Знаю, что расшибусь, но сделаю, потому что парень из села

Караван историйЗнаменитости

Николай Козак: «Без Ленки ничего не достиг бы в жизни»

Владимир Михайлович Зельдин, который встретил на сцене собственное столетие, видя меня, каждый раз интересовался: «А вы кто?» Я отвечал: «Актер, несколько лет здесь служу». Он кивал: «А, ну ладно». Однажды меня попросили проводить его до гримерной, у двери он сказал: «Спасибо, вы свободны».

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Н. Козака

Николай Михайлович, если верить Интернету, вы сыграли сто двадцать восемь ролей в кино.

— Думаю, сегодня уже больше. Конечно, роли у меня разные, не только главные. Переиграл большое число военных, полицейских, следователей, сотрудников ФСБ, да и ролями бандитов не обижен. Жаль, что большинство режиссеров видит меня исключительно в образе брутальных мужчин. А я бы их не только не подвел, но даже удивил в роли интеллигента в очках — учителя, врача. Но пока внешность диктует стереотипы.

— Где зрители увидят вас в ближайшее время?

— В прокат вышла военная драма «1941. Крылья над Берлином» Константина Буслова. В основу сюжета легла непридуманная уникальная история. В самом начале войны в сложных обстоятельствах, когда шло отступление по всей линии фронта, нарком военно-морского флота Кузнецов и командующий морской авиацией Жаворонков предложили провести спецоперацию: в ночь на восьмое августа направили пятнадцать бомбардировщиков на Берлин. Самое удивительное — все пятнадцать экипажей вернулись живыми. Нужных самолетов у советской армии тогда не было, привлекли морские торпедоносцы. Неподалеку от Таллина, который был почти окружен немцами, построили тайный аэродром. Эта история имела большой резонанс. Константин подошел к материалу очень серьезно. Были выстроены реальные макеты двух моторных торпедно-минных самолетов и целая кинодеревня со складами, ангарами, мастерскими, чтобы ремонтировать технику. Я играл комиссара полка, у которого имеется реальный прототип. Когда начали работать, Буслов расширил линию моего героя, дописал несколько эпизодов. Есть в картине и романтическая история. Как без нее? Кстати, в массовых сценах участвовали курсанты военного училища.

Недавно состоялась премьера второго сезона сериала «Чикатило». Я играю полковника ростовского УВД, находящегося в вечном конфликте с прибывшими расследовать преступления маньяка московскими шишками. Исследование патологии — штука опасная, необходимо понимать, зачем это надо. Любое искусство должно чему-то учить, чтобы зритель что-то выносил из истории, а не просто упивался кровожадными сценами. Это удалось благодаря Дмитрию Нагиеву. Его подход к материалу вызывает уважение. До этого мы снимались в комедии, а здесь я видел, как он перевоплотился в монстра, был собран, сыграл на грани, ни разу не скатившись до узнаваемого Димы. О результате судить не мне, я не смотрел и первую часть.

В сериал «Хозяин» утвердили без проб, мне достался злодей, абсолютный перевертыш, беспредельщик, который, переодевшись в форму, грабит фуры и всех убивает к чертям собачьим.

Два года снимался, в том числе в Пермском крае, в исторической саге «Два берега», где сыграл персонажа от тридцатилетнего до восьмидесятилетнего возраста. Герои проживают жизнь, начиная с тридцатых годов до семидесятых прошлого века. Озвучания еще не было. А вот «Стражника» об офицерах Росгвардии мы уже озвучили.

До сих пор не был в эфире «Уголь» Владимира Котта. Не представляю почему. Снимали картину в городе Шахты Ростовской области, на шахтах в маленьких городах вокруг. Вот такая перспектива увидеть меня в кино.

Фото: из архива Н. Козака

— Из какой вы семьи?

— Мои родители не имели ни малейшего отношения к искусству. Они рабочие люди. Я родом из украинского села. Когда в советские времена под Львовом нашли большие залежи серы, там развернулась целая кампания по ее добыче. Был построен поселок городского типа Новояворовск, куда родители со мной и перебрались. Они приехали туда работать. Мне исполнилось всего три года.

— Как же у вас созрело решение пойти в актерскую профессию?

— О каком решении семнадцатилетнего юноши может вообще идти речь? В школе я занимался в драмкружке, вроде бы делал успехи, но о профессиональной актерской карьере даже не мечтал. После десятого класса пытался поступать в техникум лесной промышленности, но завалил сочинение, не давались мне русский язык и литература. Расстраивался, впрочем, недолго, случайно услышал по радио, что во Львове набирается театральная студия. Решил попробовать в нее поступить. Отправился во Львов с мамой. Нас принял директор студии. Я поинтересовался:

— Что требуется для того, чтобы к вам попасть?

— Разучить и прочесть перед приемной комиссией несколько монологов. — Что такое монологи, я вообще не имел представления. Собеседник пояснил: — Ну например монолог Гамлета.

Я усек, что требуется, отправился в свою сельскую библиотеку, взял томик Шекспира (к счастью, в советские времена библиотечные фонды не испытывали недостатка в классической литературе), разучил, вернулся в студию и прочитал хрестоматийное «Быть или не быть?». До сих пор помню его наизусть, хотя прошло несколько десятилетий.

С пением оказалось сложнее, поскольку у меня абсолютно не было слуха. А пел я Высоцкого «Если друг оказался вдруг...». Аккомпаниатор за фортепиано вошла в положение, помогала изо всех сил, чем-то я ей, видно, приглянулся. Брала аккорды, заставляла прислушиваться, пытаться их воспроизвести, но я оказался полным профаном. Тем не менее в студию меня взяли. Позволили даже отучиться восемь месяцев.

— Что же случилось?

— Армия, никакой военной кафедры при студии, как вы понимаете, не было в помине. Пришла повестка, откосить даже не пытался, пошел служить. Попал в учебно-боевую танковую дивизию. Мы стояли на границе с Румынией, в городе Сторожинец. Там выпускали сержантов, командиров отделений, механиков-водителей. Моей специализацией стал ремонт бронетанковой техники, с тех пор про гусеничную технику знаю все.

Кстати говоря, могу не только покопаться в двигателе, но и неплохо плотничаю, кладу плитку, кирпич, да и малярные работы даются мне легко. Спасибо бате — у него были золотые руки, своими навыками он с радостью делился с сыном, за что ему благодарен. У меня до сих пор хранится его рубанок, иногда беру его и вспоминаю отца, который мог смастерить буквально все: полностью построить дом от фундамента до крыши, да еще и обставить его мебелью, как бы теперь сказали, ручной работы.

Еще батя периодически отправлялся на заработки «на севера». Помню, как возвращался бородатый, заросший, с плотно набитым рюкзаком за плечами. Однажды приехал весь обмотанный шкурками соболя: вез на продажу, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Привозил вкуснейшую красную рыбу. Так что батино воспитание и рабочие навыки пригодились в армии, когда приходилось ремонтировать ходовую часть танка, коробку передач, разбирать двигатели, в оптику мы не лезли.

Лена — дочь прекрасного артиста, моего коллеги Феликса Пантюшина. Будущая жена выросла на моих глазах. Фото: из архива Н. Козака

— Дедовщина в танковых войсках была?

— Всякое случалось. Приходилось и драться, и защищаться, и отвоевывать свое пространство. Армия многому учит в плане выживания, безусловно формирует личность, там характеры проявляются ярко. Я исключением не был, научился за себя постоять. Отслужил два года, демобилизовался в звании старшего сержанта, заместителя командира взвода. Пока выполнял воинский долг, закрылась моя театральная студия. Набор в нее оказался разовым. Надо было решать, что делать: оставаться в Львовском драматическом театре с перспективой доучиться, но всю жизнь выходить на сцену с репликой «Кушать подано», поступать в Киевский театральный институт или ехать в Москву? Несмотря на то что я тогда не очень хорошо освоил русский, «хэкал», отважился попытать счастья в столице.

Нетрудно догадаться: не поступил. Но мой педагог из Львова Алла Григорьевна Бабенко верила в меня. Она была ученицей легендарного режиссера Андрея Гончарова, в свое время поставила множество спектаклей в России. В Казанском большом драматическом театре имени Качалова в свое время тоже шли ее постановки. В конце сентября Казанское театральное училище, на мое счастье, объявило дополнительный набор, и Алла Григорьевна попросила: «Обратите внимание на этого парня». К ее мнению прислушались, меня взяли. До этого я учился на украинской классике, а здесь мне, сельскому необразованному парню, привили вкус к Чехову, Хемингуэю, хорошей литературе.

— Известно, что в театральном училище занятия продолжаются с утра до вечера. О том, чтобы где-то найти подработку, речи не идет, а на стипендию прожить сложно. Как решали неизбежно возникавшие материальные проблемы?

— Первые полгода стипендию я не получал вообще, потому что, естественно, не сдал русский язык. Я приехал в Казань в легкой курточке и, извините за интимные подробности, армейских трусах. В кошельке лежала советская десятка. Мама меня поддерживала, старалась что-то присылать, но они с отцом были людьми небогатыми, поэтому денег катастрофически не хватало. Видя это, руководство училища озадачилось, извлекло на свет какой-то указ, где говорилось, что первые полгода студенту по закону обязаны выплачивать стипендию, при этом неважно, как он сдал экзамены. Помню, ходил в департамент культуры в Казанский кремль, где мне выдали сто шестьдесят с чем-то советских рублей. По тем временам — сумму! Я был королем. Армия научила не сдаваться, обстоятельствам я не поддался, устроился дворником при театральном училище, три года махал метлой за восемьдесят рублей в месяц.

Со второго курса нас взяли в Качаловский театр, мы — студенты — бегали в массовке, очень скоро стал выходить на сцену в небольших ролях, за что тоже платили рублей восемьдесят. Позже стал получать повышенную стипендию — сорок пять рублей, поэтому с деньгами у меня было нормально.

Сегодня Соне, старшей дочери, пятнадцать, Ане — двенадцать. Фото: из архива Н. Козака

— С чем выпускались?

— Я заразил однокурсников Достоевским. Сначала поставил самостоятельный отрывок — финальную сцену из «Идиота», где Рогожин объясняется с князем Мышкиным. А к выпуску мы сделали дипломный спектакль «Идиот», я, естественно, сыграл Рогожина. Еще выходил на сцену в роли Валера в «Тартюфе».

Вопрос, куда идти работать, не стоял, меня и еще трех однокашников сразу взяли в Качаловский театр, в котором мы со студенческих времен были вспомогательным составом. В училище я регулярно посещал исключительно мастерство, отговариваясь репетициями в театре. Но все же получил диплом. Мы начинали работать, когда театр переживал сложные времена: ушел главный режиссер, руководство возложили на трех актеров. Это было ужасно, действовали они как лебедь, рак и щука из басни Крылова. В конце концов театр возглавил замечательный Станислав Владимирович Таюшев. Он начал ставить «Мастера и Маргариту», мне поручил роль Ивана Бездомного, ставшую моим дебютом на сцене Качаловского театра. Девяностые открывали нам новые пьесы, в театре шли «Крутой маршрут», «Дальше... дальше... дальше!» Михаила Шатрова. Работы было много, мне находились роли во всех премьерах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену Евгений Леонов боялся только одного: потерять жену

О Евгении Леонове вспоминали люди, знавшие его по гастролям, съемкам, театру...

Караван историй
Может ли вертолет летать без мотора: инженерное чудо Может ли вертолет летать без мотора: инженерное чудо

Можно ли построить планер, который взлетает с помощью винта?

Популярная механика
Без церемоний Без церемоний

Актриса Саша Бортич – о безумстве ради искусства и всепоглощающей силе любви

VOICE
Диета после удаления аппендицита: основные принципы и лечебное меню Диета после удаления аппендицита: основные принципы и лечебное меню

Сколько соблюдать диету после удаления аппендицита, и каким должен быть рацион

VOICE
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Деловое гостеприимство: как начать бизнес в Грузии Деловое гостеприимство: как начать бизнес в Грузии

Грузия — привлекательное место для релокации компаний из России

Forbes
Свадебная пластика: топ-3 популярных операций, востребованных у невест Свадебная пластика: топ-3 популярных операций, востребованных у невест

Какую пластическую операцию можно успеть сделать до свадьбы

Cosmopolitan
Зашквар vs годнота: пять позорных способов тюнинговать автомобиль и достойные альтернативы им Зашквар vs годнота: пять позорных способов тюнинговать автомобиль и достойные альтернативы им

Плохие способы освежить автомобиль

Maxim
Трижды безземельный Трижды безземельный

Среди противников Робин Гуда нередко фигурирует сам принц Джон

Дилетант
Черная дырка от бублика Черная дырка от бублика

«Все везде и сразу»: налоговый вычет в условиях мультивселенной

Weekend
Зарядка для похудения Зарядка для похудения

5 комплексов эффективных упражнений для похудения

Лиза
5 шагов, чтобы вернуть смысл жизни 5 шагов, чтобы вернуть смысл жизни

Как вернуться к осознанной жизни?

Psychologies
Брачные аферисты. Кто может стать жертвой и как защититься Брачные аферисты. Кто может стать жертвой и как защититься

Как обезопасить себя от мошенников в приложениях для знакомств?

Лиза
Рак печени: ранние симптомы, на которые многие не обращают внимания Рак печени: ранние симптомы, на которые многие не обращают внимания

Рак печени. На какие ранние признаки нужно обратить внимание

Популярная механика
10 самых визуально совершенных фильмов 10 самых визуально совершенных фильмов

Кинокартины, которые доставят удовольствие даже самым искушенным эстетам

Maxim
Веселящий газ позволил получать фенолы каталитически Веселящий газ позволил получать фенолы каталитически

Химики научились использовать выбросы веселящего газа в каталитических реакциях

N+1
5 самых популярных мифов о здоровье зубов 5 самых популярных мифов о здоровье зубов

Мы разоблачаем самые популярные мифы и учимся ухаживать за зубами с умом

Популярная механика
Как приготовить идеальную кашу: 5 правил, о которых все забывают Как приготовить идеальную кашу: 5 правил, о которых все забывают

Советы шеф-повара и диетолога по готовке каши

Вокруг света
Глянец среди войн и революций: о чем писали женские журналы в середине ХХ века Глянец среди войн и революций: о чем писали женские журналы в середине ХХ века

Как выглядели женские медиа на пороге Второй мировой войны?

Forbes
12 легендарных вещей, которые переживут войну, голод, мор и твоих внуков 12 легендарных вещей, которые переживут войну, голод, мор и твоих внуков

Портреты вещей, которые с усмешкой смотрят на наш меняющийся мир

Maxim

Дэвид Фравор встречался с необычными и объектами в воздухе и в глубинах океана

ТехИнсайдер
Как я рассталась с тираном: план побега из абьюза Как я рассталась с тираном: план побега из абьюза

Сколько нужно времени, чтобы осознать, что вы стали жертвой абьюзивных отношений

Psychologies
Псковское диво: 9 фактов о Чудском озере Псковское диво: 9 фактов о Чудском озере

Водоем, поделенный между Россией и Эстонией, еще называют морем

Вокруг света
Как просто взять и убежать от тревожности Как просто взять и убежать от тревожности

Как справиться со стрессом и найти в себе силы двигаться дальше?

Psychologies
Груди вверх! 9 шагов, которые не дадут твоей груди обвиснуть Груди вверх! 9 шагов, которые не дадут твоей груди обвиснуть

Чтобы приободрить грудь, просто используй эти девять волшебных трюков

VOICE
Глиняные косы, синие ногти и губы: как выглядят красавицы туарегов Глиняные косы, синие ногти и губы: как выглядят красавицы туарегов

На Черном континенте живут «синие люди». Так называют туарегов за цвет их одежды

Вокруг света
Плесень и секс Плесень и секс

Алексей Алексенко — о бесстыжих ящерицах и целомудренной плесени

СНОБ
Майя классического периода закрепили украшения на зубах с помощью смолы и битума Майя классического периода закрепили украшения на зубах с помощью смолы и битума

Использованные индейцами смеси для зубов могли обладать терапевтическим эффектом

N+1
«Все везде и сразу»: абсурдистский блокбастер о сложных отношениях между женщинами «Все везде и сразу»: абсурдистский блокбастер о сложных отношениях между женщинами

«Все везде и сразу» — абсурдистский блокбастер и одновременно фем-драма

Forbes
«Если у тебя есть фонтан, заткни его»: самые крылатые афоризмы Козьмы Пруткова, которые стыдно не знать «Если у тебя есть фонтан, заткни его»: самые крылатые афоризмы Козьмы Пруткова, которые стыдно не знать

Рожденные Козьмой Прутковым афоризмы не просто живы, но и злободневны

Maxim
Открыть в приложении