Продолжатели актерской и музыкальной династий раскрывают секреты предков

Караван историйЗнаменитости

Андрей и Анастасия Леоновы. Наследники

Продолжатели актерской и музыкальной династий раскрывают секреты предков, говорят о собственном непростом отношении к родительской известности, о совсем юном поколении Леоновых, а также о любимейшем зрителями Евгении Павловиче.

Беседовала Елена Михайлина

На Андрее: футболка и джемпер Top Secret, на Анастасии: платье Marella; чайная пара «кельт», Rudolf Kаƒmpf

Андрей: Настя у нас из музыкальной семьи. Поэтому у нее пианино было оружием — выросла за роялем! По восемь часов в день играла и в итоге окончила Московскую консерваторию. Я же свое пианино в детстве превратил в мишень... Стечение обстоятельств, конечно, но весьма яркое. Музыкальную школу не посещал, родители наняли приходящего педагога для общего гармоничного развития моей личности. Конечно, не перетруждался, потому как куда приятнее болтаться по улице или мастерить новую рогатку, нежели гаммы играть. А один этюд мне просто не давался! И вот педагог, устав мусолить одно и то же несколько недель, опрометчиво пообещала:

— Сыграешь на отлично, подарю щенка.

— Какого? — живо поинтересовался я.

— Немецкую овчарку.

Способ не совсем педагогичный, зато верный. Этюд зубрил чуть ли не ночами и на следующий же урок сыграл. Прошло еще одно занятие, и еще одно.

— Где собака-то? — поинтересовался, подозревая недоброе.

— Извини, что так вышло, в общем, овчарки не будет.

С подобным коварством взрослых я еще не сталкивался. После такого чудовищного обмана первым делом подошел к маме и сказал, что заниматься с этим педагогом больше не стану никогда в жизни. А потом взял свой пистолетик, пуляющий пластмассовыми шариками, и расстрелял несчастный инструмент!

Анастасия: Там такие приличные шарики, между прочим, были! Бедное фортепиано сейчас стоит на даче все в следах Андрюшиной детской стрельбы, я играю на нем время от времени. И даже однажды спасла репутацию мужа в некотором смысле...

Андрюша обожает петь громко, хотя мое консерваторское образование мешает применять глагол «петь» в данном случае. Муж все про свой вокал прекрасно понимает, подшучивает над собой, но за восемь лет, что мы знакомы, ни одной живой ноты я у него не услышала. Одно точно: Андрюшино исполнение — это всегда громко, тут без вариантов. Каждая собака в поселке хотя бы по разу слышала его репертуар.

Пикантности добавляет тот факт, что наша дача находится в Манихино, поселке Большого театра. Там живут великие музыканты, певцы, дирижеры и концертмейстеры. В общем, эдакое музыкальное царство. Ближайший к нам дом когда-то принадлежал легендарному советскому композитору и дирижеру Мелик-Пашаеву, там живут его потомки.

История началась еще до моего появления в Андрюшиной жизни, но к продолжению я имела непосредственное отношение. Актер «Ленкома» Виллор Кузнецов пришел в гости к родственникам Мелик-Пашаева, был какой-то вечер. Андрюша же, как на грех, решил немного спеть. Окна были открыты, и вскоре музыкальное общество по соседству ульем загудело: «Чей это дом? Зачем так орать? Как можно ни разу не попасть в ноты на святой музыкальной земле?!»

Кузнецов рассказал эту историю Андрею в театре. И когда я в первый раз приехала к Леонову на дачу в День Победы, он попросил: «Сейчас открою все окна, а ты сыграй, пожалуйста, Второй концерт Рахманинова! Чтобы все знали, что из этих окон не только фальшивка звучит, но и настоящая великая музыка».

С удовольствием сыграла свой любимый концерт. Не знаю, слышали ли соседи, но Андрюша, гордый реваншем, ходил победителем. Он любит песни военных лет, чрезвычайно увлечен этой эпохой. Аккомпанирую я легко и с удовольствием. В юности подрабатывала концертмейстером — играю все. И знаю: чтобы мужу снять напряжение, мне надо сесть за инструмент и сыграть его любимую «Бескозырка, ты подруга моя боевая...», чтобы он спел.

— Совпали, в общем.

— Мой отец Игорь Якушенко — композитор, который тоже имел отношение к кино и мультипликации. В частности, написал музыку для картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», к мультфильму «Вовка в Тридевятом царстве». Папа работал с Людмилой Гурченко, многими другими артистами, часто брал меня с собой, и мама до сих пор изумляется, глядя на нас с Андреем: «Как эти двое не встретились раньше?»

Дома всегда собиралось полно народа, интеллигентская Москва. В этом смысле у нас с Андреем очень похожие семьи и детство. Мы даже оба отдыхали летом в Рузе, правда, не подозревая о существовании друг друга. Дом творчества композиторов располагался рядышком, просто дверь в дверь, с Домом отдыха ВТО. Еще там есть кафешка «Уголек», которую прекрасно знает Андрей и так же знаю я. Но у нас четырнадцать лет разницы, и его ровесники казались мне дядями. Я ходила туда с родителями, а Андрюша — уже с девчонками, пиво пить и покуривать. Он вырос на даче в деревне Давыдково под Клином, а я — в микрорайоне Давыдково в Москве!

Родители Анастасии. Мама Вера Михайловна Тарасова-Якушенко была актрисой Малого театра. Отец Игорь Якушенко известный композитор, ученик Хачатуряна. Он был автором музыки ко многим спектаклям, художественным и анимационным фильмам... Фото: из архива А. Леоновой

Родителями гордилась, особенно когда мама, красавица невозможная, приходила в школу. На нее до сих пор мужчины оглядываются, а про то время и говорить нечего. Ее часто путали с Анастасией Вертинской и просили автограф, кстати, она никогда не обижалась, несмотря на то что сама актриса и играла в Малом театре, хотя и недолго. Я же казалась себе слегка причастной к ее женскому успеху. Нравилось, что в Доме композиторов с отцом уважительно здороваются за руку. Если Андрюша старался отстать от Евгения Павловича метров на сто, то я чуть ли не впереди папы куда-то влетала. С этой точки зрения наше детство было разным.

Андрей: Не помню, когда возник этот дурацкий комплекс, связанный с отцом... Максимализм и детская глупость, но я действительно как-то оголтело старался дистанцироваться. Возможно потому, что папа меня излишне баловал. Все мое детство сливается в один сплошной поток удовольствия. Артист Евгений Леонов много работал, даря нам с мамой безмятежность и спокойствие. Мы не знали, что такое материальные проблемы, жили как при коммунизме. Папа часто появлялся на пороге с ящиком мандаринов или бананов, в общем, с очередным дефицитом. И к тому же многое мне позволял.

В четырнадцать лет, например, разрешил сесть за руль нашей «Волги» ГАЗ-21. Машина эта, правда без оленя на капоте, что несколько огорчало, — самая старая моя любовь. Мы много путешествовали на ней. Обычно я сидел рядом с папой, а мама спала на заднем сиденье. Останавливались где-то в поле на отдых, и она готовила бутерброды. Ночевали, случалось, в машине — тогда это было безопасно. В Винницу, где проходили съемки «Меж высоких хлебов», ездили все вместе на той самой «Волге».

Фото: из архива Н. Леонова

На четырнадцатилетие папа подарил мне мопед. Я напомнил: мол, обещал же — и он покорно поперся за ним из Давыдково в Москву. Сказал бы: «Отвяжись, вот вернемся в Москву» или «На следующий день рождения подарю». Но нет, держал слово. Признаться, ухандокал я мопед чрезвычайно быстро и ездила на нем вся деревня.

— Голос Винни-Пуха знал любой советский школьник. Наверное, ко всем благам быта еще и выходил во двор: «А вот мой папа»?

— Ой, нет! Тогда не принято было. Да и учился я плохо, что только увеличивало количество комплексов. И так казалось, что сравнивают с папой чаще, чем было в действительности. К чему добавлять-то? Конечно, я — сын своего отца и на него похож. Сейчас понимаю, что такое сравнение — комплимент, а прежняя моя реакция была болезненной и неправильной, обычным юношеским максимализмом.

В девятом классе очень нравилась одна девочка. Я, случалось, ходил за ней по пятам, ужасно стесняясь подойти. И однажды таким образом оказался на станции метро «Ждановская», теперь она «Выхино», на самой окраине города. Это еще полбеды, проблемы начались, когда я, потеряв девочку в толпе, понял, что опаздываю на последний поезд. Еле успел. Выхожу на своей «Фрунзенской», а возле метро — отец в окружении милиционеров.

— Пап, ты что тут делаешь?! — удивился я.

И он мягко, очень по-доброму говорит:

— Тебя, сынок, ловим. По всем станциям объявляют.

— А что же ты снаружи, а не внутри метро?

— Да вот милиции автографы подписываю...

Смешно, но я даже обиделся, что в такой драматический момент, как поиски сына, он расписывался на каких-то там листочках. Папу действительно невероятно любили. Он был добрым, ранимым, отзывчивым очень. Поэтому, наверное, и Винни-Пух, а не Серый Волк.

Фото: из архива Н. Леонова

— Андрей, о вашей срочной службе до сих пор легенды ходят: вы удрали в армию из «Ленкома», ведущего театра страны, потому что хотели стать самостоятельным?

— Там разное смешалось. Во-первых, не был готов к актерской профессии. Все текло по накатанной, осознанности не было. Мимо меня прошли знаменитые отцовские спектакли «Дети Ванюшина», «Человек из Ламанчи», хотя за кулисами в детстве, конечно, бывал. Но интересовался в основном атрибутами, особенно саблями. Помню, шла репетиция «Антигоны»: я у кого-то попросил показать кинжал, а сам спектакль так и не собрался посмотреть. Причем мне тогда уже шестнадцать лет было, не дите! Некоторый прорыв в сознании случился на захаровских спектаклях «В списках не значился», «Вор» и «Тиль». Захотелось не овладеть этой профессией, а стать похожим на героев Проскурина и Караченцова или еще примитивнее — занять место одного из прекрасных актеров, а можно обоих сразу. Два народных любимца существовали над толпой — я же видел, как принимает их зал, слышал гул аплодисментов.

— Интересно: славы Караченцова хотелось, а как же отец-суперзвезда?

— Папу я слишком долго воспринимал как просто папу. Только когда сам стал актером и начал просить его советов, понял, какой отец мастер. С тех пор смотрел него как на единомышленника. Но это произошло значительно позже.

В спектакле «Ленкома» «Диктатура совести», 1987 год. Фото: А. Антонов/Photoxpress.ru

Плюс, возвращаясь к разговору об армии, хотел реализовать свои детские фантазии и иллюзии. Мечтал быть гвардейцем, героем-танкистом и... однажды, видимо, решил отголоски фильмов, когда-то услышанных историй, прочитанных героических книг воплотить в жизнь. Хотя к тому времени действительно год проработал в театре. И перспективы были, и Марк Анатольевич Захаров мне это вдалбливал. Хотя, возможно, его попросил поговорить со мной папа.

1981 год, гастроли в Ташкенте. Все плавали в бассейне, а мы с Захаровым ходили вокруг и беседовали. Минут сорок разговаривали, и все за нами наблюдали — на лице Александра Абдулова читалось ничем не прикрытое любопытство: что худрук так долго может объяснять юному артисту Леонову? На самом деле Марк Анатольевич отговаривал меня от армии:

— Сейчас время такое сложное... Не нужно вам идти служить, вы же актер и пришло время больших ролей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит Нина Чусова. Секундная сцена в спектакле может сделать из него хит

Нина Чусова о своем уникальном пути и работе с самыми лучшими артистами страны

Караван историй
Заходите, гости дорогие Заходите, гости дорогие

Транзитный потенциал России сильно недооценивается. Власти пытаются поправить ситуацию малыми силами. Однако этих усилий пока недостаточно.

АвтоМир
Культурная повестка: «Исток» Культурная повестка: «Исток»

Софья Эрнст — о своем отношении к русской культуре и традициям

Moodboard
Красотки из Синалоа Красотки из Синалоа

Playboy отправился на землю Эль Чапо, чтобы увидеть надежду и опасность

Playboy
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Корги-культ Корги-культ

Их любит британская королева, за ними следит навальный, жены чиновников тратят на них миллионы. Мир выставок корги причудлив, кишит мошенниками и полон изнурительных тренировок. GQ выяснил, как устроена эта ярмарка тщеславия.

GQ
Нежный возраст Нежный возраст

Еще вчера нежный и послушный, ребенок внезапно стал конфликтным и неуправляемым? В вашей семье начинается непростой “подростковый период”. Как пережить его с минимальными потерями?

Добрые советы
Псыхология Псыхология

Если труд и сделал человека человеком, то не один, а вместе с собакой

Maxim
Людмила Зайцева. Вольная казачка Людмила Зайцева. Вольная казачка

Интервью с народной артисткой РСФСР Людмилой Зайцевой

Караван историй
Розовый мускат Розовый мускат

Уроженка Омска, бло­гер Дара Мускат — о том, как до­ба­вить кра­сок в гар­де­роб и жизнь.

Vogue
Виньетка ложной сути Виньетка ложной сути

Иван Глушков восхищается великим искусством высокохудожественного вранья.

GQ
Андрей Орлов Андрей Орлов

Бодлера называли «про́клятым поэтом». Андрей Орлов скорее проклинаемый поэт

Maxim
Инструмент дизайнера Инструмент дизайнера

Создатели LixPen первыми сделали 3D-ручку компактной.

Forbes
Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно Себастьян Хафнер: зябко, стыдно и освобожденно

Книга Себастьяна Хафнера о предвоенной Германии «История одного немца» была написана в 1938-м, а вышла только в 2000-м, став сенсацией. Сегодня она доступна и на русском благодаря переводу Никиты Елисеева, который рассказал «Снобу», почему россиянам ее нужно читать обязательно.

СНОБ
Renault Duster Dakar Renault Duster Dakar

Его называют кроссовером, сравнивают с автомобилями вроде Hyundai Creta и Suzuki Vitara и покупают для передвижения по городу. На самом деле с Duster все должно быть иначе. Спецверсия Duster Dakar это доказала.

АвтоМир
Lexus LC 500 Lexus LC 500

Идеальная лента асфальта вьется по склонам холмов в затерянном уголке Андалусии. Ни встречных машин, ни попуток. И только редкие бегуны сбиваются с шага, чтобы успеть достать телефон и включить камеру – новое японское купе производит неслабый эффект на окружающих. И не только на них.

Quattroruote
Поймай ее, если сможешь Поймай ее, если сможешь

Ира Горбаче­ва при­зы­ва­ет всех жить се­го­дняш­ним днем

Glamour
Fiat Fullback Fiat Fullback

Легкие коммерческие автомобили с открытой грузовой платформой, а, проще говоря, пикапы, не пользуются у нас популярностью. С пятеркой конкурентов неожиданно решили поспорить итальянские производители. Чем же они собираются привлечь покупателей?

АвтоМир
Skoda Kodiaq Skoda Kodiaq

Самые интересные на свете вещи – те, которые большинству кажутся поначалу правильными и скучными до зубовного скрежета. Так и Kodiaq – его некоторые уже успели обругать за чрезмерную практичность. Но зря, ох, зря!

АвтоМир
Infiniti QX50 Infiniti QX50

Рестайлинг кроссовера Infiniti не совсем обычен: дело не ограничилось оптикой, бамперами, колесными дисками, новыми цветами и прочими крайне важными вещами. QX50 стал длиннее!

АвтоМир
Центр притяжения Центр притяжения

26 января в прокат выходит новый фильм режиссера Федора Бондарчука «Притяжение» о пришельцах и бросивших им вызов жителях Чертанова. Но чтобы не спойлерить сюжет фильма, мы решили пока поговорить не о кино, а о самом Федоре — с близкими ему людьми.

GQ
Михаил Волков Михаил Волков

Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков – о железной дисциплине, вечном движении вперед и о том, как застраховать свой бизнес от рисков (спойлер: никак).

GQ
Нонна Гришаева. Глазами клоунессы Нонна Гришаева. Глазами клоунессы

Нонна Гришаева — о своем образе комедийной актрисы и дружбе с «Квартетом И»

Караван историй
15 мыслей Мартена Фуркада 15 мыслей Мартена Фуркада

В этом сезоне французский биатлонист попробует побить собственный рекорд и стать обладателем Кубка мира шестой год подряд.

GQ
Верю - не верю Верю - не верю

Премьера телесериала «Молодой Папа» состоялась на Венецианском кинофестивале, что не совсем типично для работ такого рода. Впрочем, он нетипичен во всем: вроде бы Соррентино снимал фильм о харизматичном Папе и вере, а получилось – и о современной политике, и о природе власти. C 1 декабря весь первый сезон «Молодого Папы» доступен на «Амедиатеке». Накануне российской премьеры мы встретились с Джудом Лоу, чтобы расспросить его о противоречивом характере Ленни Белардо, работе с Паоло Соррентино и, конечно, о вере.

The Rake
Бойцовский аэроклуб Бойцовский аэроклуб

RC Combat Rus — быстрые, маневренные и опасные авиамодели

Популярная механика
Александр Самойлов. По отцовским стопам Александр Самойлов. По отцовским стопам

Владимир Самойлов играл главные роли в спектаклях и вдруг оказался не нужен

Караван историй
По соб­ствен­но­му желанию По соб­ствен­но­му желанию

По­че­му воз­буж­де­ние не воз­ни­ка­ет или воз­ни­ка­ет не во­вре­мя

Glamour
Bошла в историю Bошла в историю

Марион Котийяр ста­ла ак­три­сой из на­уч­ных со­об­ра­же­ний

Glamour
Громче, чем бомбы Громче, чем бомбы

Выпускник Оксфорда, актер и активист движения за права мусульман Риз Ахмед разрушает стереотипы и переходит границы.

Vogue
Открыть в приложении