История любви поэта и актрисы

Караван историйИстория

Александр Блок и Наталия Волохова. Снежный роман

Он пытался говорить о своих чувствах, но Волохова останавливала: "Любовь Дмитриевна была у меня на днях". — "Люба? И что она хотела?" — изумился Блок. "Вас дарила. Да только я не приняла. Простите!"

Нина Белова

0:00 /
2323.889
Фото: Е. Пальм/Интерпресс/photoxpress.ru

Был на исходе 1906 год. Декабрьская вьюга заносила сугробами подъезды домов, трепала расклеенные по городу афиши, извещавшие, что тридцатого декабря в Театре Комиссаржевской на Офицерской, 39 состоится премьера первой лирической драмы господина А. А. Блока «Балаганчик».

Еще в начале осени молодой, но уже знаменитый поэт принес в только что открывшийся театр Веры Федоровны Комиссаржевской свою «маленькую феерию». Он искал «выход из лирической уединенности», а обращение к драматургии приоткрыло волшебный мир кулис. Завязались интересные театральные знакомства и дружба с начинающим режиссером Всеволодом Мейерхольдом, вложившим в спектакль огромное количество новаций и выдумок.

Когда поэт принес в Театр Комиссаржевской свою лирическую драму «Балаганчик», у него завязалась дружба с начинающим режиссером Всеволодом Мейерхольдом. Фото: В. Великжанин/ТАСС/фото репродукции картины Е. Дунаевского «Современники»

Актеры приняли Блока с распростертыми объятиями. Восхищало полное соответствие внешнего облика и стихов, нравилась милая, застенчивая манера держаться. «Несмотря на молодость, Александр Александрович всем импонировал, все дорожили его словами, его мнением», — вспоминала актриса Валентина Веригина.

В театре на Офицерской происходило характерное для Серебряного века сближение всех видов искусства, переплетались творческие судьбы художников, музыкантов, актеров, писателей. По субботам устраивали вечера, на которые приглашались поэты-символисты Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, сотрудники редакции «Золотого руна» и «Аполлона», модные художники Лев Бакст, Сергей Судейкин, Николай Сапунов.

На первой же «субботе» Блок увидел Ее. Двадцативосьмилетняя актриса труппы Комиссаржевской Наталия Волохова была невероятно эффектна. Современники отмечали поразительную улыбку, бледное лицо, высокий тонкий стан, строгие, глухие темные платья. Поэта поразила не только необычная внешность, но и живой ум, удивительное обаяние, а также некая таинственность облика.

Наталия Волохова. Фото: Шерер и Набгольц (Москва). Портрет Н.Н. Анциферовой (Волоховой). 1903—1905 гг. Картон, фотобумага, серебряный отпечаток/ГЦТМ им. А.А. Бахрушина/КП 316151/81 ФДД 56061

Яркой южной красотой Волохова была обязана Таврической губернии, где родилась. Рано оставшись без родителей, она воспитывалась в семье тетки в Москве. Там же получила образование. «Ее сверкающую улыбку и широко открытые черные глаза видели фойе и кулисы Художественного театра, где она училась, — пишет Веригина. — Ее красота, индивидуальность там уже были оценены по достоинству». Окончив драматические курсы при Художественном театре, Наталия успешно играла в Тифлисском театре и в антрепризах. «Мастерство и обаяние Волоховой не остались незамеченными липецкими театралами, — восторженно писала газета «Липецкий сезонный листок» от тринадцатого июня 1904 года. — Волохова проявляет столько выразительности, такой захватывающий своеобразный драматизм, которые способны глубоко проникнуть в душу зрителей». В 1906 году по приглашению Комиссаржевской актриса поступила в ее театр. Кстати, настоящая фамилия Наталии была Анцыферова, Волохова — сценический псевдоним.

Блок страстно увлекся: «Вот явилась. Заслонила всех нарядных, всех подруг...» Тесному общению актрисы и поэта способствовали и репетиции спектакля «Балаганчик», в котором Наталия играла роль Влюбленной. Блок сидел в зале и не сводил с нее глаз: «Я был смущенный и веселый. / Меня дразнил твой темный шелк». Каждый вечер он пропадал в гримерной, которую актриса делила с Валентиной Веригиной и Екатериной Мунт. Наталия Николаевна какое-то время не догадывалась, ради кого эти частые посещения, но однажды узнала правду. «Я только что увидел это в ваших глазах, только сейчас осознал, что это именно они и ничто другое заставляют меня приходить в театр», — признался поэт.

Тридцатого декабря давали первое представление «Балаганчика» — пьесы «далекой от надоевшей действительности». После закрытия занавеса несколько секунд стояла мертвая тишина — растерянная публика в зале пребывала в оцепенении. И вдруг началось — гром аплодисментов сливался с топотом, свистом и криками «Безобразие!». Солидные люди спорили, бранились, готовые чуть ли не вцепиться друг в друга. Мейерхольд, только что в роли Пьеро кричавший ошеломленным зрителям: «Помогите! Истекаю я клюквенным соком!», заметил, как в проходе партера некая почтенная старушка с седыми буклями яростно свистела в ключ. Эта пламенная театралка так понравилась Всеволоду Эмильевичу, что он послал ей приветствие цветком, который держал в руке.

Наутро о постановке заговорил весь Петербург. А тем же днем на квартире актрисы Веры Ивановой отпраздновали премьеру в дружеском кругу, устроив «Вечер бумажных дам». Неистощимый на выдумки режиссер Борис Пронин придумал устроить бал, барышни должны были явиться на него в маскарадных костюмах из гофрированной бумаги поверх вечерних платьев, а кавалеры — в черных полумасках. Разослали приглашения: «Бумажные дамы на аэростате выдумки прилетели с луны. Не угодно ли Вам посетить их?» Веселились до утра. «Танцевали, кружились, садились на пол, пили красневшее в длинных стаканах вино, — вспоминала Веригина, — Блок казался нереальным, от загоревшегося чувства поэт стал трепетным и серьезным».

В тот вечер влюбленность Александра Александровича открылась всем, включая жену. Из гостей поэт уехал с Волоховой, Любовь Дмитриевна — с приятелем мужа литератором Георгием Чулковым, давно к ней неравнодушным.

На Новый год Волохова получила от поэта длинную коробку с великолепными красными розами, в которые был вложен листочек со стихами:

Я в дольний мир вошла, как в ложу.
Театр взволнованный погас.
И я одна лишь мрак тревожу
Живым огнем крылатых глаз...

Третьего января в седьмом часу вечера в квартире близкого друга поэта Евгения Иванова на Николаевской улице раздался звонок. Горничная побежала отворять. Так и есть — Блок. Простуженный Иванов, рыжий от бороды до зрачков, за что получил прозвище Рыжий Женя, поднялся и накинув клетчатый плед, выглянул в переднюю. Александр Александрович уже снял пальто и стоя перед зеркалом, стряхивал с кудрявых волос снег. Его посвежевшее с мороза лицо странно светилось.

— У меня в комнате жарко, Саша, а ты этого не любишь, — предупредил Иванов.

— За эти дни так мерз, что рад согреться.

— Мерз? Почему ты мерз?

— Бродил по зимнему Петербургу. Я влюблен, Женя!

— Влюблен? В кого?

— Я тебе стихи прочту, и все поймешь. — Он продекламировал два стихотворения, посвященных Наталии Николаевне. — Как тебе? В эти дни я много писал. Совсем потерял голову: так хочется воли, ветра, событий, перемены судьбы. Эта Волохова — дивная.

«Господи! Что будет? — испуганно подумал Рыжий Женя. — Как же Люба?» А Блок продолжал читать другу стихи и радоваться новому для него эмоциональному состоянию:

— Я влюблен, Женя! Ты вот болен, а я — во вьюге.

Именно как снежную стихию воспринимает поэт пришедшее чувство. Поначалу ему даже не хотелось никаких реалий — ни интрижки, ни обычной женской любви. Вихрь страсти, стихов, музыки захлестнул его, чтобы вылиться затем в туманные, завораживающие строки. За две недели января 1907 года он напишет тридцать стихотворений и вскоре преподнесет Волоховой маленькую изящную книжку. «Снежная маска» открывалась словами: «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города».

В этом романе их было трое: он, она и заснеженный Петербург. Зима 1906—1907 годов выдалась на удивление мягкой. С неба непрерывно сыпались пушистые хлопья, белой пеленой накрывая удивительный, призрачный город с его круто выгнутыми мостами, застывшими каналами и гранитными парапетами. Часто после спектакля они вдвоем гуляли по пустынным улицам. Блок знакомил Волохову со «своим» Петербургом. «Минуя пустынное Марсово поле, мы поднимались на Троицкий мост и, восхищенные, вглядывались в бесконечную цепь фонарей, — вспоминала актриса, — бродили по окраинам, по набережным, вдоль каналов, пересекали мосты. Александр Александрович показывал мне все места, связанные с его пьесой «Незнакомка»: мост, на котором стоял Звездочет, место, где появилась Незнакомка, и аллею из фонарей, в которой она скрывалась. <...> У меня было такое чувство, точно я получаю в дар из рук поэта этот необыкновенный, сказочный город, сотканный из тончайших голубых и ярких золотых звезд».

Иногда брали маленьких финских лошадок, запряженных в крошечные санки, и уносились на острова или в пригороды:

И снежные брызги влача за собой,
Мы летим в миллионы бездн...
Ты смотришь все той же пленной душой
В купол все тот же — звездный...
И смотришь в печали,
И снег синей...
Темные дали,
И блистательный бег саней...

Влюбленный, он ожидал от Волоховой отзыва, но «зимняя» любовь и впрямь оказалась холодной, безответной... Актриса очень ценила поэта, но чувств к нему не испытывала. По свидетельству подруги, она была неравнодушна к совсем другому мужчине, с которым не так давно рассталась и которого пыталась забыть. Пыталась, но так и не смогла...

Ситуация осложнялась тем, что Волохова и Веригина быстро подружились с женой Блока — Любовью Дмитриевной, часто бывали у них на Лахтинской, засиживались порой до двух-трех часов ночи. «Путь к Блокам через Неву на Петербургскую сторону радовал, — вспоминала Веригина. — Погружаясь в снежную мглу, мы уже вступали в царство Блока. На Лахтинскую приходили всегда в приподнятом настроении. На звонок обычно открывал дверь сам Александр Александрович. Неизменно в темно-синей блузе с белым отложным воротничком. При виде Волоховой он опускал на мгновение глаза...»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто мы такие, чего мы хотим. Как сформировать психологический портрет подростка Кто мы такие, чего мы хотим. Как сформировать психологический портрет подростка

Что могут сделать родители для успешной адаптации ребенка во взрослой жизни

СНОБ
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов Как правильно есть устрицы: короткая инструкция для начинающих гурманов

Как подступиться к устрицам тем, кто давно хочет их попробовать

Правила жизни
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Казань набила казну Казань набила казну

Почему вузы Татарстана популярны у иностранных студентов?

Ведомости
8 полезных свойств орехом макадамия, о которых вы не знали 8 полезных свойств орехом макадамия, о которых вы не знали

Макадамия: чем полезны для организма эти орехи?

ТехИнсайдер
Не вместо, а вместе Не вместо, а вместе

Как гаджеты трансформировали некоторые профессии и что ждет их в ближайшие годы

Правила жизни
Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах Вертикальный нетворкинг. Новые правила общения в лифтах

Почему современный лифт — это больше чем транспорт

Inc.
Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват

Действительно ли от нейросетей исходят серьезные угрозы?

Forbes
«Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе «Броненосец «Потемкин» и «Страна глухих»: как женщины меняют сюжеты в кинематографе

Сценаристки, без которых невозможно представить советское и российского кино

Forbes
У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды

С давних времен остров Сингапур выступал важным перевалочным пунктом для моряков

N+1
Работа с мотивацией Работа с мотивацией

Может ли ПДМ стать эффективным механизмом повышения капитализации госкомпаний?

Ведомости
Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом

Как ученые раскрыли одну из главных орнитологических загадок спустя 35 лет

N+1
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист Юрий Никулин. Немножко больше, чем артист

Клоун — человек, который живет тем, что делает в манеже

Коллекция. Караван историй
Колорирование волос: трендовые техники, идеи для разных типов Колорирование волос: трендовые техники, идеи для разных типов

Колорирование волос: какие техники существуют и как ухаживать за окрашиванием?

РБК
Открыть в приложении