Уходил от первой жены в никуда. Жить было негде...

Караван историйЗнаменитости

Александр Самойленко: "Стараюсь расставаться с женщинами мирно"

Уходил от первой жены в никуда. Жить было негде. Пытался звонить друзьям - безуспешно. Первую ночь провел на Киевском вокзале. Сдал полупустой чемодан в камеру хранения, лег на лавку, как бомж...

Фото: Юлия Ханина/Теленеделя

Вы родились в Ташкенте, как ваша семья пережила страшное землетрясение, случившееся в 1966-м?

— Мне тогда было два года, и я не мог запомнить это событие. Знаю лишь по рассказам родных. Весь город лежал в руинах, в том числе и наш двор. Мы жили там, где сейчас в Ташкенте Красная площадь, то есть в эпицентре землетрясения. У дома обвалилась стена, когда мама вытаскивала меня из-под обломков, кирпич упал ей на спину. Но, слава богу, все остались целы!

Сразу после трагедии обитали в палаточном городке, поэтому моими первыми словами были «палятка» и «трясение». Сестру Лену на лето отправили в пионерский лагерь в Подмосковье. Потом нас приютили родственники. Тогда в город съехались люди со всего Союза, отстраивали его заново. За год восстановили!
Наша семья жила в Ташкенте с давних пор. Прадед и прабабушка по отцовской линии служили еще у великого князя Николая Константиновича Романова, он — стременным, она — поварихой. Дед Генрих Генрихович Штарклофф — из поволжских немцев, вместе с бабушкой сражался с врагами революции.

Елена Георгиевна Самойленко была потрясающим человеком: воевала с басмачами, в Великую Отечественную курировала детские дома в Узбекистане, потом руководила крупнейшей кондитерской фабрикой, стала депутатом Верховного совета УзССР. Кроме русского знала еще несколько языков: узбекский, туркменский, киргизский, таджикский. Сыну бабушка дала свою фамилию, потому что с дедушкиной немецкой во время войны жить было небезопасно. Мой папа Валериан Генрихович — доктор геолого-минералогических наук, профессор, преподавал в университете. Мамочка Светлана Александровна — учительница химии и биологии в интернате для детей, переболевших полиомиелитом. Туда съезжались ребятишки со всей Средней Азии.

— Родители не имели отношения к искусству и были решительно против вашего актерства. Как же вы это провернули?

— Лет в десять я впервые вышел на сцену — в пионерском лагере мы ставили сказку — и получил от лицедейства такое огромное удовольствие, что сразу захотел стать артистом. Целыми днями пропадал в студии драматического искусства. Наш любимый педагог Ольга Карловна Фиала, которую знал весь театральный Ташкент, фанатично любила театр, привила эту любовь и мне. Сегодня ее ученики разбросаны по всему свету: они и в Израиле, и в Америке, и в Европе. И конечно в Москве: Игорь Золотовицкий, Виктор Вержбицкий.

Мальчишки, девчонки... Самая несчастная любовь, как положено — в четырнадцать лет, случилась именно в студии. И первый поцелуй, который мне не понравился: не понял, зачем во рту языком ковыряются. Влюбился я в девочку старше себя. А потом узнал, что служил ширмой, которой она прикрывалась, чтобы заставить ревновать другого парня. Ольга Карловна поняла это, вызвала меня на разговор и раскрыла все карты. Тогда я осознал, что влюбленности не так безопасны, как кажется.

С отцом, мамой и сестрой Леной. Фото из архива А. Самойленко

После девятого класса тайком от родителей прошел все туры конкурса в Ташкентский театрально-художественный институт имени Островского. Дальше — экзамены, для допуска к которым требовался аттестат. Мастер предложил перейти в вечернюю школу, совмещать ее неофициально с институтом, а через год обещал сразу взять на второй курс. Дома я получил категорический отказ: мол, вечерняя школа для лузеров! А я неплохо учился — все-таки выходец из преподавательской семьи. Тогда заявил родителям: «Хорошо, доучусь, но через год поеду поступать в Москву». К счастью, все произошло именно так.

Авторитет отца в семье был непререкаем: если бы запретил, я бы не поехал. Родители меня отпустили в надежде, что провалюсь и успею вернуться к экзаменам в технический институт. Мне купили билет на самолет, я соврал, что в Москве есть где жить. На самом деле было негде. Знакомая училась во ВГИКе, она как раз уезжала на каникулы домой, и я остановился у нее в общаге нелегально. Вечером карабкался по канату на третий этаж, рискуя жизнью, а утром спокойненько выходил через вахту. Так прожил все вступительные туры.

Конкурс в театральные вузы в том году был четыреста пятьдесят человек на место. Я одновременно поступал в «Щуку», ГИТИС и Школу-студию МХАТ, где уже учился Игорь Золотовицкий. Взяли в «Щуку», чему был несказанно рад. Первые несколько месяцев не давали общежития, тетя помогла снять заводскую коммуналку. В комнате жили три совершенно незнакомых человека, как в хостеле. Умыться — очередь, в туалет — очередь, в холодильник тоже очередь! Меня там однажды чуть не убило током: кто-то разобрал выключатель — наверное хотел починить, но не смог. Я потянулся, чтобы погасить свет, и меня шарахнуло.

По сравнению с заводской коммуналкой общага «Щуки» показалась раем, тем более что поселили одного. Теперь уже я поднимал девочек к себе на третий этаж на канате. Жаль, прожил там недолго...

Сначала чуть не выгнали в связи с государственным трауром. Когда умер Леонид Ильич Брежнев, для меня, как и для многих, это стало настоящей трагедией, да что там — концом света, казалось, завтра начнется война. Похороны генсека все училище смотрело по телевизору. И когда гроб, пошатнувшись, с грохотом провалился в могилу, все как один выдохнули: «Плохая примета!» Услышав траурные залпы, студенты побежали на Новый Арбат. Там совсем безлюдно, редкие пешеходы остановились, смотрят в сторону Красной площади. Только три иностранца идут болтают, смеются. Все на них оглядываются с немым укором.

На следующий день занятия отменили, сидим с однокурсником в общаге, режемся в карты. Вдруг заглядывает без стука женщина-комендант, осматривает комнату, нас, и оскорбленная до глубины души, восклицает: «Ка-арты? В траур?!» Дверь захлопывается. Мы в ужасе. Что за это будет? Выпрут из института, из комсомола, а может, вообще тюрьма? Бегом вниз, к комендантше:

— Поймите, мы не хотели ничего такого!

Она:

— Нет, нет, нет! Карты в траур? Вы что? Да за это...

В панике берем тачку и едем к нашему мастеру Татьяне Кирилловне Коптевой, старейшему педагогу училища. У нее такая же реакция: «Карты в траур? Да как вы могли!» Пошли к режиссеру, который курировал общежития, он тоже: «Ёпрст, карты в траур! Сидеть в общежитии, ждать меня!» Сутки не ели, не пили — траур же! Наконец нас вызвала Татьяна Кирилловна: «Все уладили, вы репетировали «Игроков» Гоголя!»

Но на третьем курсе из общаги меня все-таки поперли, торжественно объявив: «Самойленко, у вас самая грязная комната!» Ну не любил я убираться! Однако на улице не остался. Лучший друг и однокурсник Максим Суханов предложил: «Хочешь — живи у меня». Точнее у бабушки Максика, прекрасной Верыванны.

Чудесное было время. Ранним утром на метро до «Площади Ногина», далее в такси за рубль — огромные по тем временам деньги! — до училища, целый день удовольствия от процесса творчества, и обратно в том же порядке. Вераванна кормила нас на убой: каждый вечер полбатона хлеба и сковорода жареной картошки. А потом хороший портвейн и до двух-трех ночи шахматы, которые Макс очень любил. Итог: за полгода я поправился на десять килограммов!

— Наверняка у вас с Сухановым тогда было много приключений?

— Не считая связанных с девушками, мы всячески пытались заработать. Хотя я не бедствовал: папа регулярно высылал деньги плюс стипендия. Но хватало только на первую половину месяца, поэтому подрабатывали где только могли. Однажды попробовали с Максом стать контролерами на транспорте. Штрафные квитанции нужно было выкупить у автобусного парка, после чего выдавали ксиву — и можно брать по рублю с каждого безбилетника. Ух, думали, ща как заработаем! Но в первый же день не повезло: безбилетники уперлись, пришлось вызвать милицию, а нарушители напали на стражей порядка с ножом. И вот всех доставили в отделение. Там сотрудник объявляет:

— Сейчас будете давать свидетельские показания.

Мы киваем:

— Да-да, конечно. Только сначала покурим.

Остались на крыльце отделения, и стоило двери закрыться — нас с Максом как ветром сдуло. Ничего не заработали, только в минус ушли.

Потом Максик с однокурсником Игорем Минаевым (он впоследствии принял постриг, сейчас настоятель храма в Питере) придумали себе бизнес: разводили на продажу рыбок. Называли друг друга Гуппи.

— А кто еще с вами учился? Курс был дружным?

— Из известных — Алена Яковлева, Коля Стоцкий (он сыграл главные роли в фильмах «Валентин и Валентина», «Левша»), Даша Михайлова, Таня Яковенко. Наш мастер очень всех любила, заботилась, но мы тогда этого не осознавали, считали, что нас не понимают, заставляют делать не те отрывки, которые сами бы хотели. Заявляли, что не желаем быть серой массой, мы все индивидуальности. На четвертом курсе даже собрание устроили — требовали, чтобы ректор дал вместо Коптевой другого мастера. Такое проявление идиотского юношеского максимализма. Никто нас не послушал, и слава богу! А Татьяна Кирилловна, мудрая женщина, потом за все простила.

Но студенческая жизнь, конечно, вспоминается не только глупыми выходками, но и веселыми розыгрышами. Играли учебный спектакль по «Прощанию в июне» Вампилова, сцена на троих — я, Игорь Минаев и Суханов. А мы с Максом знали, что Минай раскалывается «на раз», и вот в момент драматического монолога Игоря я как бы невзначай кладу себе на грудь ладонь, на которой красным фломастером написано: «Пошел...» Следом Макс делает тот же жест

— Игорь читает на его руке: «...в жопу», не выдерживает и падает под стол от смеха. Занавес.

Перед следующим спектаклем просит: «Ребята, не делайте так больше!» Мы пообещали, писать на руках ничего не стали, но во время его монолога повторили тот же жест. Игорь снова в ауте! Все занятые в спектакле тоже хохотали за кулисами.

После второго курса отправились на гастроли от Росконцерта с программой «Нам 20 лет» — такая существовала ежегодная традиция у второкурсников. Пятьдесят выступлений за месяц провели. Максика выбрали бригадиром, он же был старостой курса. Концерт состоял из студенческих этюдов, наблюдений, танцев, отрывков из пьес. Зарабатывали по четыре с половиной рубля за концерт, ночевали в спортзалах, ели тушенку, пили водку, играли на гитарах.

Нашу бригаду возил пазик с водителем-заикой дядей Сашей. Проехали вдоль и поперек замечательную Еврейскую автономную область. С трудом нашли одного еврея. С Израилем у СССР были плохие отношения, и когда случился очередной конфликт с Палестиной, наша страна обвинила Тель-Авив. Мы случайно увидели по телевизору, как партийный деятель из Биробиджана делал заявление, обращаясь к народу Израиля: «Ми, советские евреи, говорим вам, евреям, которые находятся там... Шо же вы делаете, чиорт побьери?» Его речь так понравилась, что разложили ее как пионерскую речевку — на слова — и произносили, все время убыстряя темп. В финале взрывались мелодией «Семь сорок», почему-то приходя в страшное веселье. Это стало своеобразным гимном всей биробиджанской поездки.

В дороге частенько выпивали и как-то попросили дядю Сашу притормозить на обочине — девчонки захотели в туалет. Водитель: «Я в-вам н-не с-советую. М-м-много к-комаров». Но куда деваться? У мальчиков-то все по-быстрому, у барышень сложнее. А на улице выставляешь руку — моментально вся черная от комаров становится. Через минуту — дикие крики!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Скелеты в шкафах» союзников «Скелеты в шкафах» союзников

Негласный запрет на темы, которые могли «всплыть» в ходе суда над нацистами

Дилетант
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность

Ни одной звезде не приходило в голову столь откровенно делиться своими секретами

Караван историй
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила Визит в страну чучхе: зачем ехать и как не нарушить правила

КНДР: невероятно замкнутая и одновременно чарующая страна

ФедералПресс
Хорошие манеры Хорошие манеры

Никаких сушилок и стиралок, только водные процедуры — решила дизайнер

Идеи Вашего Дома
«Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты» «Я жесткая визуалка и обожаю сочетание интересной личности и красоты»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Слава Никифоров Слава Никифоров

Слава Никифоров: стендап-комик, автор и актер «Кимура шоу», спортсмен и боец

Правила жизни
«Нужно быть жесткой» «Нужно быть жесткой»

Режиссер Стася Толстая о съемках «Семейного счастья» и о счастье съемок

Weekend
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Начало Руси Начало Руси

Подъезжая к Пскову, можно увидеть стелу в виде огромного парашюта

Отдых в России
Ярослава Тринадцатко Ярослава Тринадцатко

Ярослава Тринадцатко: впервые попробовала себя в стендапе в 2014 году

Правила жизни
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
День, когда родился новый мир День, когда родился новый мир

2 сентября – день, когда победа не завершила войну, а изменила ее форму

Знание – сила
Полугар Полугар

Проснулся без будильника. Было еще рано, остался лежать. Идти все равно некуда

Правила жизни
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире

Встречайте: 10 коротких, но жутко интересных и важных книг

ТехИнсайдер
Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом Почему не стоит доверять умным весам, когда вы занимаетесь фитнесом

Насколько сильно ошибаются «умные весы» в своих измерениях?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении