Какой он, искусственный интеллект в играх: лучшие и худшие примеры
Илья Макаров, старший преподаватель факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, занимается искусственным интеллектом в видео-играх. Он рассказал "Популярной механике" о том, какое место занимает игровой искусственный интеллект (ИИ) в разработке и восприятии компьютерных игр.
В играх ИИ — это обычно агент или мультиагентная система, в которой игроки и боты выполняют действия, получают награды и решают задачи. При этом для человека важны эмоциональные награды от игры, поэтому ИИ для ботов (игроков под управлением компьютера), прежде всего, позиционируется с точки зрения правдоподобности и вариативности поведения.
Первые 2D и 3D игры обладали достаточно примитивным ИИ, который в условиях крайне ограниченных ресурсов часто выполнял строго определенные действия, начиная от перемещений и атак, и заканчивая диалоговыми системами и взаимодействиями с игроком. Играя в одну из первых игр — пинг-понг — можно было понять, что компьютер стабильно обыгрывает человека, а также догадаться, что существуют «хитрости», помогающие победить машину. ИИ в играх — это всегда борьба за внимание игрока: ему должно быть не слишком сложно (как в некоторых непроходимых играх), но при этом нескучно.
Стоит также разделять микроуровень, на котором действия совершает отдельный «бот», и макроуровень, где мы взаимодействуем со всей системой целиком. Сейчас многие консольные игры обладают высоким уровнем развития ИИ, но, тем не менее, выглядят как клоны друг друга. Задачи в них процедурно генерируются: иди туда, убей 20 врагов, купи новое оружие, повтори. В этом плане ИИ также влияет на иммерсивность и правдоподобие игрового мира.
Как должен выглядеть идеальный игровой ИИ? Кажется, что никак: не стоит забывать про эффект «зловещей долины». Однако существует тренд на повышение качества игрового мира и взаимодействие с ним игрока. Вместе с интересным сюжетом и качественными ботами, противниками или союзниками, все это составляет рецепт успешной однопользовательской игры. В многопользовательских играх ИИ важен, прежде всего, в качестве правдоподобных ботов-противников, с которыми будет также интересно играть, как с реальными игроками, - то есть хорошо, но не идеально. Также их логика должна моделировать человеческие эмоции, такие как, например, желание отомстить за