Как Яна Гладких совмещает в себе две профессии — актрисы и режиссера

Караван историйЗнаменитости

Яна Гладких: "В МХТ я именно служила. Никаким другим словом это не назвать"

Беседовала Екатерина Филимонова

Яне Гладких всего тридцать один, а за ее плечами уже около тридцати киноролей, десять главных ролей в МХТ имени Чехова и пять режиссерских работ, среди которых есть один полнометражный фильм "Красотка в ударе" и сериал "Amore more". Как ей удается совмещать в себе две профессии — актрисы и режиссера, играть в театре и воспитывать двух маленьких сыновей, артистка рассказала в интервью "Каравану историй".

— Яна, актерская карьера с самого начала складывалась у вас очень удачно: крупные проекты в кино, главные роли в МХТ имени Чехова. Но вы решили сменить профессию и стать режиссером...

— Я по-прежнему остаюсь актрисой, мне нравится сниматься. Так что я бы не рассматривала это как смену профессии. Надеюсь, мне и дальше удастся совмещать профессию актрисы и режиссера. Хотя это очень сложно и постоянно приходится делать выбор — все на свете успеть невозможно. А режиссура меня всегда привлекала. Когда поступила в Школу-студию МХАТ на актерский, уже знала, что, отучившись, сразу буду поступать на режиссерский факультет. Но исполнить свою мечту удалось только через 10 лет.

После Школы-студии меня взяли в труппу МХТ. Мне очень нравилось работать в театре под руководством Олега Павловича Табакова. Это был прекрасный период в моей жизни. У меня было 10 ролей в театре, я поработала с огромным количеством режиссеров: Бутусов, Рыжаков, Шапиро, Богомолов, Сигалова, Пускепалис, Женовач. Эти фамилии составляют мой профессиональный багаж, которым я горжусь. Решение уйти из МХТ было трудным. Ведь мне пришлось не только расстаться с коллегами, со спектаклями, но и лишить себя стабильного заработка и привычного образа жизни, когда из года в год приходишь в театр утром и уходишь вечером. Было страшно, но я знала, что придется чем-то жертвовать. Чувствовала, что сделать такой радикальный шаг необходимо. Мне было важно получить качественное образование, и я посвятила этому все свое время. Играя параллельно в театре по 20 спектаклей в месяц, это было бы, конечно, невозможно. Я поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Ивановичу Хотиненко. У меня были очень крутые мастера — Владимир Алексеевич Фенченко, Павел Константинович Финн. Все они — мастодонты кинематографа, и я хотела взять от них все.

Яна Гладких в спектакле МХТ имени Чехова «Вишневый сад», 2012 год

— Не скучаете по театральным подмосткам? Вы все-таки служили в театре 10 лет. Кстати, служили или работали?

— Да, я именно служила. Никаким другим словом, как служение, это не назвать. Я скучаю по людям. Даже не по коллегам, с ними мы так или иначе встречаемся, а именно по людям, которые работали за сценой: гримерам, костюмерам, реквизиторам. Это все чрезвычайно культурные теплые люди, которые мне были как семья. Я очень скучаю по своей гримерке, куда приходила за час до спектакля и сосредотачивалась, настраивалась. Я очень скучаю по зданию театра. Помимо десяти лет, которые там работала, я еще и до этого четыре года училась в Школе-студии. То есть я каждый день в течение многих лет с девяти утра до одиннадцати вечера находилась там. По сути, это был мой второй дом. Ностальгия какое-то время была. Просто жизнь идет дальше, появляются какие-то другие вещи и замещают.

Но со сценой я до сих пор не рассталась. В театре Фоменко играю в «Пяти вечерах». А еще участвую в постановке «Поле» по Чингизу Айтматову в театре «Практика» — с моими однокурсницами и Сашей Урсуляк. Сейчас я не могу позволить себе репертуарный театр, потому что он отнимает слишком много времени. Да и мои интересы на сегодняшний день не лежат в этой плоскости. Я нашла баланс между театром, кино и режиссурой. Пока у меня получается.

— Вашей дебютной режиссерской работой стал дипломный короткометражный фильм «Яна — это Аня наоборот», который получил приз кинофестиваля «Движение». После этого вы еще сняли полнометражный фильм «Красотка в ударе» и короткометражку «Сексоголики». А недавно вышел сериал «Amore more»... Не было страха перед большим проектом?

— Нет, мне было очень интересно, я чувствовала в себе силы. Когда прочитала пилот сценария «Amore...», невероятно увлеклась этим сюжетом. В его центре — две пары (одну играют Александра Урсуляк и Юрий Чурсин, вторую — я и Андрей Бурковский), переживающие трудный период в отношениях. Мне показалось это чрезвычайно любопытным, дальше я уже принимала плотное участие в разработке. Для меня это первый сериал, новый этап, новый уровень, я очень вкладывалась в него.

Фильм о том, что происходит с институтом семьи в наши дни. В 2020 году распалось 73 процента браков, 70 лет назад было всего 4 процента. Динамика налицо. Многие молодые люди считают, что классический брак изживает себя, и ищут новые формы союза. Наш сериал о полиаморных отношениях. Мне было действительно любопытно разобраться, как же это бывает. Утопия ли это — попытка выстроить союз между более чем двумя людьми. Полиамория — это же не только свидания и секс, это еще и общие переживания, трудности, общий быт — в общем, это все очень сложно. Мне кажется, что если все в этой концепции довольны, никто не страдает, то почему нет. В конце концов, мы все стремимся быть счастливыми и сделать счастливыми любимых людей.

Яна Гладких и Артем Цуканов в спектакле театра «Мастерская Петра Фоменко» «Пять вечеров». Режиссер Виктор Рыжаков, 2011 год

— В этом проекте вы еще и сыграли главную роль...

— Это было сложно. Моя героиня задействована чуть ли не в каждой сцене, и надо было одновременно находиться как перед камерой, так и за ней. Невероятно трудно смотреть на себя одновременно со стороны и изнутри, делать роль, править саму себя. Благо у меня уже был опыт, я снималась в своей короткометражке «Сексоголики». Кстати, после нее я зареклась снимать саму себя. Но тут вынудили обстоятельства, Это было продюсерское решение, чтобы я снималась в роли Алисы. Сейчас не жалею об этом и рада, что рискнула.

Недавно был прецедент со вторым моим сериалом «Сексоголики» для платформы IVI. Поскольку в пилотной серии я сыграла главную роль, автор сценария и креативный продюсер Женя Хрипкова сказала, что больше никого в этой роли не представляет. Но я категорически отказалась: только что прошла этот путь с «Amore...» и понимаю, что это очень тяжело, да и совершенно незачем. Поражаюсь актерам-режиссерам, которые на постоянной основе практикуют обе должности на одном проекте. Это нереально сложно. Мне нравится разделять эти вещи. И полностью погружаться либо в одно, либо в другое. Еще одного такого опыта по собственной воле я бы не хотела. Кроме того, есть очень много режиссеров, с которыми я бы хотела поработать, помимо режиссера Гладких.

На данный момент существует только один проект, в котором я готова и сниматься, и снимать, — это второй сезон «Amore more». Но пойду на это при определенных условиях: если у меня будет хорошая организация работы и больше времени. И если это случится, то, пожалуй, снимусь. Я очень прикипела к этой истории.

— В одном интервью вы сказали, что утверждаете актеров без проб...

— В продюсерском кино это невозможно, ты всегда делаешь пробы. Но в случае «Amore...» было стопроцентное попадание: те артисты, которых я хотела и пробовала, тут же были утверждены. Я могу приглашать актеров без проб только в том случае, если надо мной нет продюсеров. Как это и было в моих коротких метрах — «Яна — это Аня наоборот» и «Сексоголики». И никогда не жалела о выборе! Вообще, когда я зову артистов, то руководствуюсь только одним принципом: это должны быть те актеры, которых я обожаю, практически боготворю. Случайных людей у меня на площадке не бывает. Чаще всего я еще до проб знаю, что человек мне подойдет. И когда пишу сценарий, изначально держу в уме этих людей.

— Легко соглашаются? Все-таки вы молодой, начинающий режиссер. Могут быть сомнения...

— Да, согласились мгновенно, никто не сомневался. Было абсолютное доверие ко мне как к режиссеру. Я уж и не знаю, чем заслужила его... Но по-человечески и профессионально наша совместная работа была абсолютным праздником. Я вообще могу работать лишь в ощущении всеобщей любви.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Илья Авербух и Лиза Арзамасова: Илья Авербух и Лиза Арзамасова:

Мы вообще не понимаем, что такое ссориться

Коллекция. Караван историй
10 научных фактов о человеческом теле, в которые трудно поверить 10 научных фактов о человеческом теле, в которые трудно поверить

Человеческое тело — невероятно сложная структура

ТехИнсайдер
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Владимир Слипенькин — о том, как сегодня развиваются предприятия в Московской области Владимир Слипенькин — о том, как сегодня развиваются предприятия в Московской области

О новом витке развития инфраструктуры и производств

СНОБ
Борис Акопов: «Мне хотелось сделать картину возмутительной и даже неприятной» Борис Акопов: «Мне хотелось сделать картину возмутительной и даже неприятной»

Режиссер Борис Акопов — почему он предпочитает работать с неизвестными артистами

Grazia
Когда закончились сказки: 5 книг для увлекательного чтения вместе с детьми Когда закончились сказки: 5 книг для увлекательного чтения вместе с детьми

Собрали «растущую» библиотеку полезных книг для детей

ТехИнсайдер
5 ключей, чтобы победить внутреннего врага 5 ключей, чтобы победить внутреннего врага

Пора спросить себя, не завелся ли у нас внутренний враг, и разобраться с ним

Psychologies
Вот что спасет женщин от перелома шейки бедра: несколько продуктов и советы ученых Вот что спасет женщин от перелома шейки бедра: несколько продуктов и советы ученых

Белок и чашка кофе: что может снизить риск перелома бедра у женщин

ТехИнсайдер
Саламандра с острова Скай Саламандра с острова Скай

Окаменелости древней амфибии палеонтологи раскопали на острове Скай

Наука и жизнь
Как отличить некомпетентного человека, от человека с «синдромом самозванца» Как отличить некомпетентного человека, от человека с «синдромом самозванца»

Как распознать человека с «синдромом самозванца»

Maxim
Слова вместо нот Слова вместо нот

Генеративная музыка: как создать хит по собственному вкусу

ТехИнсайдер
Пора ли беспокоиться? Чек-лист для оценки эмоционального состояния Пора ли беспокоиться? Чек-лист для оценки эмоционального состояния

Всегда ли оправданно наше стремление избавиться от грусти или тревоги?

Psychologies
20 лучших российских сериалов последних лет, которые должен посмотреть каждый 20 лучших российских сериалов последних лет, которые должен посмотреть каждый

Топ российских современных сериалов

Правила жизни
«Русский святочный рассказ». Монография о культурном феномене «Русский святочный рассказ». Монография о культурном феномене

Отрывок из книги Елены Душечкиной «Русский святочный рассказ»

СНОБ
Житие святой: как экспериментальный байопик оживил панк-икону Янку Дягилеву Житие святой: как экспериментальный байопик оживил панк-икону Янку Дягилеву

«На тебе сошелся клином белый свет» — Янка Дягилева стала нашей современницей

Forbes
Косметический секрет виноградной улитки: как добывают всемогущий муцин в промышленных масштабах? Косметический секрет виноградной улитки: как добывают всемогущий муцин в промышленных масштабах?

Если вы являетесь обладателем домашней улитки, не брезгуйте ее услугами

ТехИнсайдер
В школьной форме и с мечом: как японские бандитки 1970-х вошли в массовую культуру В школьной форме и с мечом: как японские бандитки 1970-х вошли в массовую культуру

Субкультура, бросившая вызов патриархальному японскому обществу

Forbes
Набирающие силу: женщины, за которыми мы будем следить в 2023 году Набирающие силу: женщины, за которыми мы будем следить в 2023 году

Список женщин, за которыми мы будем наблюдать

Forbes
Чагырские неандертальцы побили мировой рекорд Чагырские неандертальцы побили мировой рекорд

Односемейный памятник доисторической культуры

Наука
В гостях у сказки В гостях у сказки

Какие Деды Морозы живут в России

Лиза
«Кто-то должен быть здесь»: Женя Беркович о цензуре в театре и решении остаться «Кто-то должен быть здесь»: Женя Беркович о цензуре в театре и решении остаться

Театральная режиссерка Женя Беркович — о работе в театре и удочерении

Forbes
Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь Что происходит с телом, когда ты читаешь плохие новости, и как ему помочь

Информационное цунами уносит нас в открытый океан негатива

Лиза
Валерий Фокин: Валерий Фокин:

Валерий Фокин делится воспоминаниями о начале своей карьеры

Караван историй
Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык Cлова 2022 года: 11 главных понятий, которыми обогатился русский язык

Какими терминами пополнился наш словарь в 2022 году?

Maxim
Все уровни беспилотности Все уровни беспилотности

Из пункта А в пункт Б выехал автомобиль — казалось бы, что может быть проще?

ТехИнсайдер
От Лабковского до Ильяхова: самые продаваемые книги в жанре нон-фикшен в 2022 году От Лабковского до Ильяхова: самые продаваемые книги в жанре нон-фикшен в 2022 году

Список самых продаваемых книг в категории нон-фикшен за 2022 год

Forbes
Российские каннибалы: пензенский маньяк ел сердца людей, читал Хемингуэя и в тюрьме зачал сына от американки Российские каннибалы: пензенский маньяк ел сердца людей, читал Хемингуэя и в тюрьме зачал сына от американки

Александр Бычков увлекался чтением и поеданием людей

ТехИнсайдер
Раки: инструкция по применению Раки: инструкция по применению

Как выбрать, приготовить и съесть настоящих донских раков

Bones
Как сохранить свои ценности и себя во времена хаоса: 5 шагов Как сохранить свои ценности и себя во времена хаоса: 5 шагов

Как оставаться собой, когда теряются ориентиры?

Psychologies
Время Большого Пса. Зимнее небо Время Большого Пса. Зимнее небо

Главная достопримечательность созвездия Большого Пса — это Сириус

Наука и жизнь
Открыть в приложении