Бог послал дворянина: познакомились мы во дворе

Караван историйЗнаменитости

Елена Цыплакова. За все благодарю

И случилось чудо - появился Паша. Я шутила: "Первой моей молитвой на экране была "Святая Катерина, пошли мне дворянина" в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера". Вот Бог его и послал: познакомились мы во дворе.

Записала Елена Ланкина

Фото: М. Штейнбок/7 дней

Этот путь начался еще в детстве. Благодаря бабулечке. Родных бабушек я не застала, они умерли молодыми. Растить нас с братом маме помогала замечательная женщина Екатерина Алексеевна Соколова, жившая в соседнем подъезде. Андрей был на семь лет старше и рано стал самостоятельным, а меня Екатерина Алексеевна пестовала как родную внучку. Я ее очень любила и называла бабулечкой.

С четырех лет она стала водить меня в церковь и читать Евангелие. Мое воображение поразили рассказы о жизни Христа и чудесах, которые он творил. Летом мы обычно ездили в деревню в Новгородской области, на мамину родину, и там я пыталась, как Иисус, «ходить по водам» местной речки. Злилась, что ничего не получается. Мама вытаскивала меня из воды за шкирку и устраивала нагоняй.

В нашем питерском дворе девчонок моего возраста не было, и я дружила с мальчишками. Бегала с «саблей», сделанной из палки. Однажды играли в казаки-разбойники. Я спряталась от «врагов» за сараем, сердечко испуганно колотилось, и внезапно в голове пронеслось: «Страх — чувство ложное». Навсегда запомнила это мгновение, хотя мне было всего пять лет. Удивилась — что за мысль такая? Откуда? Тут же пришло объяснение: «Когда возникает пугающая ситуация, ты не боишься, а действуешь. Страх относится к ожиданию». Так я впервые получила откровение — на доступном для ребенка уровне. Видимо, благодаря тому, что читала бабулечка, у меня потихоньку стали открываться истинные зрение и слух. Но до настоящего духовного рождения было еще далеко.

Екатерина Алексеевна была очень доброй, но строгой. Маме моей ставила условие, когда мы собирались в деревню: «Если Ленка возьмет портки, не поеду!» Считала, что женщине не пристало ходить в брюках.

Недавно была у нее на кладбище в Питере. Почему-то возникло чувство, что бабуля недовольна. Задалась вопросом: в чем дело? Вроде все хорошо. И поняла — в «портках» пришла ее навестить. Сказала: «Знаешь, сейчас другое время и на улице холодно. Уж не взыщи».

В семье у нас не молились, не ходили в церковь. Отец был убежденным коммунистом, но с трагическим восприятием жизни. Говорил: «Гениальная была идея, но ее стали воплощать люди. И все загубили». Правда, когда папе сделалось совсем худо, у него рядом с кроватью стояла икона.

Отца звали Октябрь Иванович, он родился в Ленинграде в 1925 году, тогда было модно называть детей революционными именами. По-моему, Октябрь — это красиво. Во всяком случае гораздо лучше, чем Прогресс или Трактор. На ноябрьские праздники в советское время улицы украшали лозунгами «Слава Октябрю!», и я в детстве говорила: «Смотри, пап, тебе слава!»

Он был истинным героем. Воевал в пулеметной части и в девятнадцать лет получил орден Красной Звезды, а в двадцать его комиссовали по ранению: были прострелены обе ноги и легкие. Через несколько лет папа заболел туберкулезом и мучился им до самой смерти. Дома стоял тазик с хлоркой, куда бросали чашки, ложки, тарелки, которыми он пользовался. Мама, фельдшер по образованию и необыкновенная чистюля, постоянно все кипятила, настирывала, наглаживала. И никто не заболел, хотя страшная инфекция буквально витала в воздухе: у папы была открытая форма туберкулеза. Доктора в профилактических целях пичкали нас специальными таблетками. У меня они впоследствии вызвали нарушение обмена веществ, что стало одной из причин резкого набора веса.

Несколько лет назад снималась в картине «Цель вижу», посвященной Великой Отечественной войне. Играла начальницу женской школы снайперов полковника Алдонину. Мне сшили форму, сделали муляж ордена Красной Звезды, но я обратилась к режиссеру Евгению Сокурову: «У меня есть отцовский. Давай с настоящим орденом снимусь. Будет поклон его поколению».

Самое удивительное, что за эту картину я получила призы на двух российских кинофестивалях — за лучшую женскую роль. Хотя она далеко не главная.

Отец был художником, занимался промышленной графикой: разрабатывал дизайн этикеток, упаковок. А для души писал картины маслом. Работал дома, мама ему помогала и постепенно сменила профессию, тоже стала графиком. У нас была не квартира, а настоящая мастерская. В ванной — фотолаборатория. Тогда не существовало компьютеров, все делалось от руки, и папа — один из последних художников, писавших тексты кисточкой. Позже придумал фотонабор и единственный из всех питерских промышленных графиков получил медаль «За доблестный труд».

Ходил он с палочкой. Редко выбирался в город и при малейшей возможности уезжал на Новгородчину, в мамину деревню. Когда человек теряет физические силы, это часто замещается духовной энергией, духовной жизнью. И папа был философом. Много читал и мыслил очень глубоко и нестандартно. В перерывах между работой обычно сидел на кухне, пил крепкий чай и философствовал на разные темы. Его «ушами» обычно была я. Разговоры о бытии, сознании и смысле жизни для меня привычны с детства.

Когда поступила в театральный и переехала из Питера в Москву, отец стал мне писать. Я сохранила эти письма и, случается, зачитываю отрывки на передачах и выступлениях. В них очень точно и емко говорится о самых разных вещах. Общение с отцом и его письма во многом сформировали мою личность.

Несмотря на болячки, он держался, не терял бодрости духа, шутил. Однажды я приехала в Питер и удивилась: глаза у него какие-то потухшие.

— Бать, ты чего?

— Устал.

Умер он через несколько месяцев, в пятьдесят восемь лет. Я уже старше отца...

В детстве чем только не занималась! Легкой атлетикой, плаванием, фигурным катанием. Ходила в художественную школу, шила, вязала. Из школьных предметов больше всего увлекалась математикой и не представляла, кем хочу быть. Об актерской стезе не мечтала.

У папы был коллега Николай Юдин — тоже график. Как-то он приехал к нам по делам вместе с женой — Динарой Асановой. Потом Коля и Динара стали часто приходить в гости. Первое время я не знала, что она кинорежиссер, окончила ВГИК.

Фотограф Валерий Плотников

Прошло около года. Однажды Динара сказала:

— Запускаюсь с фильмом о твоих ровесниках. Он называется «Не болит голова у дятла». Хочешь попробоваться на главную роль?

— Конечно хочу!

Пробы прошли успешно. Работать с Асановой было необыкновенно интересно. Она подталкивала к совместному творчеству, заставляла что-то придумывать, импровизировать, а не просто выполнять команды. Я и в монтажную к ней ходила. Позже снялась у Динары еще в двух картинах.

Жизнь у нее складывалась непросто. Фильмы Асановой со скрипом выпускали на экран — они были слишком необычными, новаторскими и по содержанию, и по форме. «Не болит голова у дятла» долго не пропускал ОТК. Замечательный оператор Дмитрий Долинин специальным образом засвечивал пленку, чтобы передать атмосферу детства — золотой поры жизни. Комиссия сочла это производственным браком.

Фото: Unionwest Archive/Vostock Photo

За десять лет Асанова сняла девять фильмов (десятый остался незавершенным), будто предчувствовала свой ранний уход. У нее с детства был порок сердца — однажды оно не выдержало. Это случилось весной 1985-го в Мурманске, Динара снимала там «Незнакомку». Ей было всего сорок два...

Асанова не стремилась воспитать из школьников артистов и не настраивала нас на поступление в театральный вуз. Но я после успешного дебюта снялась еще в нескольких фильмах, и для меня это решение стало абсолютно естественным и закономерным. На съемках «Не болит голова у дятла» подружилась с Екатериной Васильевой, игравшей классную руководительницу. Мне запали в душу ее слова: «Если хочешь быть настоящей актрисой, нужно работать в театре. Кино только использует то, что нарабатывается на сцене. В театре есть возможность творить, каждый раз привносить в роль что-то новое». Потом несколько дней жила у Екатерины Сергеевны, когда поступала в театральный.

В принципе, можно было остаться в Ленинграде — там прекрасный театральный вуз, но я решила ехать в столицу, чтобы быть абсолютно самостоятельной. Начала зарабатывать на съемках в кино с четырнадцати лет и сразу почувствовала себя взрослой. Сказала родителям: «Теперь будете мне все покупать на мои деньги». Когда в 1976-м перебралась в столицу, мама и папа полгода помогали оплачивать съемную квартиру, потом я уже справлялась сама.

Фото: И. Гневашев/East News

В Москве поначалу было непривычно. Хотя этот город мне подходил больше, чем Ленинград. Я очень активная, деятельная по натуре. Сейчас, приезжая в Питер, чувствую себя немного странно — там так тихо, спокойно. Жизнь течет неспешно. Я же привыкла к другому ритму. Правда, питерцы намного мягче, чем москвичи.

С экзаменами сначала не ладилось: провалилась в Щукинское и Школу-студию МХАТ. Подумывала вернуться в Ленинград, и тут кто-то из таких же незадачливых абитуриентов спросил:

— А в ГИТИСе была?

— В ГИТИСе? Где это?

Узнала, что за вуз и его адрес. В тот год набирали Олег Табаков и Владимир Андреев на два параллельных курса. Я хотела к Олегу Павловичу, но документы по воле случая оказались у Владимира Алексеевича. Он меня взял. Наверное, поступила так легко, потому что была абсолютно спокойна и расслаблена: не пройду — и не надо, вернусь домой.

На первом курсе меня чуть не отчислили: уехала на съемки «Ненависти» и не успела на «картошку». Помог Михаил Михайлович Козаков — наш педагог. Убедил руководство оставить провинившуюся студентку.

Сниматься, как в большинстве театральных вузов, у нас запрещалось, но я все равно это делала — тайком. Приносила справки, придумывала другие оправдания для пропуска занятий. Однажды ездила на пробы в Армению. Принимали очень радушно, показывали местные достопримечательности, в том числе знаменитый храм святой Рипсимэ. Он меня потряс своей простотой и величием. Храму почти полторы тысячи лет, внутри нет никакой роскоши, позолоты. Только каменные стены, чугунные люстры и огромная икона Богородицы.

Фотограф Валерий Плотников

Мне было восемнадцать. В молодости хочется заглянуть в будущее, узнать, как сложится профессиональная и личная жизнь. Я тоже об этом задумывалась. Подошла к иконе и вдруг явственно услышала: «Настоящая полноценная жизнь у тебя начнется не скоро, в тридцать шесть — тридцать семь лет». Так потом и произошло...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Архип Куинджи. Повелитель света Архип Куинджи. Повелитель света

Как жил и творил великий художник Архип Куинджи

Караван историй
«Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому «Если рисунок смотрит, значит, он жив»: как художники иллюстрируют книжную классику по-новому

Каково это — иллюстрировать произведения, которые издавались уже десятки раз

Правила жизни
Наталья Коростелева. Конец главы Наталья Коростелева. Конец главы

Кто бы мог подумать, что давние шутки окажутся пророческими

Караван историй
Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку Мозг просыпается постепенно, и волна активация идет ото лба к затылку

Чем процесс пробуждения отличается от процесса засыпания?

ТехИнсайдер
Елена Летучая и модельер Ольга Якубович. Идеальный тандем Елена Летучая и модельер Ольга Якубович. Идеальный тандем

Мы как инь и ян – внешне разные, внутренне похожи

Караван историй
Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара Помело: польза, вред, как есть и что приготовить — рецепт шеф-повара

Чем полезно помело и как правильно его есть?

РБК
Ани Лорак: Ани Лорак:

«Хочу быть счастливой и буду!» — сказала себе однажды Ани Лорак

Караван историй
Без крыши дороже Без крыши дороже

Стоят ли кабриолеты своих денег

Деньги
Нина Берия — комендант семейной крепости Нина Берия — комендант семейной крепости

Да, она была очень красивая женщина, а юной девушкой — можно себе представить!

Дилетант
Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах Блогер рассказал, как надо правильно вести себя в Японии, и развеял стереотип о запретах на открытую одежду в общественных местах

Правила поведения в японском обществе, которые помогут путешественникам

Maxim
Шпион, выйди вон! Шпион, выйди вон!

Не проходит и дня, чтобы мы не зашли на страницу бывшего...

Psychologies
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру Музыка против голода: как фестиваль Live Aid изменил благотворительность и культуру

Как фестиваль Live Aid стал поворотной точкой для благотворительности в музыке

Forbes
Иллюзия сознания и реальность игры Иллюзия сознания и реальность игры

Книги: очередная биография Эйнштейна и исследование эмоций

N+1
Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях

У пользователей TikTok и Reels возрастает склонность к импульсивным решениям

Inc.
Скандинавский антинуар Скандинавский антинуар

Под личиной нуара тут прячется «кино морального беспокойства»

Weekend
«Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены «Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены

Спортсмены-легенды, которые выступали за СССР крайне успешно

ТехИнсайдер
Стол, стул и — внезапно — лавка Стол, стул и — внезапно — лавка

Как студент МГУ стал ремесленником, почему его первая работа называется «Своды»

Монокль
На египетской картине нашли библейский синий На египетской картине нашли библейский синий

Из чего древние египтяне делали редкую краску — библейский синий

N+1
Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

Ведомости
«Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать «Профессиональные бездельники»: кто такие NEET-сотрудники и как заставить их работать

Чем NEET-поведение опасно для бизнеса и как включить таких сотрудников в работу

Forbes
Я хочу сыграть в кешбэк Я хочу сыграть в кешбэк

Как банки влияют на поведение своих клиентов через кэшбек и игровые механики

Монокль
Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik Россия на Ближнем Востоке играет в Realpolitik

Есть ли у России своя стратегия на Ближнем Востоке?

Монокль
Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными Крупным франшизам запрещают быть эксклюзивными

Суд признал права франчайзи продавать не только товары франчайзера

Forbes
«Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны «Поел морковки и пожелтел»: какие витамины нам не нужны

Какими рисками чревато расхожее «попей витаминчиков», откуда взялась эта мода?

РБК
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год Путь Карлито: как Карлос Алькарас стал зарабатывать более $40 млн в год

Роль в развитии Карлоса Алькараса его агента и умении располагать к себе фанатов

Forbes
Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики Главными последствиями засух последних лет назвали голод и кризис гидроэнергетики

Какие ужасные вещи назвали главными последствиями засух

N+1
Водородное движение Водородное движение

Можно ли использовать водород как альтернативный и экологичный вид топлива?

Y Magazine
Глаз-синхротрон Глаз-синхротрон

О том, как научить искусственный интеллект понимать, а не угадывать химию

Наука и жизнь
Открыть в приложении