Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: "Олег Табаков мне сказал "Держись, Сексте, дальше Сибири не сошлют"

"Когда в театр пришел Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. Когда я умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: "А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось", — рассказывает актриса Яна Сексте.

Беседовала Алла Занимонец

Фото: Ксения Бубенец/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

Когда я еще не была замужем и каждый год покупала страховку от несчастных случаев, то оформляла ее на маму. В случае чего выплату получила бы она. И когда однажды мы ее продлевали, маму пригласили в кабинет президента компании и сказали, что ради Яны Сексте были приглашены независимые эксперты: «Была создана специальная комиссия, которая расследовала все страховые случаи, которые произошли с вашей дочерью. Они доказали, что она все делает не специально». Вероятно, представители страховой компании поверить не могли, что сто одно несчастье может случиться с человеком случайно. На мою голову иногда падают люстры, я скатываюсь с лестниц, падаю со сцены так, что рвутся связки, — и таких случаев не счесть.

Когда я дорабатывала последние дни в Рижском театре русской драмы и собиралась в Москву, к Табакову, к нам приехал Сергей Юрский. Были планы, что он будет ставить какой-то спектакль. Моя душа рвалась в Москву, мысленно я была там, Олег Павлович взял меня в театр, и я даже уже репетировала «Рассказ о семи повешенных». И вот наступил прощальный вечер, спектакль сыгран, я выхожу на свой последний поклон переполненная эмоциями, впереди новая жизнь! Капельдинер вынес огромный букет, протягивает мне: «Сергей Юрский просил передать». Тут меня буквально накрывает волной счастливых эмоций, я принимаю это как знак свыше, что все делаю правильно. За кулисами я увидела Сергея Юрьевича и сказала: «Спасибо огромное, для меня это безумная честь!» А он ответил: «Нет, это для меня была честь два вечера подряд видеть вас на этой сцене». Мои глаза наполнились слезами, я развернулась и побежала в гримерку, перепрыгивая через две ступеньки. И... с разбега влетела головой в стену. Упала навзничь и отключилась, сверху на меня упал букет Юрского... Когда я очнулась, увидела его белое лицо надо мной, так он был напуган. Сергей Юрьевич побежал в кабинет директора театра: «Сексте упала с лестницы!» — на что наш Эдуард Ильич, не поднимая головы, спросил невозмутимо: «Опять?»

Когда в «Табакерку» пришел Владимир Львович Машков, его сразу предупредили, что в труппе есть бомба замедленного действия — Яна Сексте. И когда я на премьере умудрилась порвать ахиллово сухожилие, он сказал спокойно: «А знаешь, я даже рад, что это наконец случилось. Мне сказали, что Сексте — это человек, с которым вечно что-то случается. И я уже с первого дня постоянно боялся. На каждый звук, скрип, грохот вздрагивал: «Сексте? Где Сексте?»

— Яна, но с вами случается и много прекрасного. Не каждому дано с первого раза поступить в Школу-студию МХАТ и попасть в труппу популярного театра. Кстати, альма-матер вы окончили ровно двадцать лет назад.

— Невозможная цифра! А кажется, что мы только вчера отмечали десятилетие выпуска, с нами были оба наших мастера — и Табаков, и Лобанов. Мы планировали снова встретиться все вместе через десять лет. Мы обязательно соберемся, но уже без них... Знаете, я думаю, что все то, что со мной случается плохого, — это мизерная плата за то, что происходит хорошего. Столько удачи и успеха, что в голове не умещается — как так могло повезти одной девочке из Риги?

Я не просто попала в ведущий театральный вуз страны, но оказалась на курсе самого Табакова — мастера мечты. Именно в тот год, когда я окончила школу, открылась программа поддержки русскоязычных зарубежных театров. Никогда в жизни семья не смогла бы оплатить мое обучение, это приличная сумма. А поскольку я гражданка Латвии, о бюджетном образовании нельзя было и мечтать. Поэтому я собиралась поступать не в Москве или Петербурге, а где-нибудь в другом городе России, может быть, в Ярославле или Новосибирске, там другие расценки на учебу. Но мама случайно прочитала объявление в газете о том, что в Риге состоится отбор в Школу-студию, а за поступивших заплатит один крупный банк. Дальше те, кого примут, отучатся четыре года в Москве, вернутся в Латвию и отработают три года. Замечательные условия!

И я помчалась на туры. Говорили, что Табаков точно не приедет, но первый, кого увидела в аудитории, был именно он. Я вышла перед комиссией и буквально прокричала, что я — Сексте Яна и мне семнадцать лет.

Олег Павлович до этого что-то писал, а тут вдруг голову поднял и посмотрел с интересом. Прошло ровно двадцать пять лет с того дня, а я до сих пор помню его взгляд. Внимательный, изучающий... Было ощущение, будто он что-то интересненькое и новенькое услышал, когда я читала отрывок из «Мастера и Маргариты» и «Что делать девчонке». Хотя, может быть, он просто на фамилию среагировал.

С Олегом Павловичем Табаковым на вручении премии «За талант», 2000 год. Фото: Михаил Гутерман/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Поступить поступили, а удержались в вузе как? Ведь не секрет, что из театральных многих отчисляют...

— Для меня четыре года учебы стали временем адского счастья и адского рая. Сначала казалось, что главное — поступить, но это чепуха, потому что главное — чтобы тебя не выгнали. Вы правы, отчисляют очень многих.

Кто-то сам уходит. В основном это те, кто не рассчитывал, что будет настолько физически тяжело. На занятиях по танцу, сцендвижению, на фехтовании тебя крутят, ломают, гнут. Хорошо, если в детстве ты занимался спортом, а если нет, с непривычки тяжело.

И те, кто представляют актерскую профессию как что-то прекрасное, разочаровываются.

Абитуриентам рассказывают, что им придется учиться 24 часа в сутки, но все думают, что это преувеличение. Я сказала бы — это преуменьшение. Мы учились сутками напролет, без выходных вообще. До сих пор в таком же графике живу.

Если вдруг появляется свободное время, бегу в театр смотреть репетиции, это тоже огромная часть обучения. Выяснилось, что обучение — процесс, который не останавливается, нет конечной точки. Невозможно выучить текст, сыграть премьеру и поставить галочку «выполнено». И для меня это самое чудесное, что только может быть в жизни.

— А как же критика, которая обрушивается на артиста после любого спектакля, фильма? Зрители пишут отзывы, критики — статьи в газетах и посты в соцсетях. Это не всегда можно отнести к чудесному...

— Признаюсь, у меня есть редкий дар. Я не просто очень легко отношусь к критике, я ее буквально жажду! Еще в студенческие годы я искренне не могла понять, почему некоторые болезненно реагировали на замечания педагога или режиссера. Для меня самое страшное, если, наоборот, — никаких замечаний. В таком случае я начинаю бояться того, что мастер решил: лучше она уже не сможет, не стоит и требовать.

С Олегом Табаковым и Сергеем Безруковым в спектакле «Похождение», 2006 год. Фото: Игорь Захаркин/предоставлено пресс-службой театра О. Табакова

— Но актеры же хотят нравиться...

— Люди вообще хотят нравиться. Если вы встречаете артиста, который говорит, что ему все равно, симпатичен он зрителям или нет, знайте — ложь 100-процентная. У нас публичная профессия, мы выходим на сцену именно для того, чтобы радовать зрителя. Глупо утверждать, что мне безразлично его мнение. Но я очень рано поняла, что не могу нравиться всем.

Когда я училась в Школе-студии, мы выпускали спектакль «Женитьба Фигаро». Тогда молодой педагог Дмитрий Петрунь, сейчас он режиссер, перед важными показами каждому из нас писал письмо или подходил и что-то говорил лично. Находил правильные слова для поддержания духа.

Мне Дима написал: «Сексте, когда выйдешь сегодня на сцену, не старайся всем понравиться. Просто играй, чтобы Силюнас был счастлив». У нас был, он и сейчас преподает, педагог Видмантас Силюнас, большой знаток испанского театра, грандиозная фигура в театральном мире. Он меня всегда любил и любит. И до сих пор, когда на прогонах и показах для первых зрителей я сильно нервничаю, то представляю, что Видас Юргевич в зале, смотрит на меня и очень счастлив. Я всегда играю для него.

Что же касается театральных критиков, то их частные мнения я отношу к субъективным суждениям. Что это за оценка — понравилось или не понравилось? Не серьезно... Насколько журналист, написавший статью о премьере, вообще понимает, о чем говорит? Одну рецензию я помню до сих пор, хотя не умею обижаться и быстро забываю неприятные моменты. Но тогда выпады журналистки меня задели. Это была рецензия по поводу моего первого спектакля в Театре Табакова — «Рассказ о семи повешенных» — и оценка моей внешности. Сама понимаю, что я женщина некрасивая. Кстати, за такие слова на меня ужасно обижается муж.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Баталовы Баталовы

Алексей Баталов мог достичь успеха где угодно, но остался верен кино

Караван историй
Футболисты, сидевшие в тюрьме: один расчленил любовницу и скормил собакам Футболисты, сидевшие в тюрьме: один расчленил любовницу и скормил собакам

Достойные компаньоны Кокорину и Мамаеву

Maxim
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
«Люди не хотят, чтобы ребенок попал в переплет»: как воспитывают мальчиков и девочек «Люди не хотят, чтобы ребенок попал в переплет»: как воспитывают мальчиков и девочек

Какие клише по воспитанию детей существуют в России?

Forbes
«Ползи, улитка…» «Ползи, улитка…»

Куда деться от городской суеты? Создать город без суеты!

Вокруг света
Слова — трансгендеры: они сменили род, чтобы нам понравиться Слова — трансгендеры: они сменили род, чтобы нам понравиться

Может ли с течением времени меняться род имен существительных в нашем языке?

ТехИнсайдер
Умерли в один день: история арабской принцессы, казненной в 1977 году вместе с возлюбленным Умерли в один день: история арабской принцессы, казненной в 1977 году вместе с возлюбленным

В реальности история принцессы "Жасмин" была совсем другой

VOICE
Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы» Групповые процессы вместо культа индивидуализма: почему сейчас «я» меняется на «мы»

Почему вдруг важными становятся групповые процессы, а не индивидуальность?

Psychologies
Закончил холодную войну и развалил СССР: с чем вошел в историю Михаил Горбачев Закончил холодную войну и развалил СССР: с чем вошел в историю Михаил Горбачев

Первое, с чем покончил Михаил Сергеевич Горбачев — гонки на катафалках

Maxim
Палеогенетики прочитали геном «воина с грифоном» из дворца Нестора Палеогенетики прочитали геном «воина с грифоном» из дворца Нестора

Палеогенетики исследовали происхождение древних популяций

N+1
Поворот сюжета Поворот сюжета

История лесничего Ивана Рейнмана

Дилетант
«Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных «Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных

Озеро в кратере Езеро исчезло слишком быстро

N+1
Ты слишком громко дышишь Ты слишком громко дышишь

Что на самом деле вызывает нервозность и раздражительность

Лиза
Как  наш мозг формирует сигнал: «Бояться!» Как  наш мозг формирует сигнал: «Бояться!»

Страх — одно из важнейших для выживания чувств. Но надо уметь им управлять

ТехИнсайдер
Как подростки снимали фильм «Дух сейда» для проекта «Кинолаборатория» Как подростки снимали фильм «Дух сейда» для проекта «Кинолаборатория»

«Сноб» поговорил с командой фильма «Дух сейда» о том, что дал им этот проект

СНОБ
В пищевых добавках обнаружили избыток вещества, составляющего основу для лекарства от болезни Паркинсона В пищевых добавках обнаружили избыток вещества, составляющего основу для лекарства от болезни Паркинсона

Пищевые добавки могут содержать необычайно высокие уровни молекулы леводопа

ТехИнсайдер
Почему в СССР ковры вешали на стену: дело совсем не в теплоизоляции Почему в СССР ковры вешали на стену: дело совсем не в теплоизоляции

Ковер — воистину король советского интерьера

VOICE
Ее зверски пытали, но маленькая героиня не сдала своих: за что немцы зверски расправились с Зоей Космодемьянской Ее зверски пытали, но маленькая героиня не сдала своих: за что немцы зверски расправились с Зоей Космодемьянской

Положение на фронте с каждым днем становилось все хуже

ТехИнсайдер
Негатив со стороны начальника и коллег: как реагировать? Негатив со стороны начальника и коллег: как реагировать?

К сожалению, рабочая атмосфера не всегда бывает приятной и дружелюбной

Psychologies
Как выстроить личные границы, когда босс стучит кулаком по столу? Как выстроить личные границы, когда босс стучит кулаком по столу?

Как выстроить свою рабочую зону комфорта раз и навсегда?

Psychologies
Почему пародия на кино категории Б «Убойный монтаж» открыла Каннский кинофестиваль Почему пародия на кино категории Б «Убойный монтаж» открыла Каннский кинофестиваль

Каким получился «Убойный монтаж» Мишеля Хазанавичуса

СНОБ
Вы точно мечтаете об электромобиле? Ваше мнение изменится, когда мы расскажем про их шины Вы точно мечтаете об электромобиле? Ваше мнение изменится, когда мы расскажем про их шины

Как быстро изнашиваются шины у электромобиля и как дорого стоит их замена

ТехИнсайдер
Серена Уильямс завершает карьеру: как ей удалось стать одной из главных теннисисток в мире Серена Уильямс завершает карьеру: как ей удалось стать одной из главных теннисисток в мире

Чем запомнится теннисистка Серена Уильямс?

СНОБ
«Истории о женщинах в дефиците»: Василиса Кузьмина о пути в режиссуре и фильме «Ника» «Истории о женщинах в дефиците»: Василиса Кузьмина о пути в режиссуре и фильме «Ника»

Сложно ли женщине прийти в режиссуру, которую многие считают мужским делом

Forbes
«Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова «Боже, помоги мне убить маму»: история нижегородского маньяка Олега Белова

Олег Белов — «нижегородский детоубийца»

VOICE
Атмосфера 90-х и озеро-море: как москвичка отдохнула в санатории на Иссык-Куле за 250 тысяч рублей Атмосфера 90-х и озеро-море: как москвичка отдохнула в санатории на Иссык-Куле за 250 тысяч рублей

Отзыв о двухнедельном путешествии по Кыргызстану

Вокруг света
6 советов, которые помогут сделать жизнь экологичнее 6 советов, которые помогут сделать жизнь экологичнее

Помочь природе может каждый, даже слегка изменив повседневную рутину

СНОБ
Смотреть в корень Смотреть в корень

Может ли секс быть ресурсом?

Psychologies
Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле Шведы показали превосходство кнопок и крутилок над сенсорным управлением в автомобиле

Прогресс не всегда полезен: сенсорное управление в машинах оказалось неудобным

N+1
Как пить, чтобы похудеть Как пить, чтобы похудеть

Влияет ли употребление алкоголя на набор веса?

Maxim
Открыть в приложении