Как прима-балерина Большого театра получила главную роль в фильме «Француз»

Караван историйЗнаменитости

Евгения Образцова: "Кино само меня нашло"

Когда мы показали фильм на "Кинотавре", Александр Николаевич Балуев сказал: "Если честно, долго не мог понять, почему такая милая девушка, балеринка-балеринка, играет хабалку? Эта походка, низкий голос, сигарета! Зачем режиссер так перегибает с ней?" Я чуть не заплакала...

Беседовала Елена Ланкина

Фото: Мария Кульчицкая

российский кинопрокат выходит одна из самых ожидаемых премьер этой осени — фильм Андрея Смирнова «Француз». Как получилось, что главную женскую роль в нем сыграла прима-балерина Большого театра, то есть вы?

— Все началось с телефонного звонка из Парижа. Французский киноагент Дени Плана рассказал, что Смирнов ищет балерину в свой новый фильм, и спросил: «Не хотите ли пройти пробы?»

— Русскую балерину режиссер искал во Франции?!

— Не только. Но с Францией у Андрея Сергеевича давние и прочные связи, многие из его друзей и знакомых были задействованы в этом проекте, ведь в фильме достаточно сильна «французская линия». Главный герой — выпускник парижской E?cole normale Пьер Дюран, изучающий русский язык. В 1957 году он приезжает на стажировку в МГУ и погружается в культурную жизнь Москвы периода хрущевской оттепели. Знакомится с самыми разными людьми, музыкантами, писателями, художниками, влюбляется в балерину Киру Галкину. Воссоздать атмосферу эпохи Смирнову помогали французские слависты, стажировавшиеся в СССР, и наши бывшие соотечественники, представители советского андеграунда, эмигрировавшие на Запад.

У меня во Франции тоже хватает друзей и знакомых — и в балетном мире, и в мире кино. Как актриса я там известна больше, чем в России, потому что принимала участие в двух достаточно популярных французских проектах. Режиссер Бертран Норман, у которого снималась в документальной картине «Балерина», и порекомендовал меня Дени Плана.

Лента была посвящена судьбам четырех артисток Мариинского театра — Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой и вашей покорной слуги. Каждая олицетворяла определенный этап в жизни балерины. Диана находилась на пике своей гастрольной деятельности, покоряла Европу и Америку. Ульяна готовилась к возвращению на сцену после рождения дочери. Светлана восходила на балетный олимп. А моя карьера только начиналась.

Бертран работал над фильмом около трех лет. Ходил за нами по пятам и успел порядком надоесть. Временами казалось, что он занимается какой-то ерундой. Выискивает никому не нужные подробности, в том числе и личной жизни. Он ведь и дома у нас бывал. Снимал меня с мамой, брал у нее интервью. Но именно поэтому картина получилась такой интересной и имела ошеломительный успех. В ней была показана не только парадная сторона нашей жизни, но и «изнанка» балета.

Пока Норман корпел над своим проектом, я снялась в другом французском фильме, уже художественном — «Красотках» Седрика Клапиша. Он стал продолжением популярной во Франции картины «Испанка» (L’auberge espagnol). Героями были несколько молодых европейцев, учившихся в Барселоне. Один влюблялся в русскую балерину, которую играла я. Свадьбу пара справляла в Петербурге, куда приезжали друзья жениха.

Сниматься не хотела. В то время готовила очень сложную партию Ширин в спектакле «Легенда о любви» и думала только о грядущей премьере. Когда из Парижа приехал Седрик Клапиш и заявил, что завтра я должна прийти на пробы, решительно отказалась: «Мне не до этого!»

Седрик отсмотрел семнадцать молодых балерин, но они его не убедили. И сразу после проб вместе с ассистентом и оператором пришел в Мариинский театр и буквально поймал меня за руку в коридоре:

— Евгения, вы не могли бы пройти пробы прямо сейчас?

— Где?

— Здесь! Умоляю! Вы — наша последняя надежда!

«Сумасшедший», — подумала я. Но Клапиш так просил!..

Ассистент мне подыгрывал — изображал пьяного жениха, валившегося с ног. Я его поднимала и поддерживала. Все это выглядело крайне несерьезно. Но на следующий день Седрик позвонил и сказал, что я утверждена на роль. Пришлось согласиться на съемки, благо бóльшая их часть проходила в Петербурге.

— Было сложно?

— В общем-то нет. Передо мной не стояло каких-то серьезных актерских задач, мы снимали легкую лирическую комедию. И текста немного. Главной проблемой стало бесконечное ожидание. В кино ведь практически не бывает, чтобы ты пришла на площадку и сразу встала в кадр, после чего тебя быстренько снимают и отпускают. Все время чего-то ждешь. Я не привыкла тратить время зря, и было нелегко с этим смириться. По неопытности не понимала, в чем причина бесконечных задержек, и принимала их на свой счет. Но в целом съемки стали приятным приключением.

На съемках фильма «Француз» с режиссером Андреем Смирновым и партнером Антоном Ривалем. Фото: Ростислав Малыхина

— После «Красоток» наверняка посыпались предложения сняться в других проектах?

— Сценариев присылали немало. Я могла сыграть в нашумевшем сериале «Вербное воскресенье», сделавшем популярной Светлану Иванову. Предлагали ту же роль — балерины Оксаны Лепиной.

— Вы чем-то похожи...

— Светлана выглядит как балерина, и я, посмотрев сериал, была удивлена, что режиссер не сразу ее утвердил — проводил пробы. Я же, прочитав сценарий и узнав, что придется пережить моей героине, отказалась от проб. Сначала Оксану насилуют, потом лишают возможности работать в театре, всячески травят. И наконец по ложному обвинению сажают в тюрьму, где она умирает после родов.

— Испугались чернухи?

— Я не умею дистанцироваться от таких неприятных вещей, как делают профессиональные актеры. Для них, наверное, не проблема изобразить жертву, полежать в гробу — это часть работы. Вот если меня будут убивать в каком-нибудь балете, возможно, отнесусь к этому нормально. Хотя в «Зимней сказке», где надо пережить смерть сына, первое время чувствовала себя жутковато и не могла репетировать. Потом постепенно освоилась и на премьере все сыграла.

Примерно в тот же период предложили попробоваться на главную роль в полнометражный фильм «Придел ангела» Николая Дрейдена. Когда я не прошла, подумала: «И слава богу! Кино для меня далеко не главное. Главным всегда был театр. Мое призвание и моя жизнь — балет».

— Что ж, вы сделали блестящую карьеру — и в Мариинском театре, где проработали десять лет, и потом в Большом.

— В Мариинский меня пригласил тогдашний руководитель балетной труппы Махар Вазиев. А спустя два месяца после прихода в театр он удостоил чести поехать на гастроли в Париж и выступить в сольных партиях. Не представляете, что это значило! Артистки, только что пришедшие в труппу, не ездят на такие гастроли.

Мне повезло работать с великим французским балетмейстером Пьером Лакоттом. Фото: Наталья Разина

В Париже я познакомилась со знаменитым французским балетмейстером Пьером Лакоттом. Он собирался ставить в Мариинском балет «Ундина». Утвердил нескольких прима-балерин на главную партию, стал выбирать корифеек (это следующая ступень в балетной иерархии после кордебалета) и указал на меня: «Вот эту девочку поставьте, пожалуйста, во все четверки». Выучила все эти танцы, хотя их было безумно много, но постановку отложили на год. Потом Пьер опять приехал в Петербург и заявил, что теперь балет точно будет поставлен. Начинаем репетировать! Я была в восторге. Подошла к нему:

— Пьер, я снова буду во всех четверках?

— Нет, ты будешь танцевать Ундину.

Так стала первой и единственной исполнительницей этой роли, обойдя других, уже очень знаменитых балерин. Они по разным причинам танцевать не смогли: кто-то уехал, кто-то заболел. Впоследствии получила за Ундину «Золотую маску».

Вообще Пьер Лакотт и его супруга балерина Гилен Тесмар — мои «крестные родители» в балете. Они сами так говорят. Относятся ко мне очень тепло. Не случайно я стала единственной русской балериной, танцевавшей на торжественном вечере в Гранд-опера, посвященном восьмидесятилетию Пьера. Это было неслыханно — за кулисами кипели такие страсти! Но меня выбрал великий Лакотт.

— В балете ревниво относятся к чужим успехам?

— Как и везде. Это неотъемлемая часть жизни. Мой педагог в Вагановском училище говорила: «Если на следующий день после премьеры с тобой никто не здоровается, значит, это был настоящий успех. Можешь пойти и выпить шампанского по такому случаю». Я убедилась в справедливости ее слов, когда поступила в театр.

— А как вас приняли в Большом?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Кроссовер на максималках. Тест-драйв Skoda Kodiaq Scout Кроссовер на максималках. Тест-драйв Skoda Kodiaq Scout

Приставку Scout обычно получают кросс-версии моделей Skoda

РБК
Анна Банщикова: Анна Банщикова:

Интервью со звездой популярного сериала «Ищейка» Анной Банщиковой

Караван историй
Приложения принимаются Приложения принимаются

На что способны приложения для смартфонов, когда речь идет о моде?

Grazia
Жозе Айзенберг. Путешественник во времени Жозе Айзенберг. Путешественник во времени

Жозе Айзенберг до сих пор легко может вернуться в детство

Караван историй
Топ-7: телевизоры до 10 000 рублей Топ-7: телевизоры до 10 000 рублей

Не обязательно отдавать за ТВ круглую сумму

CHIP
Меган и Гарри. Неприкаянные Меган и Гарри. Неприкаянные

Сумеют ли герцоги Сассекские выдержать испытание свободой и сохранить семью?

Караван историй
Коммерческий директор Renault: «Половина клиентов выбирает топ-версии» Коммерческий директор Renault: «Половина клиентов выбирает топ-версии»

Коммерческий директор Renault о подписке на автомобили и других трендах рынка

РБК
Идрис Эльба. Мужчина мечты Идрис Эльба. Мужчина мечты

О чем не стоит спрашивать Идриса Эльбу?

Караван историй
Рецепт успеха Рецепт успеха

Эти женщины умеют сделать из лимонов не лимонад, а настоящие миллионы долларов

Добрые советы
Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы Нина Цагарели. Любимая жена Абдуллы

В кино Абдулла содержал гарем, а в жизни Кахи Кавсадзе хранил верность жене

Коллекция. Караван историй
DANTES: «Я понял, что сцена меня не отпускает, и нужно вернуться» DANTES: «Я понял, что сцена меня не отпускает, и нужно вернуться»

В интервью Cosmo DANTES рассказал о новом этапе в карьере

Cosmopolitan
Цена вопросов — $12 млрд Цена вопросов — $12 млрд

Chegg стала самой дорогой компанией США в области образовательных технологий

Forbes
Горы зовут Горы зовут

Лез-Арк – курорт во французских Альпах

Домашний Очаг
Сны Софьи Павловны Сны Софьи Павловны

Софья Эрнст рассказала о том, каково быть женой гендиректора Первого канала

Tatler
Как выбрать обогреватель: боремся с холодами Как выбрать обогреватель: боремся с холодами

Какой обогреватель выбрать, чтобы эффективнее бороться с холодами

Популярная механика
Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем Приз за тело: как устроены фитнес-марафоны и почему они подходят не всем

Можно ли доверять инстаграм-аккаунтам фитнес-марафонов?

РБК
Дислексия Дислексия

Чего только не приходится выслушивать ребёнку, страдающему дислексией

Здоровье
«Злой двойник»: 5 реальных историй людей, которые встретили своего близнеца «Злой двойник»: 5 реальных историй людей, которые встретили своего близнеца

Люди поделились своими историями встреч с необъяснимым

Cosmopolitan
Пойти по следу Пойти по следу

Как ухаживать за ногами, чтобы пяточки были как у младенца круглый год?

Худеем правильно
Не пьет, не хамит и не спит: универсальные роботы-охранники Не пьет, не хамит и не спит: универсальные роботы-охранники

Россию можно назвать мировой столицей частных охранных предприятий

Популярная механика
Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова Гробы с мумиями, хор «Москворечье» и живой ворон в новом спектакле Дмитрия Крымова

В Музее Москвы идут премьерные показы нового спектакля Дмитрия Крымова «Борис»

СНОБ
«Гитлер и Сталин похожи на персонажей компьютерной игры»: как будет устроена опера-буфф «Рабочий и Колхозница» «Гитлер и Сталин похожи на персонажей компьютерной игры»: как будет устроена опера-буфф «Рабочий и Колхозница»

У театрального режиссера Павла Каплевича в «Зарядье» скоро будет премьера

Forbes
«Толчок коленом в зад»: как бизнес отреагировал на полученное ФСБ разрешение использовать амнистию капитала «Толчок коленом в зад»: как бизнес отреагировал на полученное ФСБ разрешение использовать амнистию капитала

Декларации об амнистии капитала могут стать обвинительным аргументом

Forbes
«Градусы»: «Свою лучшую песню мы еще не написали» «Градусы»: «Свою лучшую песню мы еще не написали»

Поп-рок-группа «Градусы» прервала молчание

Grazia
«Я горжусь постродовым животиком»: как выглядят звездные мамы после родов «Я горжусь постродовым животиком»: как выглядят звездные мамы после родов

Мало кому из девушек нравится своё тело после родов

Cosmopolitan
Триумф доски: как скейтеры покорили модную индустрию Триумф доски: как скейтеры покорили модную индустрию

Сегодня доходы марок уличной одежды составляют до $100 млн

Forbes
Когда их тянет на вредное… Когда их тянет на вредное…

Почему детей тянет на вредное, и нужно ли с этим бороться?

Здоровье
#инструктаж: как начать бегать осенью и не простудиться #инструктаж: как начать бегать осенью и не простудиться

Готовиться к бегу зимой надо начинать осенью, когда за окном +9

РБК
10 способов сделать подставку для смартфона своими руками 10 способов сделать подставку для смартфона своими руками

Сложно представить жизнь без смартфона, но не у всех есть подставка для гаджета

Популярная механика
Открыть в приложении