Яна Гладких: "В МХТ я именно служила. Никаким другим словом это не назвать"
Яне Гладких всего тридцать один, а за ее плечами уже около тридцати киноролей, десять главных ролей в МХТ имени Чехова и пять режиссерских работ, среди которых есть один полнометражный фильм "Красотка в ударе" и сериал "Amore more". Как ей удается совмещать в себе две профессии — актрисы и режиссера, играть в театре и воспитывать двух маленьких сыновей, артистка рассказала в интервью "Каравану историй".
— Яна, актерская карьера с самого начала складывалась у вас очень удачно: крупные проекты в кино, главные роли в МХТ имени Чехова. Но вы решили сменить профессию и стать режиссером...
— Я по-прежнему остаюсь актрисой, мне нравится сниматься. Так что я бы не рассматривала это как смену профессии. Надеюсь, мне и дальше удастся совмещать профессию актрисы и режиссера. Хотя это очень сложно и постоянно приходится делать выбор — все на свете успеть невозможно. А режиссура меня всегда привлекала. Когда поступила в Школу-студию МХАТ на актерский, уже знала, что, отучившись, сразу буду поступать на режиссерский факультет. Но исполнить свою мечту удалось только через 10 лет.
После Школы-студии меня взяли в труппу МХТ. Мне очень нравилось работать в театре под руководством Олега Павловича Табакова. Это был прекрасный период в моей жизни. У меня было 10 ролей в театре, я поработала с огромным количеством режиссеров: Бутусов, Рыжаков, Шапиро, Богомолов, Сигалова, Пускепалис, Женовач. Эти фамилии составляют мой профессиональный багаж, которым я горжусь. Решение уйти из МХТ было трудным. Ведь мне пришлось не только расстаться с коллегами, со спектаклями, но и лишить себя стабильного заработка и привычного образа жизни, когда из года в год приходишь в театр утром и уходишь вечером. Было страшно, но я знала, что придется чем-то жертвовать. Чувствовала, что сделать такой радикальный шаг необходимо. Мне было важно получить качественное образование, и я посвятила этому все свое время. Играя параллельно в театре по 20 спектаклей в месяц, это было бы, конечно, невозможно. Я поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Ивановичу Хотиненко. У меня были очень крутые мастера — Владимир Алексеевич Фенченко, Павел Константинович Финн. Все они — мастодонты кинематографа, и я хотела взять от них все.
— Не скучаете по театральным подмосткам? Вы все-таки служили в театре 10 лет. Кстати, служили или работали?
— Да, я именно служила. Никаким другим словом, как служение, это не назвать. Я скучаю по людям. Даже не по коллегам, с ними мы так или иначе встречаемся, а именно по людям, которые работали за сценой: гримерам, костюмерам, реквизиторам. Это все чрезвычайно культурные теплые люди, которые мне были как семья. Я очень скучаю по своей гримерке, куда приходила за час до спектакля и сосредотачивалась, настраивалась. Я очень скучаю по зданию театра. Помимо десяти лет, которые там работала, я еще и до этого четыре года училась в Школе-студии. То есть я каждый день в течение многих лет с девяти утра до одиннадцати вечера находилась там. По сути, это был мой второй дом. Ностальгия какое-то время была. Просто жизнь идет дальше, появляются какие-то другие вещи и замещают.
Но со сценой я до сих пор не рассталась. В театре Фоменко играю в «Пяти вечерах». А еще участвую в постановке «Поле» по Чингизу Айтматову в театре «Практика» — с моими однокурсницами и Сашей Урсуляк. Сейчас я не могу позволить себе репертуарный театр, потому что он отнимает слишком много времени. Да и мои интересы на сегодняшний день не лежат в этой плоскости. Я нашла баланс между театром, кино и режиссурой. Пока у меня получается.
— Вашей дебютной режиссерской работой стал дипломный короткометражный фильм «Яна — это Аня наоборот», который получил приз кинофестиваля «Движение». После этого вы еще сняли полнометражный фильм «Красотка в ударе» и короткометражку «Сексоголики». А недавно вышел сериал «Amore more»... Не было страха перед большим проектом?
— Нет, мне было очень интересно, я чувствовала в себе силы. Когда прочитала пилот сценария «Amore...», невероятно увлеклась этим сюжетом. В его центре — две пары (одну играют Александра Урсуляк и Юрий Чурсин, вторую — я и Андрей Бурковский), переживающие трудный период в отношениях. Мне показалось это чрезвычайно любопытным, дальше я уже принимала плотное участие в разработке. Для меня это первый сериал, новый этап, новый уровень, я очень вкладывалась в него.
Фильм о том, что происходит с институтом семьи в наши дни. В 2020 году распалось 73 процента браков, 70 лет назад было всего 4 процента. Динамика налицо. Многие молодые люди считают, что классический брак изживает себя, и ищут новые формы союза. Наш сериал о полиаморных отношениях. Мне было действительно любопытно разобраться, как же это бывает. Утопия ли это — попытка выстроить союз между более чем двумя людьми. Полиамория — это же не только свидания и секс, это еще и общие переживания, трудности, общий быт — в общем, это все очень сложно. Мне кажется, что если все в этой концепции довольны, никто не страдает, то почему нет. В конце концов, мы все стремимся быть счастливыми и сделать счастливыми любимых людей.
— В этом проекте вы еще и сыграли главную роль...
— Это было сложно. Моя героиня задействована чуть ли не в каждой сцене, и надо было одновременно находиться как перед камерой, так и за ней. Невероятно трудно смотреть на себя одновременно со стороны и изнутри, делать роль, править саму себя. Благо у меня уже был опыт, я снималась в своей короткометражке «Сексоголики». Кстати, после нее я зареклась снимать саму себя. Но тут вынудили обстоятельства, Это было продюсерское решение, чтобы я снималась в роли Алисы. Сейчас не жалею об этом и рада, что рискнула.
Недавно был прецедент со вторым моим сериалом «Сексоголики» для платформы IVI. Поскольку в пилотной серии я сыграла главную роль, автор сценария и креативный продюсер Женя Хрипкова сказала, что больше никого в этой роли не представляет. Но я категорически отказалась: только что прошла этот путь с «Amore...» и понимаю, что это очень тяжело, да и совершенно незачем. Поражаюсь актерам-режиссерам, которые на постоянной основе практикуют обе должности на одном проекте. Это нереально сложно. Мне нравится разделять эти вещи. И полностью погружаться либо в одно, либо в другое. Еще одного такого опыта по собственной воле я бы не хотела. Кроме того, есть очень много режиссеров, с которыми я бы хотела поработать, помимо режиссера Гладких.
На данный момент существует только один проект, в котором я готова и сниматься, и снимать, — это второй сезон «Amore more». Но пойду на это при определенных условиях: если у меня будет хорошая организация работы и больше времени. И если это случится, то, пожалуй, снимусь. Я очень прикипела к этой истории.
— В одном интервью вы сказали, что утверждаете актеров без проб...
— В продюсерском кино это невозможно, ты всегда делаешь пробы. Но в случае «Amore...» было стопроцентное попадание: те артисты, которых я хотела и пробовала, тут же были утверждены. Я могу приглашать актеров без проб только в том случае, если надо мной нет продюсеров. Как это и было в моих коротких метрах — «Яна — это Аня наоборот» и «Сексоголики». И никогда не жалела о выборе! Вообще, когда я зову артистов, то руководствуюсь только одним принципом: это должны быть те актеры, которых я обожаю, практически боготворю. Случайных людей у меня на площадке не бывает. Чаще всего я еще до проб знаю, что человек мне подойдет. И когда пишу сценарий, изначально держу в уме этих людей.
— Легко соглашаются? Все-таки вы молодой, начинающий режиссер. Могут быть сомнения...
— Да, согласились мгновенно, никто не сомневался. Было абсолютное доверие ко мне как к режиссеру. Я уж и не знаю, чем заслужила его... Но по-человечески и профессионально наша совместная работа была абсолютным праздником. Я вообще могу работать лишь в ощущении всеобщей любви.