Мариус Петипа любил Россию как вторую родину

Караван историйИстория

Мариус Петипа. Русский француз

Петипа устал от фокусов Матильды. Любовница нескольких великих князей, прима старалась дать понять, кто в театре истинная хозяйка, с упоением предаваясь закулисным интригам. Мариус Иванович написал в дневнике: "13 апреля 1903 года. Вечером 100-й спектакль "Спящей красавицы". Я не поехал в балет из-за этой злюки и свиньи - г-жи Кшесинской".

Нина Белова

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Двадцать девятого мая 1847 года кронштадтский пароход доставил в петербургскую таможню у Гагаринской пристани пассажиров. Среди прибывших из заграницы был и двадцатидевятилетний француз. После процедуры досмотра он нанял извозчика и отправился на Михайловскую улицу, в гостиницу господина Клее — на пароходе ему сказали, что это лучший отель в городе.

Виктор Мариус Альфонс Петипа родился в самом центре портового Марселя на маленькой улочке Дюмарсе в артистической семье. Его отец Жан-Антуан был балетмейстером, мать Викторина Морель-Грассо — драматической актрисой.

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Петипа-старший, обучавший мальчика игре на скрипке и танцу, переломил, как вспоминал сам хореограф, о его руки не один смычок: «Необходимость такого педагогического приема вытекала... из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства». Однако всего девять лет понадобилось Мариусу, чтобы пройти путь от станка в учебном классе до места премьера в Нантском театре. Впрочем, еще раньше он вышел на сцену брюссельского Королевского театра в постановке Жана-Антуана «Танцемания». Юному артисту было лет двенадцать. Затем последовали гастроли по французским провинциям, Америке и Испании.

И вот в 1847-м Мариус неожиданно для себя получил письмо из российской столицы от старого балетмейстера Титюса: «Г-н Петипа, Его превосходительство г-н Гедеонов, директор Императорских театров, предлагает вам ангажемент в качестве первого танцовщика с жалованьем десять тысяч франков и полбенефиса в год». Француз ответил согласием — петербургский балет был на хорошем счету.

На следующее утро по прибытии на невские берега он облачился во фрачную пару, повязал белый галстук и поехал представляться. Александр Михайлович Гедеонов встретил гостя любезно, но на его вопрос «Когда прикажете дебютировать?» пояснил, что сезон начинается только в конце сентября, поэтому «у господина Петипа открываются вакации. Не беспокойтесь, в это свободное от работы время жалованье вам будет идти, а пока извольте получить аванс в двести рублей, — добавил директор. — И репетиционные залы балетного училища всегда к вашим услугам».

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Неожиданные каникулы Петипа посвятил знакомству с Петербургом. «В течение четырех месяцев осматривал город, бывал в Эрмитаже, на Островах», — вспоминал он. Северная Пальмира поразила француза: с трудом верилось, что вся эта красота возведена на болотах. Осенью Мариус впервые посетил Большой (Каменный) театр на Театральной площади — грандиозное здание с массивным портиком и треугольным фронтоном со скульптурной композицией «Аполлон Кифаред в окружении муз». Внушительного размера зрительная зала в форме эллипса для более выгодного обозрения сцены имела целых пять ярусов и вмещала три тысячи зрителей.

На этой огромной сцене Петипа предстояло танцевать в течение двух десятилетий, а затем ставить спектакли, сменив в должности главного императорского балетмейстера другого французского хореографа — Артура Сен-Леона. Но пока он каждое утро усердно работал у станка — за три недели до открытия сезона начал репетировать партию Люсьена в балете «Пахита».

Дебют артиста на сцене Каменного театра увенчался триумфом. Мариус понравился зрителям и как танцовщик, и как пантомимный актер с нарочито эффектной, во вкусе того времени, манерой. Как остроумно заметил его соотечественник писатель Теофиль Готье: «В Санкт-Петербурге не очень-то просто заставить публику себе аплодировать. Русские — большие знатоки балета, и блеск их лорнетов опасен».

Присутствовавший в тот вечер в театре Николай I был восхищен и удостоил молодого Петипа аудиенции.

— Как вам нравится русский балет? — поинтересовался император.

— Великолепием эти зрелища превосходят парижские, ваше величество, — почтительно ответил тот. — Увы, сейчас в Европе вместо высокого искусства — клоунские упражнения. А в балете должны главенствовать пластика и красота, а не бессмысленные прыжки, кружения и поднимание ног выше головы.

Самодержцу польстил ответ иностранца. На другой день он прислал танцовщику именной бриллиантовый перстень.

Петербургская труппа приняла Мариуса доброжелательно. «Молодой, красивый, веселый, одаренный, до конца дней своих закоренелый bon viveur, — он сразу завоевал популярность среди артистов, — вспоминал танцовщик Николай Легат. — Душа компании, он всегда умел поддержать настроение, рассказывая различные истории, анекдоты и даже жонглируя, что особенно любил демонстрировать за столом».

Незаметно наступила первая русская зима в жизни Петипа. Холод сковал льдом реки и каналы, Неву можно было пересечь на санях. К Рождеству, с точки зрения уроженца солнечного Марселя, грянули немыслимые морозы — градусов семнадцать. В один из дней Мариусу пришла в голову мысль охладить шампанское. Он поставил бутылку между оконными рамами, и — о чудо! — буквально за несколько минут «Вдова Клико» заиндевела!

Выйдя после спектакля из театра, он усаживался в сани. Припорошенный снегом кучер радостно гикал, лошадь рвалась с места и поднимая копытами серебряную пыль, резво бежала по мостовой. Укрыв ноги медвежьей полостью и спрятав лицо в воротник шубы, Петипа мечтал только об одном — поскорее оказаться в тепле. «Боже! Как же холодно! Что я буду делать в этой снежной стране? — думал зябкий француз. — Шесть-семь месяцев сплошных холодов как переживу? А русские, словно издеваясь, жалуются на мягкость зимы, с наслаждением катаются с ледяных гор и устраивают конные бега на Неве».

Поражало Мариуса и то, что именно на зиму приходился петербургский светский сезон, центром которого был театр, где он служил и где на редкость удачно складывалась его карьера.

Петипа танцевал Фабио в балете «Сатанилла, или Любовь и ад», графа в «Своенравной жене» Адана, Фауста в одноименной постановке. Всерьез решив связать судьбу с русским балетом, в 1854 году хореограф женился на танцовщице Марии Суровщиковой — «грандиознейшей особе, которую сравнить можно с самой Венерой».

Фото: Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Суровщикова действительно была чудо как хороша. Петербургские балетоманы бросали к ее ногам шинели и шубы, когда она в непогоду выходила из здания театра. Талантливая балерина стала первой исполнительницей главных партий в постановках своего мужа «Брак во времена регентства», «Ливанская красавица», «Голубая георгина», которые прославили обоих.

Пик их популярности пришелся на 1861—1862 годы — время триумфальных гастролей во Франции и Германии. На сцене Парижской оперы Мария танцевала Лизетту в одноактном комическом балете Пуни «Рынок безвинных», тоже поставленном Петипа, и имела шумный успех. Критика восхищалась: «Она действительно русская. Не стремится ни к прекрасным классическим эффектам французского стиля, ни к теплой и сильной фантазии Италии, ни к испанской ярости. Она — восхитительный каприз, когда-либо существовавший между беспечным безумием и изящной меланхолией, странная смесь, символизирующая славянский дух».

Фото: В. Вяткин/РИА Новости

Композитор Джоаккино Россини устроил в честь Суровщиковой обед, созвав на него весь парижский свет. Она танцевала в Версале для Наполеона III, получив в благодарность четыре массивных напольных серебряных канделябра...

Но тем не менее брак Марии и Мариуса, в котором родились дочь Мария и сын Иван, не был счастливым. «Я много способствовал успеху первой жены моей, сделал все, что мог, чтобы помочь ей занять выдающееся положение на балетной сцене, но в домашней жизни недолго мы могли ужиться, — признавался Петипа. — Несходство характеров, а может, и ложное самолюбие обоих скоро сделало совместную жизнь невозможной». В 1869-м супруги разъехались, но разводиться не стали — это было делом хлопотным. Суровщикова покинула императорскую труппу в тот самый год, когда Петипа получил там должность главного балетмейстера.

Серьезный успех принесла Мариусу Ивановичу уже первая большая постановка «Дочь фараона»: либретто он написал в соавторстве со знаменитым французским драматургом Жюлем-Анри Сен-Жоржем. В газетах тогда обсуждали строительство Суэцкого канала, и тема Египта звучала крайне актуально. Премьера состоялась в 1862 году на сцене недавно построенного Мариинского театра, названного в честь супруги Александра II. Отныне труппа Императорских театров танцевала в его стенах.

В 1869 году балетмейстер выпустил в Москве «Дон Кихота», потом подготовил редакцию этого балета для Петербурга. В день премьеры на сцену поднялись великие князья. В том числе и для того, чтобы полюбоваться Росинантом — участвовавшей в представлении хромой лошадкой с торчащими ребрами. Великий князь Константин Николаевич не мог сдержать улыбки:

— Где вы ее раздобыли, Петипа?

— Купил на Семеновском плацу, ваше высочество!

— И сколько отдали?

— Девять рублей.

— Да это просто даром! Теперь у вас одной артисткой больше!

...Неудачная первая женитьба не располагала к мечтам о новой семье, хотя Петипа был влюбчив, как все французы. Известно, что у него имелись внебрачные дети: сын Мариус от актрисы Терезы Бурден, родившийся еще до брака с Суровщиковой, и дочь от одной из работниц театра.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет» Ольга Красько: «Я фаталист, верю, что все мое от меня не уйдет»

У каждого есть грехи, свои «тараканы», которые тебе кажутся очевидными

Караван историй
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду Жизнь Анны Ангеловны, краткая история фаду

История о том, как появился музыкальный жанр фаду

Seasons of life
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Искусство развлекать Искусство развлекать

Развлечения: относительно недавние изобретения, хотя и с древними корнями

Вокруг света
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть Ученые объяснили, как мозг решает убегать или замереть

Какой нейронный переключатель контролирует реакцию животных на угрозу?

ТехИнсайдер
Терраса с видом на море Терраса с видом на море

Как выглядит Majesty 112 Terrace, продолжающая концепцию яхт Majesty

Y Magazine
Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил

Десять универсальных законов, помогающих всем освоить велосипед

ТехИнсайдер
Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы Археологи раскопали традиционный женский убор летописной муромы

Что археологи нашли в могильнике летописной муромы

N+1
Совершенствуя природу Совершенствуя природу

Личная история трансформации с помощью пластической хирургии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Глубокий политэконом Глубокий политэконом

Как Адам Смит заложил основы современной экономической теории

Деньги
Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов Как вывести запах пота с одежды: 5 действенных методов

Чем можно убрать стойкий запах пота с одежды

ТехИнсайдер
Нарыли контент Нарыли контент

Звездные фермеры, которые учат выращивать урожай и разводить скот

RR Люкс.Личности.Бизнес.
До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности

Подборка фантастических романов о последствиях технического прогресса

ТехИнсайдер
Бесспорный авторитет Бесспорный авторитет

Федор Мартенс — юрист и дипломат на службе мира

Санкт-Петербургский университет
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Ген-план Ген-план

Почему снижение стоимости технологии прочтения генома не привело к прорыву?

Правила жизни
Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах Новое исследование развеивает мифы о холестерине в яйцах

Как пищевой холестерин и насыщенные жиры влияют на уровень «плохого» холестерина

ТехИнсайдер
Открыть в приложении