«Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно»

Караван историйКультура

Дмитрий Астрахан: «Страшно не объясниться в любви, может порушиться жизнь»

«Свет погас, фильм начался. Изображения столь высочайшего качества я не видел больше ни в одном зале. Рэдли не ошибся. Когда картина закончилась, зрители поднялись с мест и зааплодировали мне. Поинтересовался: кто эти люди? Гордон ответил: вот у того два «Оскара», а у этого — один… Сам Лукас позже посмотрел мой фильм отдельно».

Беседовала Марина Порк

Фото: из архива Д. Астрахана

Дмитрий Хананович, два года вы руководите Театром на Трубной. Как видели его будущее, какие задачи решали, когда соглашались его возглавить?

— Я пришел в театр, в котором сложился коллектив с определенными традициями. Там ставили только современные пьесы, что, конечно же, очень сужало актерские и режиссерские возможности. Хороших, ярких современных авторов не так много.

А артист растет в хорошей драматургии. Мне прежде всего хотелось, ничего не поломав, расширить возможности этого театра, сделать репертуар разнообразным. На этой сцене никогда не ставили русскую и западную классику, современные западные пьесы. Теперь репертуар театра составляет бесспорная, опробованная временем драматургия. Так, на нашей афише появились «Красавец мужчина» Островского, «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса, «Безумные влюбленные» Лопе де Веги, «Час тишины» Флориана Зеллера, «Семейный шкаф и его обитатели» Орена Сафди, «Мой дом — твой дом» Иана Огилви, «Чужой ребенок» Шкваркина.

В наше время позитивный настрой, свет в конце тоннеля очень важны. Хотелось сделать театр, про который зритель знает: там будет ярко, зрелищно, интересно, нескучно. На праздничной природе театра настаивал еще Евгений Багратионович Вахтангов, он считал: если нет праздника, нет и спектакля.

Мне самому всегда было близко сочетание психологического театра с подробной, максимально реалистичной манерой актерского существования с очень острой, иногда гротескной театральной формой. Театр, где главенствует артист, а режиссер, ставя спектакль, через артиста раскрывает идеи, заложенные автором пьесы, через актерскую игру решает художественные задачи. У нас во главе угла не концепция, которую в том или ином виде декларирует режиссер, а живой человек, герой, за которым нам интересно следить: мы хотим переживать, волноваться, сочувствовать ему и через поступки героев понимаем смысл пьесы, спектакля. Нам кажется, на подобный театр есть большой зрительский запрос.

Выполнять такую творческую программу мне помогает Илья Макаров, которого я знаю много лет как прекрасного режиссера, сценариста, продюсера. Вместе мы работали в Театре комедии в Ленинграде, в кино. Мы оба — выходцы из ленинградской театральной школы, оба в свое время окончили ЛГИТМиК, оба ученики Александра Александровича Музиля, ценители режиссуры Георгия Александровича Товстоногова. Мы — последователи определенного направления театра, где во главе угла стоит Автор. Могут быть любые режиссерские приемы для раскрытия смысла, заложенного автором, но... в итоге зритель приходит смотреть на актерскую игру. И умение работать с актером, через его игру открывать для зрителя смыслы, заложенные автором, и есть главное для режиссера.

Это особенно важно для Театра на Трубной, где, по сути, мы имеем небольшую сцену, где достаточно ограниченные постановочные возможности, где главное наше оружие — интересная пронзительная история и актерская игра.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Изыди!», 1991 год. Фото: из архива Д. Астрахана

При этом мы понимаем, как важна зрелищная составляющая для современной постановки — красивые декорации, костюмы. Мы стараемся для каждого спектакля найти свое максимально яркое постановочное решение, экспериментируем с пространством, трансформируя зрительный зал. Мы пригласили работать художника Анастасию Глебову, я ставил с ней «Леди на день» в Театре Российской армии и «Доходное место» в «Ленкоме». Позвали Василия Ложкина — художника с ярким сатирическим взглядом на мир, что было важно для постановки пьесы Зеллера «Час тишины».

Если мы обращаемся к какой-то исторической эпохе, то стараемся максимально в нее погружаться. На нашей сцене яркие, красивые костюмы становятся, по сути, частью декораций. Понимая это, мы привлекли к работе театрального художника Андрея Климова и известного модельера Дмитрия Логинова, которым близка такая точка зрения.

— «Красавец мужчина», «Тетка Чарлея» миллион раз шли на сценах множества театров. Не боялись, что в очередной раз зрители на них просто не пойдут?

— «Красавец мужчина» обычно ставится как водевиль про легковесного альфонса, ловеласа, который пользуется своей красотой, обманывает глупеньких девушек, играет их чувствами, влюбленностью и беззастенчиво на этом наживается.

Когда я начал работать над спектаклем, понимал, что мне необходимо найти новое, современное решение широко известной классической пьесы Островского.

Мне показалось, что, сохранив весь юмор, надо рассмотреть эту историю как драматическую, исследовать человеческое падение главного героя, который проделывает эту аферу в первый раз и, став на этот путь, постепенно на наших глазах теряет человеческий облик и превращается в фигуру страшную, почти зловещую.

Мне хотелось, чтобы Аполлон Евгеньевич Окоемов стал сложным персонажем, узнаваемым, рефлексирующим человеком, который понимает, что он творит, мучается, но жажда денег, хорошей жизни толкает его на этот путь.

Всех героинь тоже хотелось сделать более сложными, драматичными, они тоже осознают, что любимый мужчина их использует, но губительное понятие «любовь» заставляет и их творить безумные вещи.

Драматическую окраску постановке дала итальянская любовная музыка, красивые арии из опер, которые исполняет на сцене оперный певец.

Плюс пришло решение с целой бандой красавцев-мужчин, которые пытаются себя продать состоятельным дамам, как-то устроиться в этой жизни. Наш Аполлон возглавляет эту банду красавцев, он современный альфонс, который мечтает жить богато и ничего не делать, получая от жизни только материальные удовольствия, и ради этого готов на все.

Все это есть у автора, просто нужно было это вытащить с помощью актерского исполнения.

Текст пьесы звучит со сцены в абсолютно оригинальном виде, но есть дополнения. Эти придуманные нами интермедии, которых не было у Островского, прекрасно работают на идею и органично вплетены в спектакль.

«Тетка Чарлея» стала нашей совместной с Ильей Макаровым постановкой. Мы прекрасно понимаем, что спектакли в репертуаре театра должны быть разными. А добиться этого можно только одним: внимательно читать автора, пытаясь вскрыть суть им написанного.

«Тетка Чарлея» отсылает зрителей к Викторианской эпохе. Я смотрел многие фильмы, поставленные по этой пьесе, в том числе «Здравствуйте, я ваша тетя!» с Александром Калягиным. Обнаружил, что все режиссеры все-таки не избежали искушения перенести эту историю во времени. Я не встречал фильмов, где действие разворачивалось бы в викторианские времена.

Дмитрий Астрахан и Александр Абдулов на съемках фильма «Фабрика грез», 2004 год. Фото: из архива Д. Астрахана

История вроде бы очень простая: мужчина переоделся в женщину. В этом заключается комедийный ключ, камертон пьесы. Мировая драматургия знает сотни произведений с подобным сюжетом с переодеваниями. Какие-то канули в прошлое, а «Тетка Чарлея» остается шедевром, она в топе спустя столетия, не уходит из театрального репертуара. Мы задали себе вопрос: почему, в чем же тут дело? В чем ее прелесть? Почему вроде бы простая история про переодевание тем не менее пережила время? И пришел такой ответ: потому что в ней затронута очень важная тема. В Викторианскую эпоху мужчина и женщина не могли оставаться наедине. Юноша и девушка не имели права сидеть рядом и держаться за руки, поэтому вопрос объяснения в любви стоял остро, им было сложно это сделать.

Автор как раз и написал о том, как страшно не объясниться в любви. Если ты вовремя этого не сделал, может порушиться вся твоя жизнь. Человечество знало это во все времена — почти у каждого из нас была ситуация, когда мы совершили или не совершили этот шаг. А потом всю жизнь жалели и сокрушались: почему же я тогда на вечеринке не подошел к девушке, которая мне очень нравилась, почему побоялся? Почему я сидел с ней рядом, разговаривал, но не признался в своих чувствах? Страх быть отвергнутым может разрушить всю жизнь, как случилось с донной Люцией Д’Альвадорес, той самой тетушкой из Бразилии, и полковником Чеснеем, которых играют в разных составах Таня Веденеева, Джульетта Шабанова, Вадим Андреев и Вадим Колганов.

У героев вся жизнь рухнула, потому что они вовремя не объяснились в любви. Оба были несчастны, она прожила свою жизнь, а он — свою. Гениальность автора в том, что он нашел тему, которая пережила столетия и продолжает волновать людей сегодня. Понятно, что спектакль поставлен в комедийной форме, тем не менее зрители должны понимать, про что мы играем эту комедию, над чем смеемся и по поводу чего плачем. Нам важно было сохранить историю в той эпохе, перенос во времени убивал бы главную коллизию. И художник Мария Митрофанова предложила решение декораций в виде английского парка. Андрей Климов показал разные варианты очень красивых костюмов, но в итоге мы пришли к тому, что они должны отражать викторианскую Англию. Тогда все мотивации пьесы работают, тогда понятно, зачем мальчишкам потребовалось переодевать своего товарища-студента в тетку. Во всех фильмах этот момент приходилось оправдывать — Калягин, к примеру, играл бродягу, за которым гонятся полицейские. А мы решили погрузиться во времена, которые описал автор, и получился совершенно оригинальный спектакль.

Когда мы стали работать над «Безумными влюбленными», решили сравнить перевод пьесы Лопе де Веги «Изобретательная влюбленная» с оригиналом, и неожиданно выяснилось: в оригинале нет части сцен, которые есть в переводе, в переводе их больше, в переводе другой финал. Это стало большим открытием, неожиданностью. Почему? Мотивы могли быть разными. За переводы раньше платили постранично, возможно, переводчик пьесы решил что-то дописать, добавить от себя. Мы заказали новый поэтический перевод, где язык стал более живым, текст получился легким, это было сделано талантливо. Ставить решили в стиле испанского театра Corral de comedias, предполагающего открытое общение со зрителем.

И снова задавались вопросом: про что это пьеса? Понимали: это снова история любви. История, в свое время звучавшая очень новаторски, где женщина в средневековой Испании сама выбирала себе мужа и добивалась его, плела сумасшедшие интриги, чтобы заполучить любимого. Эмансипированная героиня действовала во времени, совсем к тому не располагавшем.

Дмитрий Астрахан на съемках фильма «Все будет хорошо», 1995 год. Фото: из архива Д. Астрахана

Эта история, по сути, учебник для девушки, как надо выходить замуж, помня: ваше счастье в ваших руках. Мы подумали, что стоит назвать спектакль «Безумные влюбленные», потому что поступки героев оправдывает только безумная влюбленность. Влюбленный человек впадает в состояние своего рода психического помешательства, это известно. Он способен совершать отчаянные шаги для достижения цели, чтобы найти свое счастье. Таким образом сложилась и эта постановка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большая маленькая Риз Уизерспун Большая маленькая Риз Уизерспун

Кто еще готов шутить про глупых маленьких блондинок?

Караван историй
Московская телегенция Московская телегенция

Telegram с человеческим лицом

Men Today
Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение» Сергей Безруков: «Как выдерживаю? Привычка, самодисциплина и терпение»

Любознательность — то, что в себе нужно культивировать, развивать

Караван историй
Видкун Квислинг, символ предательства Видкун Квислинг, символ предательства

Никто не получил такую порцию презрения при жизни и после, как Видкун Квислинг

Дилетант
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Психолог Александр Шахов: «У многих взрослых нет четкого ответа на вопрос, зачем учиться» Психолог Александр Шахов: «У многих взрослых нет четкого ответа на вопрос, зачем учиться»

Как помочь ребенку в начале учебного года?

Psychologies
Умиротворение Умиротворение

В августе 1940 года немецкие самолеты совершили первый налёт на Великобританию

Дилетант
Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...» Александр Лазарев: «Мастер и Маргарита» — это очень личное. Рукописи не горят...»

«В Театре Маяковского я родился, воспитывался, начал выходить на сцену»

Караван историй
Офицерский выбор Офицерский выбор

105 лет назад войска Северо-Западной армии повели наступление на Петроград

Дилетант
Остановись мгновенье! Ученые рассказали, как изменить восприятие времени и сделать жизнь длиннее Остановись мгновенье! Ученые рассказали, как изменить восприятие времени и сделать жизнь длиннее

Вы когда-нибудь задумывались, почему время всегда ощущается по-разному?

ТехИнсайдер
Фантазии на тему любви Фантазии на тему любви

Функциональный и удобный интерьер в соответствии с духом времени

Идеи Вашего Дома
3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия 3 упражнения Лоуэна: как работает телесная психотерапия

Можно ли улучшить ментальное состояние с помощью работы над телом?

Psychologies
Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель Русский частный космос. Наикратчайший путеводитель

Как устроена область частной космонавтики в нашей стране и что происходит сейчас

ТехИнсайдер
«Рыжий и был этим временем» «Рыжий и был этим временем»

Семен Серзин о Борисе Рыжем и своем фильме «Рыжий»

Weekend
Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года Два века перемен: перипетии исторической памяти об Отечественной войне 1812 года

Как Отечественная война 1812 года закрепилась в сознании людей?

Знание – сила
Сам и носи Сам и носи

Александр Цыпкин и не думает защищать независимость мужского гардероба

VOICE
Пьет значит жив Пьет значит жив

Как запой оказался единственной живой темой «Живого трупа»

Weekend
Скажите «Нихао!» Скажите «Нихао!»

Правила этикета сделают переговоры с китайскими партнёрами более эффективными

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Правильные слова Правильные слова

Сегодня наш язык снова меняется. Действительно ли он при этом портится?

Вокруг света
Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры

Физики превратили свет в конденсат Бозе–Эйнштейна с помощью красителя

N+1
Трезвость особая Трезвость особая

«Москва — Петушки» как путь праведника

Weekend
Santa Wildberries: история одного развода Santa Wildberries: история одного развода

К чему приведёт слияние Wildberries и Russ?

Монокль
Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии Развенчиваем 5 самых известных мифов автомобильной индустрии

Ваш взгляд на автомир больше не будет прежним

Maxim
Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе Илон Маск или Китай. Кто первым совершит посадку на Марсе

Кто победит в гонке по покорению Марса: Илон Маск или Китай?

ТехИнсайдер
«Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров «Бриджертоны» — 80 миллионов поклонников и мгновенная слава актеров

О закулисье «Бриджертонов» и историях актеров, сыгравших самые яркие роли

Караван историй
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
«Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США» «Американцы и все остальные: Истоки и смысл внешней политики США»

Как Рузвельт убедил американцев вступить в Вторую Мировую войну

N+1
Как понять, что девушка вас использует, а не любит: 7 признаков обмана Как понять, что девушка вас использует, а не любит: 7 признаков обмана

По каким признакам можно понять, что партнер вас использует?

Psychologies
Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству Моложе, красивее, идеальнее: 5 пугающих фильмов о тяге к совершенству

Фильмы, исследующие внутренние конфликты через изменения внешние

Psychologies
Всему свое время: зачем нужен распорядок дня для детей и как его правильно составить Всему свое время: зачем нужен распорядок дня для детей и как его правильно составить

Как правильно организовать режим ребенка, в чем его польза?

Forbes
Открыть в приложении