Отец признался, что Лиля была живой, непосредственной, «совсем своей»

Караван историйЗнаменитости

Александр Алешников. Взрослые дети

Записала Ирина Кравченко

Фото: Fotodom/Кадр из фильма «Город зажигает огни»; из архива А. Алешникова

Самую, пожалуй, известную свою роль моя мама, Лилиана Алешникова, сыграла в картине "Взрослые дети" - молодой жены, по сути еще девчонки. А отец, Яков Сегель, двенадцатилетним запомнился в "Детях капитана Гранта". "А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер"* - звонко выводил его Роберт. Родители такими и были: романтичными, влюбленными в жизнь, смелыми, порой безбашенными.

*Автор слов В. Лебедев-Кумач

Мама легко, для удовольствия занималась спортом, играла на любых музыкальных инструментах и умела управлять всеми транспортными средствами, кроме космической ракеты и подводной лодки. Могла на Новый год, когда гулянье в компании приятелей-кинематографистов набирало обороты, а выпивка заканчивалась, вместе с подружкой актрисой Валей Малявиной на мотоцикле помчаться в магазин. Хулиганки!

У нас и бабушка гоняла до старости. Дочь с зятем, переживая за ее здоровье, даже разыграли кражу мотоцикла, сочинив, что воры ночью вскрыли гараж. Бабушка бросилась на «место преступления», туда подошел оперативник, согласившийся подыграть родителям, и заверил, что пропажу постараются найти. А до тех пор она везде ездила на мотоцикле — в булочную, в гости, в театр. Несколько раз милиционеры останавливали ее, принимая за девчонку: стройная фигура, модный комбинезон, кстати, самосшитый — она снимала шлем и патрульные столбенели, видя улыбающуюся немолодую даму.

Элеонора Александровна отличалась мушкетерским нравом, как-никак француженка. Ее семья до революции приехала в Баку, где отец налаживал работу лимонадного завода. Мой прадед увлекался авиацией и в Гражданскую помогал белым: летал на своем аэроплане на разведку. Его в воздухе и убили. В качестве компенсации за потерю кормильца власти выдали Виктории Францевне большие деньги — сто рублей, и городовой провожал до дому заплаканную вдову двадцати шести лет с четырьмя детьми.

Та собиралась увезти их в Америку: еще при жизни супруга богатые родственники прислали «пермиты», то есть разрешения на въезд, и билеты на пароход. Но выяснилось, что все это прадед за три дня до гибели проиграл в карты, и осиротевшее семейство осталось в Баку, куда вскоре нагрянули большевики. Из фамилии де Бендак прабабушка ради спасения себя и отпрысков убрала предлог, но оставались сложности: она плохо говорила по-русски и не имела никакой профессии. Единственное, что могла, — плести макраме и печатать на машинке, тем и стала зарабатывать.

Дочерей Виктория Францевна устроила в один из еще остававшихся девичьих пансионов. Три сестры занимались там вокалом, а Элеонора — балетом, потому что после ангины ей было запрещено не только петь, но и громко говорить. Дрыгоножка оказалась талантливой и в двадцать уже выступала в Москве, в Большом театре, правда в кордебалете.

Сцену оставила, когда забеременела от актера Петра Березова. Пришла к нему, мол, надо оформлять отношения, у нас будет ребенок, на что Березов ответил: «Это у тебя будет ребенок». Дамой бабушка была любвеобильной, мужикам нравилась невозможно, и один из поклонников, Лазарь Алешников, тут же позвал ее замуж. После рождения дочери Элеонора Александровна больше ни разу не танцевала в спектаклях, объясняя тем, что «из-за Лилечки не могла себе этого позволить». Позже устроилась преподавать в балетном училище при Большом, и одной из ее учениц стала юная Майя Плисецкая.

Лазарь Ефимович воспринимал мою маму как дочь, с родным отцом она почти не общалась. Березова я видел в детстве всего раз, он смешно появился в нашем доме. Звонок в дверь, открываю — пожилой крепкий человек. Спрашивает:

— Ты кто?

— Саша.

— Мать где?

— На кухне.

Незнакомец отодвинул меня и направился в глубь квартиры. Я испугался: отец в командировке, мы с мамой вдвоем, вдруг это грабитель?

Спешу за ним и слышу голос матери:

— Ты чего?

— Да я тут... водочки принес, выпьем?

Оказалось, ее папа, решил с дочерью посидеть. Посидели. Мать:

— Ну, иди.

И он ушел. Только спустя много лет, уже взрослым, я вновь услышал о Петре Березове. Мне передали, что мама просила перезвонить. Набираю номер, в трубке мужской голос: «Администрация Донского кладбища». Узнав, кто я, позвали мать, я понял, что она выпила и плачет: «Саша, дедушку твоего похоронили... Забери меня отсюда». Приезжаю, вижу зареванную маму и двух девчонок: ноги от ушей, каблучищи, платья в облипку. Девки тоже льют слезы: «Это подруги твоего дедушки». А тому было уже за семьдесят. Такие вот у нас люди в семье — моложавые, неугомонные.

Фото: Мерцедин/РИА Новости

Мать росла шпаной: мастерила рогатки, стреляя потом в своей женской школе, или, привязав катушки к тапочкам, дефилировала по классу «на каблуках», а то могла нарисовать хулиганскую картинку и спеть матерную частушку. Училась на тройки-четверки. Бабушку вызывали в школу, и мама напрягалась, но не потому что боялась разноса.

Представьте себе послевоенные годы, ту бедность, серость, а Лазарь Ефимович, главный инженер завода, прилично обеспечивал семью, и бабушка носила шубку, туфли на шпильках, американские чулки со стрелками. Красавица с балетной походкой, громко смеявшаяся, бурно жестикулировавшая, всегда накрашенная и одетая как в заграничных фильмах! Когда мать Лили появлялась в школьных стенах, девочке от смущения хотелось куда-нибудь спрятаться.

Чувство это не покинуло ее и в театральном училище. Их квартира в центре была хоть и однокомнатной, но сто пятьдесят квадратных метров, этакая современная студия, поэтому туда часто заваливались мамины однокурсники. Кстати, сначала мать пошла во ВГИК, но Тамара Федоровна Макарова, уж не знаю почему, резюмировала: «Деточка, ты никогда не будешь сниматься в кино».

Отправилась в Щукинское, и ее приняли. Училась с Василием Лановым и Василием Ливановым, дружила с ними и с Георгием Юматовым. Собирая в доме компанию, Лиля заранее просила мать уйти — та принималась что-нибудь артистично рассказывать гостям, брала гитару и пела, короче, вела себя довольно темпераментно, и дочь ее стеснялась.

Бабушку я, поскольку родители в годы моего детства постоянно снимались, узнал раньше, чем их. Она учила меня французскому и верховой езде, попросив на даче деревенского конюха:

— Иван Фомич, покажите Саше, как надо гарцевать красиво.

— Лор, да я сам не умею.

— Ну посадите его в седло, остальное подскажу.

Задумав на юге обучить меня плаванию, пошла к спасателю, дала ему три рубля, мужик вывез меня в открытое море и выкинул из лодки. Пришлось барахтаться, но плыть. А вот на мотоцикл бабка меня не сажала ни разу, даже не знаю почему, и — ханжа! — от выпивки отговаривала: «Не пригуби!»

На свою мать, капризную, яркую, шумную, ревнивую, Лиля совсем не походила. Макияжем пользовалась сдержанно — чуть-чуть тронет ресницы тушью, губы помадой, и все. Одевалась неброско, скорее элегантно. Флиртовать тоже не любила в отличие от бабушки, которую я, уже взрослым, однажды в шутку назвал бранным словом из пяти букв, а она, хитро прищурившись, подтвердила: «Да!» Молоденькая Лиля в отношениях с противоположным полом недотрогой была и скромницей.

И вот в 1956-м, в двадцать один год, ее, уже прославившуюся работой в фильме «Они были первыми», утвердили на роль два режиссера. Это были Яков Сегель и его друг еще со ВГИКа, где он учился у Сергея Герасимова, Лев Кулиджанов. Мама поехала на целину сниматься в их картине «Это начиналось так...».

Папа принялся отчаянно за ней ухаживать. Он был красивым, обаятельным, талантливым, высоченным мужиком, еще и фронтовиком. К тому времени уже не единожды женатым. Первый раз — во время учебы в студии при Театре имени Моссовета на звезде женской половины труппы Нелли Молчадской. Они то сходились, то расходились, в итоге расстались, говорят, из-за того, что оба отличались крайне неуступчивым характером. Нелли, по словам знавших ее, страдала.

В двенадцать лет Яков Сегель сыграл Роберта Гранта в экранизации романа Жюля Верна. Его мама, моя бабушка, работала вторым режиссером на «Мосфильме», часто брала туда сына, вот его и присмотрели. С Ольгой Базановой. Фото: Мосфильм-инфо/Кадр из фильма «Дети капитана Гранта»

Потом у папы случился брак с дочерью его армейского начальника, причем продлился всего дней десять. Молодожен переехал в генеральскую квартиру, но после первой ночи в роскошных интерьерах стал свидетелем такой сцены: супруга бросила грязную ложку и капризно велела прислуге, чтобы помыла. Отец ударил кулаком по столу и крикнул жене: «Встать!» Обалдевший генерал приказал зятю немедленно убираться из дому, что папа с удовольствием и сделал. Создать семью он пытался и с актрисой Натальей Архангельской, но тоже не сложилось: они недолго прожили вместе.

Лилей отец увлекся не на шутку, та же называла его на «вы» — все-таки режиссер, к тому же она была моложе на двенадцать лет. Тогда папа надумал поразить девичье воображение каким-нибудь удалым поступком и совершил в итоге пацанью глупость. Возле съемочного лагеря стояла на приколе его «победа», которую доставили с помощью волокуши, прицепленной к трактору, и вручную сгрузили. Вокруг — сплошной чернозем, по которому и трактор-то не всегда пройдет, но неожиданно ударили морозы, земля подмерзла, и отец пригласил маму покататься.

В 1956 году маму утвердили на роль режиссеры-соавторы Яков Сегель (справа) и Лев Кулиджанов. Она поехала на целину сниматься в их картине «Это начиналось так...» Фото: из архива А. Алешникова

Она решила уступить этому пижону в белой рубашке и с «победой» в глухой степи. Катались так увлеченно, что опустилась ночь и бензин закончился в нескольких километрах от палаточного киногородка. Папа собрался идти туда за грузовиком. Вдруг они увидели в свете луны тени. Волки! Мама упрашивала подождать в машине до утра.

Отец признавался мне потом, что очень хотел провести ночь с возлюбленной, но понимал, что может получить отказ и потерять эту девчонку раз и навсегда. Тогда в нем проснулся смельчак и авантюрист. Сказав, чтобы ждала внутри, где было еще не слишком холодно, папа намотал на руку куртку, взял привезенный с войны штык и вышел наружу. Потом смеялся: «По дороге я с волками даже разговаривал». Вернулся на тракторе и дотащил машину с любимой до лагеря.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Раздули проблему Раздули проблему

Чрезмерное потребление филлеров вредит здоровью

Tatler
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку Банк России намерен регулировать покупку квартир в рассрочку

Рассрочка для квартир – полезный инструмент продаж, хотя и несет в себе риски

Ведомости
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Таблетки на ветер? Таблетки на ветер?

Как правильно выбрасывать лекарства из аптечки?

Лиза
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Вместо фастфуда Вместо фастфуда

ЗОЖ-аналоги бургеров, шаурмы и не только

Лиза
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Скелетные мышцы самолета – система управления Скелетные мышцы самолета – система управления

Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техника
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
ФГИС вам в помощь ФГИС вам в помощь

Как работают внедренные в агроотрасль информсистемы

Агроинвестор
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Архив богини Фауны Архив богини Фауны

Зоологический музей Московского университета – «отражение самой природы»

Знание – сила
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Открыть в приложении