Хочу рассказать о тех, кого помню и люблю

Караван историйЗнаменитости

Наталья Гвоздикова: "Мы с Жариковым много раз играли супругов, и в конце концов это нам надоело"

Судьба подарила мне встречи со многими замечательными людьми — цветом советского кинематографа. Меня связывала с ними дружба, близкие, теплые отношения, которые продлились всю мою жизнь. Хочу рассказать о тех, кого помню и люблю.

Записала Марина Порк

Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Евгений Жариков

Он был очень хорошим артистом, поскольку прошел мощную актерскую школу у своих педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Актерскому мастерству я тоже училась у них. Когда снимались вместе, легко находили общий язык, нам даже слов не требовалось, чтобы понять друг друга. Со мной учились еще Сережа Никоненко и Коля Губенко — тоже студенты Герасимова и Макаровой, которые получали второе, режиссерское образование. А для меня работа с ними стала дополнительной практикой.

В профессии мой муж был всеяден. Соглашался сниматься в фильмах любого жанра, не боялся ничего — ни комедии, ни трагедии. Сниматься с Женей было, с одной стороны, легко, а с другой — не так уж и просто, и на то были причины. Сергей Аполлинариевич считал, что в каждом актере должна присутствовать здоровая доля авантюризма. Женин авантюризм зашкаливал. Говорю же, он ничего не боялся — предлагал режиссерам неожиданные актерские ходы, пробовал. По своей сути отличался упрямством, если был убежден, что играть следует так, а не иначе, переубедить его было практически невозможно. Я начинала копаться в роли, искать ответы на вопросы, почему героиня действует так, а не иначе. Жариков же бросался сниматься как в омут с головой. В отличие от меня Женя был оптимистом, верил, что все у него получится.

Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Когда мы поженились и стали много сниматься вместе, дали друг другу слово: никто не вмешивается в работу супруга, не дает советов, как играть. Если кто-то из нас обратится за помощью — тогда другое дело, поможем. Если такой просьбы не будет, значит, каждый играет роль так, как считает нужным, как он ее понимает.

Женя начал сниматься у Леонида Гайдая в комедии «Не может быть!» по рассказам Михаила Зощенко. Дошли до сцены, когда неверные мужья и жены сидят за столом и выясняют отношения. Женя пришел домой расстроенный, пожаловался: «Там текст никакой, сидим, что-то лепим, получается совсем не смешно. Чем бы мне эту сцену наполнить?» Действительно, у Светланы Крючковой, игравшей жену-изменщицу Жениного героя Коки, была смешная фраза: «Вы артист, человек, одаренный болезненным художественным воображением!» Олег Даль в роли ее незадачливого любовника произносил запоминающуюся реплику: «Я не могу работать в такой нервной обстановке!» Смешно смотрелась и Лариса Еремина в роли любовницы Коки. А Женин герой как-то терялся.

Евгений Жариков и Светлана Крючкова. Фото: Мосфильм-инфо

И тогда я посоветовала: «Жень, в метро напротив меня сидели мужчина и женщина. Какие отношения их связывают, не имею представления, но они их явно выясняли. Она постоянно что-то вливала ему в уши: тыр-тыр-тыр. Что именно, не расслышала из-за шума. А мужик вытащил носовой платок и бесконечно в него сморкался. Попробуй делать так же в кадре». Еще Нонна Мордюкова наставляла меня: «Смотри и запоминай, как люди себя ведут, пригодится». И вот я об этом вспомнила, подумала, что это смешно. Она его песочит, а он, не произнося ни слова, протестует, громко сморкаясь.

Муж пришел и рассказал об этом Гайдаю, тот обрадовался: «Жень, как здорово, будет хорошо смотреться!» И этот эпизод вошел в фильм. Позже оказались с Леонидом Иовичем в Азербайджане, где на Неделе российского кино показывали этот фильм. Публика смеялась, а я призналась в авторстве смешного эпизода с Кокой. Для Гайдая это стало неожиданностью:

— Правда? Ой, как здорово! Жалко, что я не снимал тебя в «Не может быть!»... И почему мне это в голову не пришло? Что ж ты раньше не сказала?

— Ну, знаете, Леонид Иович, я же не могла прийти к вам и предложить себя.

Я не из таких. Хотя подобное случалось в нашем кино неоднократно. Не хочу показывать пальцем, называть фамилии. Гайдай пообещал дать мне роль в своем следующем фильме, но этого не случилось.

Мы с Жариковым много раз играли супругов, в конце концов нам это надоело. Как муж и жена, так Жариков и Гвоздикова! Но отказать Алексею Сахарову не могли, уж очень настойчиво он звонил, упрашивал нас сняться у него в «Барышне-крестьянке», хотел собрать в картине всех своих друзей. В итоге уговорил, решили: это все-таки Пушкин, да и партнеры у нас прекрасные — Леня Куравлев, Василий Семенович Лановой. Позже выяснилось, что у Ланового, Куравлева и Жарикова один размер головных уборов, причем немалый. Я еще шутила: «Вот какие рядом мозговитые мужики». Роли у нас с Жариковым были неглавные, чтобы как-то оживить свою, Женя попросил, чтобы его завивали на тонкие щипцы, в кадре его герой сидит в смешных, похожих на дамские, кудряшках.

Мы соглашались играть мужа и жену, если в сценарии был прописан какой-то конфликт между нашими героями. Так было в картине «Любовь моя вечная», которую снимал Владимир Монахов.

С Владимиром Васильевичем мы познакомились в Союзе кинематографистов. Меня в него приняли, когда ходила беременной. А потом родился Федя. В то время я параллельно со съемками в кино работала на телевидении, вела женский телевизионный клуб «Москвичка». И там из гримерной у меня украли косметичку, в которой лежал союзный билет, подписанный Львом Кулиджановым. Естественно, пошла в Союз кинематографистов его восстанавливать — с маленьким Федей. Встретила Монахова, тот поинтересовался:

— Ой, кто там?

— Наше продолжение.

— Что у тебя случилось?

— У меня украли союзный билет, хотя клялись и божились, что на телевидении ничего не воруют.

Пошли к нему в кабинет. Монахов предложил:

— Клади его сюда, будешь потом рассказывать сыну, как он лежал на столе у лауреата Ленинской премии.

Ее Владимир Васильевич получил как оператор знаменитой «Судьбы человека» Бондарчука.

Мне очень быстро выдали новый билет, который я берегу до сих пор как зеницу ока.

Позже мы снимались у Монахова в картине «Любовь моя вечная». Женя играл мужа, который работает в колхозе, а я — его жену, которая, видя, как окружающие пользуются его добротой и безотказностью (между прочим, такое случалось с Женей и в жизни), настаивает на том, чтобы перебраться в город. Естественно, окружающие воспринимали ее как отрицательного персонажа. На этой почве между супругами случился конфликт.

Я тогда носила длинные волосы, накручивала их на бигуди. Снимали мы в Снегирях. Один раз ехали, и на шоссе машина Монахова поравнялась с нашей, он потом смешно показывал, как за рулем сидит Женя и как я постоянно поправляю волосы.

Мы брали с собой на съемки маленького Федю, случалось, его не с кем было оставить. Сын быстро подружился с Анатолием Дмитриевичем Папановым, который играл одну из главных ролей. У него была личная «Волга», которую Папанов любил ремонтировать, Федя обращался к нему: «Послушай, Папанов, поехали к нам чай пить, а «Волгу» свою ты потом починишь».

С Женей и сыном Федей. Фото: из архива Н. Гвоздиковой

Один из эпизодов снимали в студийном павильоне. Летом стояла страшная жара. Анатолий Дмитриевич по сюжету пришел ко мне в гости в красивом узбекском халате, с бутылкой настоящего шампанского. О кондиционерах тогда еще не слышали. Мы хряпнули шампанского и, естественно, немножко охмелели. Владимир Васильевич посмеялся и сказал: «Ребята, хорошо, что у нас сейчас перерыв, чтобы за это время привели себя в норму». Пошли на воздух, посидели в знаменитом мосфильмовском яблоневом саду. Отработали потом на славу. У нас сложились очень добрые отношения с Папановым, он постоянно приглашал нас к себе в театр, был замечательным человеком и удивительным актером.

В финале фильма моя героиня все же собирала вещи и уезжала из деревни, бросая мужа. А Монахов взял и на монтаже отрезал эти сцены. История моей героини стала бессмысленной, она сама получалась и не положительной, и не отрицательной. Я узнала об этом лишь на озвучании, возмутилась: почему так, ведь соглашалась на другое! Но режиссер был непреклонен.

К слову, раньше мы все писали чистый звук у пульта в тон-студии, за счет этого можно было вытащить роль, если что-то недоиграл. Озвучание — процесс совсем не легкий. Помню, Леонид Васильевич Марков, с которым мы снимались в картине «Семь часов до гибели», страшно мучился у пульта, записывал три короткие сцены чуть ли не в течение двух смен, постоянно не попадал в артикуляцию героя. Так случается и с великолепными актерами. Озвучивая «Любовь мою вечную», я выложилась по полной, но на премьеру принципиально не пошла. По сей день так и не видела эту картину.

Во время съемок Владимир Васильевич попал на операционный стол с аппендицитом. Врачи недосмотрели, оставили внутри нитки от бинта. Шов воспалялся, поэтому Монахову приходилось регулярно ездить на перевязки, и это его добило. Женины родители и Владимир Васильевич похоронены недалеко друг от друга, на одном кладбище. Когда мы их навещали, всегда проходили мимо могилы Монахова. Иногда звонила его зятю, Саше Панкратову-Черному: «Саш, там много травы, пора почистить».

Я обыкновенный человек, но с характером, как каждый из нас. Из-за этого каких только прозвищ ко мне не приклеивали! Но я научилась ни на что не реагировать.

Да, у меня есть характер. Если встала утром не в настроении, домашние — Женя, Федя, мама, моя сестра Мила — знали: меня лучше не трогать. Семейная жизнь не обходится без ссор. Ссорились и мы с Женей. Но я продолжала с ним разговаривать, пусть только по делу. И никогда не позволяла себе угрожать: мол, не стану готовить еду, не буду гладить твои рубашки... Если чувствовала, что не права, умела попросить у родных прощения. Окружающие считали, что Жариков обладает ангельским характером, а вот жена у него совсем другой человек. Ошибались: Женя тоже был непрост. Если он был чем-то недоволен, то копил обиду, а потом замыкался в себе.

Особенно часто мы конфликтовали, когда Жариков возглавил Гильдию актеров кино. Он стал отказываться от ролей, и меня это приводило в бешенство, я говорила ему:

— Как ты можешь предавать свою профессию в угоду гильдии?

— Гильдия — мое предназначение, я ее придумал и создал.

Однажды Леонид Марягин предложил ему сыграть Сталина в картине «Троцкий». Женя отказался, и Леня позвонил мне, попросил повлиять на мужа. Я не представляла Жарикова в роли вождя народов, сказала даже:

— Леня, ты, наверное, шутишь?

— Нет, Наташ, я серьезно, мы виделись в Доме кино, и Женя так повернул голову, что я подумал: а не попробовать ли мне его на Иосифа Виссарионовича?

Жариков переиграл множество милиционеров, сыграл генерала милиции, дважды — маршала Малиновского (одну роль в венгерском фильме) и Ворошилова. Я подтрунивала над ним: «Слушай, осталось только сыграть какого-нибудь генералиссимуса! Но ты на такую роль совсем не подходишь, потому что Чан Кайши и Суворов были субтильными, худыми, а Сталин — рыжим».

Женя же был по-настоящему красивым до конца своей жизни. Бывает, что на красавца-мужчину с возрастом становится невозможно смотреть. Как на портрете Дориана Грея, наружу вылезает внутренняя, зачастую неприглядная сущность. А у Жарикова красота переросла в другое качество — седой как лунь, он источал благородство, все больше стал походить на маму. Я этому радовалась, она была приятным человеком, в отличие от Жениного отца, которого никак нельзя было назвать красавцем.

Поговорила с мужем, он сказал:

— Ну какой из меня Сталин?

— Хорошо, но попробоваться хотя бы можно? Тем более что ты ничего не боишься.

И муж обнадежил режиссера: «Хорошо, Лень, я приеду». Понимая, что ему будут красить волосы в рыжий, я заволновалась: «Позвони мне с «Мосфильма», как все прошло. И предупреди девочек, что ты седой, краска схватится быстро». Проходит время, Женя не звонит, я уже стала нервничать: «Может, ему не понравилась тема, персонаж? Пусть не снимается, если не хочет». А с другой стороны, Марягин — хороший режиссер. Вдруг слышу, в замке поворачивается ключ, открывается дверь и входит муж... с волосами ярко-сиреневого цвета. У меня дыхание перехватило!

— Женя, что случилось?

— Ты понимаешь, на «Мосфильме» проблемы с краской. Они там что-то нахимичили, и вот результат.

Хоть бы паричок надели, но и их в закромах студии не осталось. Я тогда срочно позвонила своим мастерам из парикмахерской, умоляла: «Девочки, выручайте!» Женя пошел к ним, и не сразу, но они сделали его шевелюру темно-рыжей. Лицо доработали гримеры. Жариков стал потрясающе похож на Сталина. Когда они снимали на даче в Кунцево, я, как назло, заболела. Попросила 15-летнего сына: «Федь, поезжай с отцом, кто знает, попадешь ли ты еще когда-нибудь на дачу Сталина. Посмотришь, как они будут снимать». Федя вернулся, полный впечатлений: «Мам, когда отец раздвигал портьеры, ребята из охраны вздрагивали». Сталина сыграли многие актеры, но так, как это удалось Жене, не получилось ни у кого. Хотя это мое мнение.

Съемки продолжились в Мексике, но самолет летал тогда туда раз в неделю, а у Феди как раз начались экзамены в институте. Так что фильм мы посмотрели уже на премьере. Он получился хорошим, но прошел незаметно. В 1990-е кинотеатры превращались в мебельные салоны, их владельцам было не до кино. Через много лет директор Дома актера Маргарита Александровна Эскина отправила нас с Женей в Данию, где проходили встречи со зрителями. После одного из выступлений к нам подошел пожилой человек, седой, благообразный, с палочкой. Он оказался русским дворянином по фамилии Толстой. Посетовал: «Евгений Ильич, а почему вы так мало рассказываете о фильме «Троцкий»? Я считаю, что это одна из ваших лучших работ». Я его поддержала: «Понимаешь, Жень, ты делаешь акцент на «Рожденной революцией», рассказываешь, как Виргилиус Норейка пел за тебя в «Снегурочке», а народ хочет больше узнать про твоего Сталина».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Анна Ардова: Анна Ардова:

Эмоциональный разговор с Анной Ардовой

Караван историй
Найден способ связать воедино массивы кремниевых кубитов Найден способ связать воедино массивы кремниевых кубитов

Ученый нашел решение фундаментальной проблемы квантовой вычислительной техники

ТехИнсайдер
Алена Яковлева: Алена Яковлева:

Алена Яковлева уже более тридцати пяти лет служит в Театре сатиры

Караван историй
Лаланн-Ленд Лаланн-Ленд

Чем творчество Клод и Франсуа-Ксавье Лаланнов привлекает коллекционеров?

Robb Report
Сати Спивакова: Сати Спивакова:

Я была уверена, что профессия, если ею не заниматься, мстит, просто умирает

Караван историй
«Городок»: место, куда хочется вернуться. История главного российского скетчкома 90-х «Городок»: место, куда хочется вернуться. История главного российского скетчкома 90-х

Илья Олейников и Юрий Стоянов: «Приглашаем вас в наш тихий и уютный городок»

Правила жизни

Об Олеге Ефремове можно рассказывать бесконечно

Караван историй
Тиа Уильямс: «Семь дней в июне». История о первой любви, отмеченная книжным клубом Риз Уизерспун Тиа Уильямс: «Семь дней в июне». История о первой любви, отмеченная книжным клубом Риз Уизерспун

История, после которой твоя жизнь не будет прежней — роман «Семь дней в июне»

СНОБ
Кейт, которая гуляет сама по себе Кейт, которая гуляет сама по себе

Ее саму понимать уже давно перестали

Караван историй
Душевнобольные кузины Елизаветы II: как монаршая семья на всю жизнь упрятала сестер в психлечебницу Душевнобольные кузины Елизаветы II: как монаршая семья на всю жизнь упрятала сестер в психлечебницу

У Елизаветы II были двоюродные сестры, страдавшие психическими расстройствами

VOICE
Дмитрий Нагиев: Дмитрий Нагиев:

У нас твоя карьера от таланта не зависит

Караван историй
«Приемлемый компромисс»: зачем женатые мужчины заводят любовниц «Приемлемый компромисс»: зачем женатые мужчины заводят любовниц

Почему именно мужчины заводят любовниц? Зачем женщины соглашаются на эту роль?

Psychologies
Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением» Дарья Златопольская: «Любовь — это улица с односторонним движением»

Я работаю с детьми, очень за них переживаю и всегда пытаюсь включаться

Коллекция. Караван историй
Почему мы пьем алкоголь с точки зрения эволюции Почему мы пьем алкоголь с точки зрения эволюции

Как сама эволюция объясняет нашу тягу к алкоголю?

Maxim
Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм» Алексей Баталов: «Теперь мне страшно вспоминать, сколько раз я отказывался от роли Гоши, не подозревая, какой это будет фильм»

Я — бродяга и много раз бросал кино, занимаясь совсем другим

Караван историй
«Плохие оценки помогли мне преуспеть в бизнесе»: 4 вывода «Плохие оценки помогли мне преуспеть в бизнесе»: 4 вывода

Предприниматель делится своей парадоксальной историей успеха

Psychologies
Андрей Житинкин: «Не бойтесь сложного характера актрис. Это спутник большого таланта» Андрей Житинкин: «Не бойтесь сложного характера актрис. Это спутник большого таланта»

Много раз меня спрашивали: как ты смог с ними сработаться? Как?

Караван историй
«Пусть они заткнутся»: история медсестры Марии Фикачковой, убивавшей младенцев «Пусть они заткнутся»: история медсестры Марии Фикачковой, убивавшей младенцев

Как Мария Фикачкова три года убивала младенцев и думала, что ее не поймают

VOICE
Что выдает дилетанта: 7 популярных ошибок, которые портят ваш ремонт Что выдает дилетанта: 7 популярных ошибок, которые портят ваш ремонт

Некоторые вещи моментально выдают неумелого мастера ремонта

ТехИнсайдер
Время вспять: можно ли перевести стрелки биологических часов назад и замедлить старение Время вспять: можно ли перевести стрелки биологических часов назад и замедлить старение

Об интересных научных открытиях из книги «Загадка нестареющей медузы»

ТехИнсайдер
Как похудеть: советы для тех, кто не может начать с понедельника Как похудеть: советы для тех, кто не может начать с понедельника

Делимся маленькими хитростями, которые помогут сделать первые шаги в похудении

ТехИнсайдер
История самого популярного российского салата, или почему мы все так любим “Оливье” История самого популярного российского салата, или почему мы все так любим “Оливье”

Как салат “Оливье” стал нашим национальным символом?

ТехИнсайдер
Физики сгенерировали ультрафиолетовый суперконтинуум с помощью газообразного азота Физики сгенерировали ультрафиолетовый суперконтинуум с помощью газообразного азота

Китайские физики сгенерировали ультрафиолетовый суперконтинуум

N+1
Очки для автопутешествий: как выбирать и что проверять Очки для автопутешествий: как выбирать и что проверять

Как выбрать очки, чтобы глаза меньше уставали за рулем?

Maxim
Объяснение главного: 5 книг, которые расскажут все об эволюции человека Объяснение главного: 5 книг, которые расскажут все об эволюции человека

Почему от обезьяны произошел именно человек? Чем люди похожи на рыб?

ТехИнсайдер
Как вести строительный бизнес, когда твои конкуренты «Леруа Мерлен» и «Петрович»: история интернет-магазина «Кузьмич24» Как вести строительный бизнес, когда твои конкуренты «Леруа Мерлен» и «Петрович»: история интернет-магазина «Кузьмич24»

«Кузьмич24»: как из простого офлайн-магазина получился мощный онлайн-бренд

VC.RU
Пять уникальных особенностей третьего поколения Range Rover Sport Пять уникальных особенностей третьего поколения Range Rover Sport

Стильный, технологичный, изысканный и всё еще внедорожник Range Rover Sport

4x4 Club
«В восемнадцать лет ей досталась страна с тяжким прошлым и шатким будущим». Отрывок из книги о Клеопатре «В восемнадцать лет ей досталась страна с тяжким прошлым и шатким будущим». Отрывок из книги о Клеопатре

Отрывок из книги Стейси Шифф о египетской царице Клеопатре

СНОБ
6 ингредиентов, которые мы не ожидали в увидеть в бьюти-средствах 6 ингредиентов, которые мы не ожидали в увидеть в бьюти-средствах

Рыбья чешуя, чайный гриб… Что еще можно встретить в твоей ванной комнате?

Лиза
Древнего подростка-кочевника с Урала отправили в загробный мир с оружием и редкой вьючной флягой Древнего подростка-кочевника с Урала отправили в загробный мир с оружием и редкой вьючной флягой

Результаты исследования погребения эпохи ранних кочевников на Южном Урале

N+1
Открыть в приложении