Мне всегда было очень важно, чтобы и на работе, и дома меня окружали родные души

Караван историйЗнаменитости

Екатерина Гусева: «Муж наконец-то сделал мне предложение»

Беседовала Инна Фомина

На Екатерине: платье CHARISMA

«У нас в семье все поющие. Я училась в первом классе, когда мы получили новую квартиру. Помню, как садились на надувные матрасы в еще не обставленной квартире и пели от души. Акустика в пустом помещении без мебели была прекрасная. А потом всей семьей выходили на улицу и обходили наш дом с песней «Крыша дома твоего». К нам присоединялись другие новоселы», — рассказывает актриса Екатерина Гусева.

— Катя, вы одна из самых востребованных российских актрис, фильмы и сериалы с вашим участием выходят регулярно. А чем вы руководствуетесь, соглашаясь на съемки? Недавно вышел фильм «Я хочу! Я буду!» — в этом сценарии что вас привлекло?

— Обрадовалась, что комедия! В этом жанре я не часто существую. В театре и в мюзиклах драмы да трагедии, в кино — мелодрамы, в песнях и романсах тоже в основном душевные переживания. И это естественно, я драматическая актриса, люблю, когда зритель сопереживает, поплачет вместе со мной. Но какое же удовольствие, когда делаешь людей счастливыми, когда они смеются!

— Но у вас же были и комедийные роли...

— Да, в семейной комедии «Домовой» повеселила взрослых и детей, сражаясь с полтергейстом. А в Театре имени Моссовета идет спектакль «8 любящих женщин» по пьесе Тома, которая часто ставится на сцене и не раз экранизировалась. В нашем спектакле занята целая палитра прекрасных актрис разных поколений. Я играю Огюстину.

— Ту самую Огюстину, роль которой в своем фильме Франсуа Озон отдал Изабель Юппер?

— Да, ту самую, нервозную, импульсивную старую деву, которая обожает хлебобулочные изделия и любовные романы. Она безнадежно влюблена в мужа своей сестры. Тайно, страстно. Удивительный персонаж — и жалкий, и смешной. Так вот, у моей Огюстины от любовных переживаний выпадают волосы, она почти лысая! Поэтому пришлось изготовить специальный парик. Мне гладко зачесали волосы, надели резиновую шапку, залили голову гипсом — очень неприятная процедура, я вам скажу. С головы сняли слепок — спасибо, что не скальп, — а уж потом с его помощью выполнили силиконовую форму, на которую кое-где нашили волосы. Когда в таком виде появляюсь на сцене, у зрителей не то чтобы шок, они просто меня не сразу узнают, не могут связать фамилию «Гусева» с эдаким гоблином. (Смеется.) Первое появление каждой актрисы в нашем спектакле обычно сопровождается аплодисментами, а тут гробовая тишина, только слабое потрескивание световых приборов слышно. И лишь когда начинаю говорить, зрители убеждаются, что это — я. Меня вообще часто узнают именно по голосу. И во время пандемии, когда все в масках ходили, и сейчас, когда из-за пробок выпрыгиваю из машины и ныряю в метро в маске, наклоняюсь в окошко за билетом, говорю:

— На одну поездку, пожалуйста.

Женщины-кассирши восклицают:

— Ой, Катерина, это вы?! А мы вас по голосу узнали...

— В фильме «Я хочу! Я буду!» зритель вас сразу узнает, хотя вы и там выглядите не совсем привычно, по крайней мере в начале...

— У меня, по сути, в этом кино две роли. Сначала я «теть Надя», а потом — Надежда (такое имя этой женщине дано неспроста). Героиня, как и ее мама в свое время, преподает в вузе. И хотя строгой мамы уже давно нет, она живет и в сердце героини, и в квартире — в виде портрета, который оживает и все время поучает 45-летнюю дочку, как ей себя вести, с кем общаться, как одеваться...

Вот моя теть Надя и носит старомодные туфли с «советскими» подследниками, немаркий брючный костюм, очки на цепочке, мамину брошь. Таскает с собой повсюду не только сумку-портфель, но и груз ответственности. Переживает за мужа (его играет Стас Дужников. — Прим. ред.) — «тюленя на диване» с зависимостью, иногда работающего охранником, и за великовозрастного сына — безработного геймера. При этом замученная бытом женщина уверена, что у нее в жизни все хорошо. Супружеский и рабочий стаж, жилплощадь. До тех пор пока к ней не приезжает пожить племянница-студентка.

Екатерина Гусева и Андрей Нестеренко в фильме «Я хочу! Я буду!», 2023 год

— Что же происходит?

— Племянница — 17-летняя оторва — днем учится, а ночи напролет проводит в клубах, где читает стендап. Она и тетю привлекает — сначала к редактированию текстов, а потом и к выступлениям. Ведь Надя в юности принимала участие в КВН, у нее где-то глубоко, в недрах подсознания сохранилось чувство юмора. Чтобы «выйти на аудиторию», Надя устраивается работать троллейбусным контролером. И рассказывая пассажирам о себе, о своей семье, о своих проблемах, героиня постепенно понимает, что она может измениться и ее жизнь может стать совсем другой. Конечно, посмотреть на свои проблемы с чувством юмора и иронией, вынести семейные трудности на всеобщее обозрение это очень непросто. Но прилюдно обнажая душу, ты исцеляешь ее. И моя тетя Надя меняется, становится Надеждой — энергичной, смелой женщиной, которая не существует, обслуживая мужа и сына, а полноценно живет, заново обретая себя. Надежда начинает одеваться по-другому, так же просто, но со вкусом, на нее обращают внимание ее студенты — ребята, которые моложе лет на 15—20. И с одним из них у нее случается роман (эту роль исполнил Андрей Нестеренко. — Прим. ред.).

— Кстати, Игорь Жижикин, который сыграл отца этого героя, рассказывал мне, что на съемках эпизода, когда сын знакомит папу с Надеждой, произошла смешная история...

— Игорь, увидев меня, в шутку возмутился: «Сынок, я не понял — кого ты в дом привел?! Это же моя бывшая жена!» Просто за год до этого мы с Жижикиным снимались в международном проекте «Модель». Это драматическая история девочки, которая вдруг решила стать моделью в Америке. Часть картины снималась в Лос-Анджелесе, часть в Москве. Мы с Игорем играли в «Модели» супругов. А в «Я хочу! Я буду!» он папа моего парня. Вот над этой ситуацией мы от души и посмеялись...

— Катя, вы не только много снимаетесь, вы еще и одна из ведущих актрис знаменитого Театра имени Моссовета...

— В этом году нашему театру исполнилось 100 лет! В одном из интервью журналистка говорит: «Катя, а у вас ведь тоже в этом сезоне юбилей — вы пришли в театр ровно 20 лет назад». И у меня просто волосы зашевелились. Ведь действительно пролетело уже 20 лет, как я работаю...
Самое интересное, что, когда в 1997 году оканчивала Щукинское училище, председателем экзаменационной комиссии был главреж Театра имени Моссовета Павел Осипович Хомский. Он очень хорошо отзывался о нашем курсе, лично отметил нескольких талантливых ребят, пожелал удачи. Но никого из нас в свой театр не взял, потому что труппа и так была переполнена: 80 с лишним человек, на каждую роль по два-три состава, все укомплектовано. И я пошла работать в театр «У Никитских ворот», где начала репетировать еще на четвертом курсе.

— А как вы попали к Марку Розовскому?

— Марк Григорьевич увидел меня в «Останкино», в студии, во время съемки программы «Русское лото». Это телешоу вел мой педагог по мастерству актера, режиссер, заслуженный деятель искусств России, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой режиссуры Театрального института имени Щукина, профессор Михаил Борисович Борисов, который, к сожалению, в 2020 году буквально сгорел от ковида...

Мы с моей однокурсницей Аней Марковой были ассистентами ведущего, выносили подносы с призами. А еще в каждом выпуске у нас были 15-секундные театрализованные сценки-заставки, посвященные интересным культурным событиям. Например, в этот день в таком-то году в Большом состоялась премьера «Лебединого озера» — и мы с Аней встали на пуанты. Она изображала черного, а я умирающего белого лебедя. А на юбилее Васнецова мне досталась роль Ильи Муромца с ожившей картины «Богатыри». Все по-взрослому — я с усами, в кольчуге. Было весело! Программа шла в прямом эфире, снималась с одного дубля, без права на ошибку. Поэтому работали предельно внимательно, слаженно, четко.

И вот на одну из программ «Русского лото» в качестве гостя позвали Розовского. А Марку Григорьевичу в труппу как раз была нужна актриса на роли молодых героинь. Он и пригласил меня «на поговорить». В театре «У Никитских ворот» репертуар огромный, названий тридцать пять!!! Марк Григорьевич сидел в кресле за столом в своем кабинете, а за его спиной — афиша на ближайший месяц. Помню, он тогда сказал лишь одно слово:

— Выбирай!

И я робко начала:

— «Бедная Лиза»?

Он:

— Хорошо!

Я продолжаю:

— «Романсы с Обломовым»?

— Дальше.

— «Утиная охота»?

— Смелее!

— «Три поросенка»?

— Прекрасно!

И действительно, после окончания училища я вошла в половину текущего репертуара театра «У Никитских ворот». Сыграла помимо перечисленных Сонечку Мармеладову в «Убивце», няньку Варьку в «Докторе Чехове», начала репетировать Аню в «Вишневом саде». Это было счастливое время. Обычно молодые актеры стартуют в театре с «кушать подано», а тут вводы сразу на такие роли! И фестивали, а летом гастрольные поездки в Израиль, Бельгию, во Францию...

На Екатерине: платье Dress Code Black Tie, туфли EL’ROSSO, Rendez-Vous

— Любая актриса может позавидовать такому. Но через четыре года вы от Розовского ушли...

— Потому что в моей жизни начался новый, музыкальный этап — «Норд-Ост». Этот мюзикл шел ежедневно и совмещать участие в нем с работой в другом театре было просто невозможно.

— А у вас было музыкальное, вокальное образование?

— Ни образования, ни опыта! Вообще, я попала в «Норд-Ост» благодаря Антону Макарскому, который в Щукинском учился параллельно со мной. Он — на курсе Марины Александровны Пантелеевой вместе с Машей Порошиной, Кириллом Кяро, Максом Авериным. А я на курсе Евгения Рубеновича Симонова вместе с Даней Страховым, Леной Захаровой, Сашей Семчевым...

Однажды Макарский рассказал мне, что прочитал в газете «Московский комсомолец» следущее объявление: «Требуются актеры для постановки музыкального спектакля по мотивам романа Вениамина Каверина «Два капитана». И я загорелась. Ведь роман Каверина был моей любимой книгой, я обожала сериал, который сняли в 70-х годах, и более ранний, еще черно-белый советский фильм.

Правда, в качестве необходимого умения у претендентов указывалось наличие «актерского пения с элементами классического вокала». Актерское пение я освоила в музыкальном спектакле Розовского «Бедная Лиза». А элементам классического вокала меня обучала Эмма Васильевна Радциг, педагог по вокалу в училище. Уроки проходили раз в неделю в миниатюрном кабинете со звуконепроницаемой дверью, обитой ватой под стеганым дерматином. Там я и упражнялась четыре года.

На кастинг в мюзикл пришла с арией Зайца из мультфильма «Ну, погоди!», он там пел голосом Клары Румяновой — «О соле, о соле мио». Тогда я даже не знала, что вообще-то это популярная неаполитанская песня, что ее исполняли многие звезды, в том числе гениальный Лучано Паваротти. Вот такая я была необразованная в музыкальном смысле. Но мне так хотелось сыграть Катю Татаринову! Создателей мюзикла Алексея Иващенко и Георгия Васильева на том прослушивании не было, артистов снимали на видео, и авторы отсматривали претендентов. Вечером они в очередной раз созвонились, и один говорит другому:

— Я нашел Катю.

— И я тоже нашел.

— Как ее зовут?

— Катя.

— И у меня Катя.

Представляете, как все сошлось?!

После кастинга я начала заниматься постановкой голоса с Юлией Рассудовой. И с тех пор вот уже 27 лет это мой педагог по вокалу, единственный. Так что музыкальное образование получила на практике. «Норд-Ост» — мюзикл каждодневного показа. И почти ежевечерне я исполняла сложнейшую четырехминутную арию Кати. В оркестровой яме — музыканты-виртуозы из выдающихся коллективов, скрипачи из оркестра Владимира Спивакова, музыканты Сергея Скрипки из оркестра кинематографии. За дирижерским пультом Ара Арамович Карапетян — дирижер музыкального Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Волей-неволей обучилась вокалу быстро...

На Екатерине: платье Dress Code Black Tie, кольцо Ювелирочка

— Кстати, а как Розовский прореагировал на то, что вы уходите?

— Марк Григорьевич пошутил: «Ну вот, у меня увели и ведущию актрису, и дочь». Дело в том, что в этом мюзикле практически ежедневно играла и его 13-летняя дочка Саша Розовская (теперь она актриса РАМТа. — Прим. ред.). Вот Розовский так и говорил... Через год после премьеры, в октябре 2002 года Сашка оказалась среди заложников, которых в зале на Дубровке трое суток удерживали террористы. У меня в этот день был выходной. Невозможно представить, что пережил в те три дня Марк Григорьевич и все, у кого там оказались близкие... Потом создатели решили продолжать показы «Норд-Оста», но вскоре проект закрыли. К этому времени на экран уже вышел сериал «Бригада»...

— Который стал культовым и принес невероятную популярность и вам, и четырем исполнителям главных мужских ролей: Сергею Безрукову, Дмитрию Дюжеву, Владимиру Вдовиченкову и Павлу Майкову.

— Да. Тогда в моей судьбе совпали два громких события — в театре и в кино: начались телеэфиры «Бригады», а вся Москва была оклеена афишами «Норд-Оста». Сериал, к слову, сыграл свою роль в том, что вскоре я пришла работать в Театр имени Моссовета. Труппа отправилась на гастроли в Израиль. Спектакли показывали в разных городах, каждый день были длительные переезды на автобусах. Чтобы не скучать, смотрели в пути новое кино — Саша Домогаров прихватил с собой «Бригаду». Так главный режиссер Театра имени Моссовета Павел Осипович Хомский, который вспомнил меня по дипломным спектаклям, увидел меня в кино. И пригласил в театр.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Презрение: что скрывается за высокомерным отношением — научные факты Презрение: что скрывается за высокомерным отношением — научные факты

Как формируется и проявляется высокомерное отношение людей друг к другу?

Psychologies
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Ледяной дрейф Ледяной дрейф

21 мая в России отметили день полярника. И дата выбрана неслучайно

Отдых в России
«Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...» «Мы пытались спасти свой брак, но поняли, что это невозможно...»

Петр Кислов о Полине Гагариной

Коллекция. Караван историй
Дело Кобе живет: как вдова баскетболиста увеличивает капитал семьи после трагедии Дело Кобе живет: как вдова баскетболиста увеличивает капитал семьи после трагедии

Как после трагедии Кобе Брайанта его вдова взяла все в свои руки

Forbes
Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого» Ирина Пегова: «Иногда нужно остановиться и сделать то, что подсказывает сердце, не слушая никого»

Вы что? У вас есть артистка, которая хочет сама прыгнуть! Пользуйтесь этим

Караван историй
Эксперт: ИИ не отнимет рабочие места у среднего класса, но сильно изменит саму работу Эксперт: ИИ не отнимет рабочие места у среднего класса, но сильно изменит саму работу

Лишь немногие останутся без работы из-за развития ИИ

ТехИнсайдер
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
«Не цельтесь в уязвимые места»: 8 негласных правил ссоры — применяйте с партнером «Не цельтесь в уязвимые места»: 8 негласных правил ссоры — применяйте с партнером

Как выяснять отношения уважительно и каких ошибок стоит избегать?

Psychologies
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
«Джеймс Уэбб» показал, как галактики меняли раннюю Вселенную «Джеймс Уэбб» показал, как галактики меняли раннюю Вселенную

Как развивалась ранняя Вселенная?

ТехИнсайдер
Владислав Миллер: «Я четко понимал, что если сейчас не оправдаю ожиданий Машкова, второго шанса не будет!» Владислав Миллер: «Я четко понимал, что если сейчас не оправдаю ожиданий Машкова, второго шанса не будет!»

Со стороны его путь видится как безусловное везение. Но случайностей не бывает

Коллекция. Караван историй
Химпром запускает реакцию восстановления Химпром запускает реакцию восстановления

От чего зависят развитие и технологический суверенитет российского химпрома

РБК
Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!» Первая жена Владимира Высоцкого: «Таким его знала только я!»

Он со мной! Всегда рядом. Потому что это моя радость, моя беда

Караван историй
7 фильмов о разрушительной силе любви 7 фильмов о разрушительной силе любви

Фильмы о всепоглощающем чувстве любви, которой отдается в жертву самое дорогое

Maxim
Чувства меры Чувства меры

Очень трудно любить сразу двоих – и себя, и своего мужчину

Cosmopolitan
Градация деградации: ожидает ли генеративный искусственный интеллект вырождение Градация деградации: ожидает ли генеративный искусственный интеллект вырождение

Ошибки усугубляются и в заставляют модели еще больше искажать реальность

Forbes
Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»? Что пишут о фильме «Человек-паук: Паутина вселенных»?

Получилось ли у фильма «Человек-паук: Паутина вселенных» задрать планку?

Правила жизни
Собака вынюхала редких тритонов Собака вынюхала редких тритонов

Зоологи надеются, что собаки помогут изучать и охранять редких тритонов

N+1
Как четверо детей 40 дней блуждали по джунглям после авиакатастрофы и выжили Как четверо детей 40 дней блуждали по джунглям после авиакатастрофы и выжили

Как детям удалось выжить в лесу?

Psychologies
Ген тревоги впервые смогли удалить при помощи CRISPR неинвазивно Ген тревоги впервые смогли удалить при помощи CRISPR неинвазивно

Новый метод доставки технологии редактирования генов CRISPR / Cas9 в мозг

ТехИнсайдер
Астрономы нашли причину старого гамма-всплеска — это «крик» умирающей звезды Астрономы нашли причину старого гамма-всплеска — это «крик» умирающей звезды

Мощный гамма-всплеск в октябре 2019 года был вызван взрывом массивной сверхновой

ТехИнсайдер
Объединение страны и репрессии: как королева Изабелла I Кастильская правила Испанией Объединение страны и репрессии: как королева Изабелла I Кастильская правила Испанией

Королева Изабелла I Кастильская разрушала стереотипы о женственности

Forbes
«Год порно»: литературные откровения миллениала-провинциала «Год порно»: литературные откровения миллениала-провинциала

Критики называют Илью Мамаева-Найлз «российской Салли Руни»

Psychologies
«Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений «Растете ли вы как личность?»: 10 вопросов о любви — задайте в начале отношений

Вопросы, которые помогут вам проанализировать чувства

Psychologies
«Это же подросток»: почему нельзя запрещать гаджеты детям в период пубертата «Это же подросток»: почему нельзя запрещать гаджеты детям в период пубертата

Отрывок из книги «Это же подросток!» — как жить и общаться с взрослеющими детьми

Forbes
Как 22-летняя певица из России Alizade покорила Турцию и продолжает покорять мир Как 22-летняя певица из России Alizade покорила Турцию и продолжает покорять мир

Почему Alizade пророчат мировую славу?

Forbes
Биполярное расстройство и творчество: как они связаны Биполярное расстройство и творчество: как они связаны

Люди с биполярным расстройством личности более креативны

Psychologies
Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры Самые популярные мужские вопросы про косметические процедуры

Основные  вопросы на косметологические услуги от мужчин звучат примерно так

Maxim
Открыть в приложении