса». Она всегда была отважна, способна рисковать собой во имя роли. Это было и в танце, и в физическом движении, и на фехтовании. Правду-матку сплеча рубила. В этом была ее сила и урок для нас...»

Пока мама училась, она жила в общежитии на Федотке. Долго спала на раскладушке, потому что мест не было, и подрабатывала в соседнем травмпункте. Мама вспоминала, что в Москве ей в ту пору было все время холодно. Пальто у нее не было, она зимой ходила в вязаной кофте. Гостинцев и денег ей из дома никто не присылал. Да, собственно, и дома-то не было. Все сама, сама...

И тем не менее это было счастливое студенческое время! Училище заменяло все — дом, семью. Все с упоением репетировали отрывки, порой ночевали в зале на матах, в общаге бывали не так часто.

Маме было 23 года, когда она переехала в Москву. Она была старше многих своих однокурсников. А курс ее был талантливым: Володя Качан, Леня Филатов, Саша Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный... Все они были очень дружны.

Особенно мама подружилась с Кайдановским, Каином, как его звали все друзья. Он ее очень жалел, потому что сам, когда разошлись родители, месяц провел в детдоме и знал, что это такое. А еще к тому же они оба были провинциалами: он из Ростова-на-Дону, она из Харькова. А в Москве к провинциалам относились свысока. Надо было всегда быть на голову выше во всем: в таланте, трудолюбии и упорстве.

Мама рассказывала, что однажды Кайдановский пришел к ней в общежитие и предложил:

— Нина, давай, я буду твоим братом.

— Как это? По суду, что ли?

Он рассердился:

— По какому суду? Давай разрежем себе руки, сольем кровь в чашку и выпьем. И будем кровными родственниками.

Он был человеком начитанным, видимо, где-то в умных книжках про это вычитал.

После ритуала братания Кайдановский всегда заступался за «кровную сестру». А еще их роднило то, что оба были предельно честными. Кайдановский ненавидел актерство в жизни, мама, думаю, этому научилась у него.

Олеся Рудакова. Фото: из архива О. Рудаковой

Однажды зимой Саша, Гена Матвеев и мама после последнего экзамена зашли в шашлычную. Вышли на улицу, а в сугробе пьяный человек лежит. Они стали его поднимать, тут подъехала милиция: «Ваши документы. Вы что это делаете?» Милиционеры решили, что троица хочет обчистить карманы пьяницы, скрутили их и отвезли в отделение. Кайдановский стал возмущаться: «На каком основании нас задержали? Вы сталинисты какие-то!» Из-за стойки выскочили два милиционера и в ярости стали его избивать. Мама кинулась их разнимать. В потасовке ей кто-то двинул кулаком в лицо. Подскочил Гена. И тут началось! Сашу с Геной избили. Мама побежала к Вере Константиновне просить защиты. Педагог стала звонить по всем инстанциям и просить за своих студентов. На следующий день суд вынес приговор: арест на 15 суток. Когда «заключенных» сажали в машину, Вера Константиновна громко крикнула: «Сашенька, милый, ты там внимательно смотри, такого ты не увидишь нигде! И запоминай характеры!» На что Саша улыбнулся и подмигнул: «Ну что, едем на занятия. Характеры изучать».

Кайдановский был очень талантливым и образованным человеком, на курсе только Леня Филатов мог помериться с ним эрудицией. Он привил маме любовь к литературе, водил ее к своим друзьям, скульпторам, художникам, на концерты классической музыки. Как мама говорила: «Рядом с ним нельзя было дурой сидеть. И я, заразившись, стала работать. Читать, думать, что делаю. И зачем...»

У них на курсе были невероятно красивые девушки. Они все играли рабынь в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот». А мама была на их фоне серой мышкой. И вдруг Кайдановский предлагает:

— Хочу сделать отрывок из «Гамлета». Можешь сыграть Гертруду?

Мама обалдела:

— Ну какая я Гертруда? Посмотри на мои крестьянские руки. Я же штукатур!

А он стоит на своем:

— В тебе что-то королевское есть.

И они на первом курсе сыграли отрывок из Шекспира. Все потом восхищались: «Как он Русланову открыл!»

Я была влюблена в маминого друга. Помню, как мы с мамой однажды пришли к Кайдановскому в его знаменитую коммуналку на Поварской. Зашли после школы его проведать, он болел. Меня, восьмилетнюю девочку, поразила его огромная черная комната с высоким потолком, расписанным ангелами и амурами. Я ходила по ней, задрав голову, и любовалась ими. Кайдановский, едва взглянув на меня, вдруг сказал, что я — дьявол в ангельском обличье. Хотя я вроде ничего такого не делала: посуду не била, не капризничала. Наверное, поэтому я в него и влюбилась, что он был странным и непонятным.

Это была эпоха по-настоящему творческих личностей. Кайдановский поставил поэтический спектакль по Пушкину, который пользовался большим успехом. Там участвовали все: Леня Филатов, Борис Галкин, Саша и мама. Они все боготворили Пушкина. И всерьез воспринимали Щукинское училище как Царскосельский лицей.

Нина Русланова, 60-е годы. Фото: из архива О. Рудаковой

— Как познакомились ваши родители?

— Щукинцы часто выступали с шефскими концертами на разных площадках. Однажды мамин курс в качестве культурного обмена показывал спектакль на сцене актового зала МГУ. Там и познакомились мои родители. Геннадий Рудаков (так зовут моего папу) учился в МГУ на физическом факультете. Он как увидел маму на сцене, так сразу в нее и влюбился. Мама была беленькая, худющая, ходячий дистрофик. А папа был еще худее мамы. Представляете, какая прекрасная парочка получилась?! Помню, как лет в четырнадцать я не могла влезть в мамину юбку, которую она носила в двадцать пять. Я завидовала ей черной завистью...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти» Евгений Киндинов: «Согласен с Кончаловским: Жизнь слишком коротка, чтобы проводить ее в раздражении и ненависти»

Мое поколение — счастливые люди

Караван историй
«Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров «Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров

Почему публичное разбирательство двух звезд превратилось в культурный феномен

Forbes
Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки» Татьяна Васильева: «Мне кажется, все великие артисты дураки»

Большое интервью с Татьяной Васильевой

Коллекция. Караван историй
«Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно» «Любая эволюция предполагает несовершенства. Это естественно»

Михаил Гельфанд — о лжеученых и своей собственной научной работе

Наука
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
От Граймс до Лили Вачовски: самые влиятельные женщины в ИИ по версии Time От Граймс до Лили Вачовски: самые влиятельные женщины в ИИ по версии Time

Самые интересные героини современности, связанные с ИИ

Forbes
Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно» Иван Панфилов: «Дело, которым занимались родители, давалось им не только радостно и легко, но порой мучительно и трудно»

Мама взяла за руку: «Ванюша, как же так? Ты поедешь в Гавану один?»

Коллекция. Караван историй
Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет

Как мы будем путешествовать по России через 30 лет

РБК
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историй
8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда 8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда

Несложные правила, которые поддержат ваши отношения

VOICE
Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом» Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом»

Мои герои в кино не всегда положительные, но зато открытые и веселые люди

Коллекция. Караван историй
Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизнь
Женщина-фольклор Женщина-фольклор

Среди кремлёвских женщин Екатерина Фурцева — исключение

Дилетант
Принцессы княжества Торн: монахини или амазонки? Принцессы княжества Торн: монахини или амазонки?

В германских землях находилось маленькое царство, где правили только женщины

Знание – сила
Больше света Больше света

Как управлять люминесценцией?

Наука
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
Стандарты общения Стандарты общения

Как компаниям выстроить коммуникацию с аудиторией

Деньги
Вы в порядке? Вы в порядке?

Что такого, если один в отношениях аккуратист, а другой грязнуля?

VOICE
Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания

Может ли начинающий предприниматель выйти на большую торговую площадку?

Forbes
Ценности в новой реальности Ценности в новой реальности

Власти Ленинградской области всегда открыты к диалогу с промышленниками

Эксперт
Ранняя седина. 12 неожиданных причин, о которых ты даже не думала Ранняя седина. 12 неожиданных причин, о которых ты даже не думала

В некоторых случаях седина может появиться раньше, чем ты ожидаешь. Почему так?

Лиза
Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было

Какие причины чаще всего вызывают раздражение на коже подмышек

VOICE
Пограничное состояние Пограничное состояние

Как криптобиржи помогут обойти санкции

FP. BusinessReview
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
«Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами «Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами

Почему от нас уходят друзья, которые вступают в отношения?

Psychologies
Мясная отрасль переходит на длинные контракты Мясная отрасль переходит на длинные контракты

Почему дорожает мясо?

Эксперт
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Королева британского соула: как Эми Уайнхаус изменила музыку, отдав ей свою жизнь Королева британского соула: как Эми Уайнхаус изменила музыку, отдав ей свою жизнь

Какой была жизнь Эми Уайнхаус и как она изменила музыку

Forbes
В стиле рока В стиле рока

Развитие музыки всегда идет рука об руку с модой

Men Today
Женская импульсивность: «виноваты» гормоны и Луна Женская импульсивность: «виноваты» гормоны и Луна

Что управляет «приливами» и «отливами» в организме женщины?

Здоровье
Открыть в приложении