Русланова была великой актрисой, играла все: от высокой трагедии до комедии

Караван историйЗнаменитости

Нина Русланова: «Когда она узнала, что в «Иване Лапшине» будет играть Миронов, отказалась сниматься»

Беседовала Ирина Зайчик

Русланова была великой актрисой, могла сыграть все: от высокой трагедии до комедии. А сколько русских женщин воплотила на экране. Настоящая! Она была из тех немногих, кто не только коня на скаку остановит и в избу горящую войдет, но и, как ее Марья из «Тени исчезают в полдень», медведя в тайге завалит и партизанский отряд за собой поведет.

Олеся Рудакова вспоминает о маме Нине Руслановой.

— Мама из тех, о ком говорят: она сделала себя сама. О таких людях в Голливуде фильмы снимают! В кино ей всегда хорошо удавались роли женщин с непростой судьбой. Может, потому что ее жизнь была настоящей драмой?

Маму называли «главным подкидышем советского кино»: у нее не было ни родителей, ни имени, ни дома. Ее нашли восьмимесячной на сельском полустанке под Харьковом и определили в Дом малютки. Потом в ее маленькой жизни было шесть детских домов. Холодное, голодное военное время. Воспитанники детского дома ходили в казенных платьишках, ели картофельные очистки, конфет и игрушек в глаза не видели. Мама, будучи еще совсем крошкой, очень любила петь и выступать. И однажды воспитательница сказала: «Запишу тебя Руслановой. Будешь артисткой, как она». Так ее и записали — Нина Русланова. Так имя великой русской певицы и определило в дальнейшем мамину судьбу...

Я считаю, что у нее был сильный ангел-хранитель, который вел ее всю жизнь. Сломить человека в такой ситуации, в какой оказалась мама, очень легко. Я бы точно не выдержала...

А она благодаря этим испытаниям закалила свой характер на всю жизнь: «Детство, какое бы оно ни было, все равно остается детством. В детском доме мне привили жажду жизни».

Жесткое детство, страшная нищета, разочарование в людях, одиночество, болезни... Мало кто, испытав подобное, выживает, а она не сдалась. Настоящий боец! Не просто выжила, а добилась того, чего хотела: стала поистине народной артисткой и меня родила, несмотря на угрозу жизни.

— Нина Ивановна с детства мечтала стать артисткой?

— Она мечтала стать геологом. Но тогда детдомовцев не спрашивали, кем они хотят быть. В 14 лет, после восьмилетки, отправили учиться на маляра-штукатура. Мама об этом с удовольствием рассказывала. Ее распределили на стройку, где она проработала целый год, выделили комнату в общаге, она сама себя кормила. Между прочим, навыки маляра ей пригодились позже в кино: она так мастерски красила стены в картине Киры Муратовой «Познавая белый свет», что и дублера не понадобилось.

Но мечта стать артисткой — даром, что ли, Русланова! — взяла верх. Мама поступила в Харьковский театральный институт, где на втором курсе подруга ей посоветовала: «Тебе бы в Москву». И мама решила поступать в столице. Из Москвы пришла телеграмма, в ней сообщалось, что в ноябре 1965 года в Щукинском училище объявили осенний дополнительный набор. Самое интересное, что набор был... мальчиков.

Мама тогда занималась спортивной гимнастикой и однажды, делая кульбит, получила травму мениска. Она намазала распухшее колено сильно пахнущей мазью Вишневского и отправилась в Москву. Представляете картину? Перед приемной комиссией стоит хромая, пахнущая мазью Вишневского, с сильным украинским акцентом провинциалка. Но она сразу же понравилась. Великий педагог Вера Константиновна Львова, набиравшая курс, настояла на том, чтобы место дефицитных мальчиков заняла моя мама. На курс взяли Сашу Кайдановского, Володю Качана и Нину Русланову.

Мама приехала в Москву из Харькова, как когда-то Людмила Гурченко и Наталья Фатеева. У нее был кошмарный акцент. Она с ним отчаянно боролась, занималась ночью специальными упражнениями, понимала, что с харьковским говором не видать ей больших ролей.

Нина Русланова, 70-е годы. Фото: из архива О. Рудаковой

Однокурсники восхищались ее прямотой и ярким талантом. Борис Галкин, мамин однокурсник, как-то рассказывал о первом появлении мамы в стенах «Щуки»: «Мы уже учились месяца два, как на занятиях появилась Нина Русланова. Вера Константиновна представила ее и попросила что-нибудь нам почитать. Когда она закончила, Вера Константиновна сказала: «Ниночка, я не знаю, чему вас учить — вы совершенная актриса». Она всегда была отважна, способна рисковать собой во имя роли. Это было и в танце, и в физическом движении, и на фехтовании. Правду-матку сплеча рубила. В этом была ее сила и урок для нас...»

Пока мама училась, она жила в общежитии на Федотке. Долго спала на раскладушке, потому что мест не было, и подрабатывала в соседнем травмпункте. Мама вспоминала, что в Москве ей в ту пору было все время холодно. Пальто у нее не было, она зимой ходила в вязаной кофте. Гостинцев и денег ей из дома никто не присылал. Да, собственно, и дома-то не было. Все сама, сама...

И тем не менее это было счастливое студенческое время! Училище заменяло все — дом, семью. Все с упоением репетировали отрывки, порой ночевали в зале на матах, в общаге бывали не так часто.

Маме было 23 года, когда она переехала в Москву. Она была старше многих своих однокурсников. А курс ее был талантливым: Володя Качан, Леня Филатов, Саша Кайдановский, Борис Галкин, Иван Дыховичный... Все они были очень дружны.

Особенно мама подружилась с Кайдановским, Каином, как его звали все друзья. Он ее очень жалел, потому что сам, когда разошлись родители, месяц провел в детдоме и знал, что это такое. А еще к тому же они оба были провинциалами: он из Ростова-на-Дону, она из Харькова. А в Москве к провинциалам относились свысока. Надо было всегда быть на голову выше во всем: в таланте, трудолюбии и упорстве.

Мама рассказывала, что однажды Кайдановский пришел к ней в общежитие и предложил:

— Нина, давай, я буду твоим братом.

— Как это? По суду, что ли?

Он рассердился:

— По какому суду? Давай разрежем себе руки, сольем кровь в чашку и выпьем. И будем кровными родственниками.

Он был человеком начитанным, видимо, где-то в умных книжках про это вычитал.

После ритуала братания Кайдановский всегда заступался за «кровную сестру». А еще их роднило то, что оба были предельно честными. Кайдановский ненавидел актерство в жизни, мама, думаю, этому научилась у него.

Олеся Рудакова. Фото: из архива О. Рудаковой

Однажды зимой Саша, Гена Матвеев и мама после последнего экзамена зашли в шашлычную. Вышли на улицу, а в сугробе пьяный человек лежит. Они стали его поднимать, тут подъехала милиция: «Ваши документы. Вы что это делаете?» Милиционеры решили, что троица хочет обчистить карманы пьяницы, скрутили их и отвезли в отделение. Кайдановский стал возмущаться: «На каком основании нас задержали? Вы сталинисты какие-то!» Из-за стойки выскочили два милиционера и в ярости стали его избивать. Мама кинулась их разнимать. В потасовке ей кто-то двинул кулаком в лицо. Подскочил Гена. И тут началось! Сашу с Геной избили. Мама побежала к Вере Константиновне просить защиты. Педагог стала звонить по всем инстанциям и просить за своих студентов. На следующий день суд вынес приговор: арест на 15 суток. Когда «заключенных» сажали в машину, Вера Константиновна громко крикнула: «Сашенька, милый, ты там внимательно смотри, такого ты не увидишь нигде! И запоминай характеры!» На что Саша улыбнулся и подмигнул: «Ну что, едем на занятия. Характеры изучать».

Кайдановский был очень талантливым и образованным человеком, на курсе только Леня Филатов мог помериться с ним эрудицией. Он привил маме любовь к литературе, водил ее к своим друзьям, скульпторам, художникам, на концерты классической музыки. Как мама говорила: «Рядом с ним нельзя было дурой сидеть. И я, заразившись, стала работать. Читать, думать, что делаю. И зачем...»

У них на курсе были невероятно красивые девушки. Они все играли рабынь в знаменитом спектакле «Принцесса Турандот». А мама была на их фоне серой мышкой. И вдруг Кайдановский предлагает:

— Хочу сделать отрывок из «Гамлета». Можешь сыграть Гертруду?

Мама обалдела:

— Ну какая я Гертруда? Посмотри на мои крестьянские руки. Я же штукатур!

А он стоит на своем:

— В тебе что-то королевское есть.

И они на первом курсе сыграли отрывок из Шекспира. Все потом восхищались: «Как он Русланову открыл!»

Я была влюблена в маминого друга. Помню, как мы с мамой однажды пришли к Кайдановскому в его знаменитую коммуналку на Поварской. Зашли после школы его проведать, он болел. Меня, восьмилетнюю девочку, поразила его огромная черная комната с высоким потолком, расписанным ангелами и амурами. Я ходила по ней, задрав голову, и любовалась ими. Кайдановский, едва взглянув на меня, вдруг сказал, что я — дьявол в ангельском обличье. Хотя я вроде ничего такого не делала: посуду не била, не капризничала. Наверное, поэтому я в него и влюбилась, что он был странным и непонятным.

Это была эпоха по-настоящему творческих личностей. Кайдановский поставил поэтический спектакль по Пушкину, который пользовался большим успехом. Там участвовали все: Леня Филатов, Борис Галкин, Саша и мама. Они все боготворили Пушкина. И всерьез воспринимали Щукинское училище как Царскосельский лицей.

Нина Русланова, 60-е годы. Фото: из архива О. Рудаковой

— Как познакомились ваши родители?

— Щукинцы часто выступали с шефскими концертами на разных площадках. Однажды мамин курс в качестве культурного обмена показывал спектакль на сцене актового зала МГУ. Там и познакомились мои родители. Геннадий Рудаков (так зовут моего папу) учился в МГУ на физическом факультете. Он как увидел маму на сцене, так сразу в нее и влюбился. Мама была беленькая, худющая, ходячий дистрофик. А папа был еще худее мамы. Представляете, какая прекрасная парочка получилась?! Помню, как лет в четырнадцать я не могла влезть в мамину юбку, которую она носила в двадцать пять. Я завидовала ей черной завистью...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

еуые

Рекомендуемые статьи

Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной» Владимир Машков: «Счастье человека находится где-то между свободой и дисциплиной»

«Вокруг меня люди, с которыми у нас общая цель»

Караван историй
«Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами «Мне больше не нужно общение с другими девушками»: как и почему рушится дружба между мужчинами и женщинами

Почему от нас уходят друзья, которые вступают в отношения?

Psychologies
Формула любви Александра Абдулова Формула любви Александра Абдулова

«Герой должен умереть молодым» — старая японская пословица. Он жил всего 54 года

Коллекция. Караван историй
Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность Джанхотская усадьба братьев Короленко: история и современность

Джанхотская усадьба братьев Короленко воссоздает дух ушедшей эпохи

Знание – сила
«Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши» «Мне смешно читать про хоромы за 130 миллионов. Ира никогда не стремилась к роскоши»

Пианист Константин Купервейс рассказывает об Ирине Мирошниченко

Коллекция. Караван историй
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве Наталья Гундарева в один миг рассталась с любимым, узнав о его предательстве

Друзья рассказывают о Наталье Гундаревой

Коллекция. Караван историй
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами» Нелли Гаранян: «Он говорил: «Я не могу дирижировать голодными музыкантами»

«Цветов у тебя не будет никогда, но колбасы и всего остального — сколько угодно»

Коллекция. Караван историй
10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска 10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска

Рассказываем о сериалах про города России, до которых мы сами никогда не доедем

Maxim
Мария Куликова: Я ощутила вкус жизни Мария Куликова: Я ощутила вкус жизни

Звезда сериала «Склифосовский» Мария Куликова о любимых мужчинах

Добрые советы
Лесные барабанщики Лесные барабанщики

Лес в середине лета затихает, но только кажется безжизненным

Наука и жизнь
Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически» Нина Гребешкова: «Лёня на меня действовал магически»

В его присутствии мне хотелось быть умнее. Не хохотать без особой причины

Караван историй
Где найти хорошую няню Где найти хорошую няню

Агентства, объявления, сарафанное радио – как выбрать хорошую няню?

Лиза
Сияй, звезда Востока! Сияй, звезда Востока!

Несколько весомых причин поехать в Узбекистан

Добрые советы
Политическое крещение Политическое крещение

Что побудило закоренелого язычника и развратника перейти в христианскую веру?

Дилетант
Пойдем гулять? Пойдем гулять?

Как защитить собаку на прогулке

Лиза
Французский парадокс Французский парадокс

Что едят француженки, чтобы оставаться стройными?

Лиза
SEAT прекратит свое существование. Каких автомобилей нам будет не хватать SEAT прекратит свое существование. Каких автомобилей нам будет не хватать

Почему в России SEAT потерпел фиаско?

РБК
Несработавшее противоядие Несработавшее противоядие

Как русская императрица проиграла заочную литературную дуэль французскому аббату

Weekend
Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин

Можно ли предотвратить образование выбоин на дороге?

ТехИнсайдер
Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок Нарушительницы: что общего у «Девушки с татуировкой дракона» и Пеппи Длинныйчулок

Глава из книги «Тысячеликая героиня» о героинях-трикстерах

Forbes
С видом на будущее С видом на будущее

Большая уютная квартира для семьи из трех поколений

SALON-Interior
Театр божественных действий Театр божественных действий

«Голда»: история первых дней войны Судного дня

Weekend
«Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха» «Перестаньте контролировать себя — и добьетесь успеха»

О мифах вокруг силы воли и ее развития рассуждает психолог

Psychologies
Сдвинувший материки Сдвинувший материки

Альфред Вегенер – человек, понявший, что континенты движутся

Вокруг света
Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков Как подключить компьютер к компьютеру: обмениваемся файлами без флешек и внешних дисков

Как передать файлы между компьютерами?

CHIP
20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки» 20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки»

Фильмы, которые рассматривают интимность и любовные интриги

РБК
Спасти мир от самого себя Спасти мир от самого себя

Непростая история одного из создателей атомной бомбы

Наука
Золото в жилах стынет Золото в жилах стынет

Как добывают самое северное в мире золото

ТехИнсайдер
Открыть в приложении