Как простолюдинка 20 лет правила Францией: удивительная история маркизы де Помпадур
В XVIII веке редким женщинам удавалось избежать “повинности”, сводившейся к немецким “трем К”: Kuche (кухня), Kinder (дети), Kirche (церковь). Лишь дочери коронованных особ могли рассчитывать на это. Тем удивительнее феномен маркизы де Помпадур, которая двадцать лет была некоронованной королевой Франции, не имея даже дворянского происхождения!
Маленькая королева
Есть вероятность, что толика дворянской крови у Жанны Антуанетты Пуассон, родившейся в 1721 году, все-таки имелась. Ее отцом официально числился бывший лакей, выбившийся в интенданты. Он проворовался и бежал из страны, бросив жену и дочь. Обе выжили только благодаря финансовой помощи со стороны некоего господина Ле Нормана де Турнэма. Поговаривали, что он-то и был настоящим отцом девочки. Но и в этом случае дворянское приложение “де” к фамилии, скорее всего, была им просто куплена – во многих источниках данный господин назван простым синдиком – иначе говоря, председателем торговой гильдии. В общем, с родословной у будущей маркизы явно не заладилось. Однако с раннего детства девочка была убеждена, что со временем поселится в королевском дворце! Известная парижская гадалка, увидев девятилетнюю Жанну, тут же напророчила: “Эта малютка станет фавориткой короля!” И с тех пор девочку все называли не иначе как маленькой королевой. Разницу между королевой и фавориткой ей объяснят позже.
Де Турнэм сделал все, чтобы дочка парижских мещан получила образование, достойное дворянки. К 19 годам Жанна Пуассон прекрасно рисовала, музицировала и пела – уроки ей давала примадонна парижской оперы. А кроме того, с помощью известного драматурга Кребийона она открыла в себе настоящий актерский талант.
Жениха ей подыскал тот же господин де Турнэм. Его племянник Шарль д’Этуаль был для простолюдинки и дочери разыскиваемого преступника неплохой партией, однако “маленькая королева” долго тянула с ответом. Предсказала же ей гадалка судьбу фаворитки, которая во Франции того времени вовсе не считалась неприличной или недостойной! И Жанна решила не дожидаться “милостей от природы”.
Диана-охотница
Жанна зачастила в Сенарский лес, где часто охотился король со своим двором. В первый раз встретив ее на лесной тропинке, Людовик XV лишь слегка придержал лошадь. Но этого оказалось достаточно, чтобы королевская фаворитка маркиза де Шатору не на шутку заволновалась. Вскоре матери Жанны было передано настоятельное пожелание Шатору “избавить его величество от назойливого внимания юной особы”. Другая на месте Жанны опустила бы руки, но она и не думала сдаваться. Приняв на всякий случай предложение шевалье д’Этуаля, она не оставила планов завоевания сердца другого мужчины. Спустя три года после свадьбы, подарив мужу дочку, Жанна посчитала на том свой супружеский долг выполненным.
В том же году от воспаления легких неожиданно умерла маркиза де Шатору, и за вакантное место королевской фаворитки развернулась настоящая война. Образовались целые придворные партии, стремившиеся во что бы то ни стало продвинуть на почетную “должность” свою кандидатку. Несколько месяцев король хранил память по почившей пассии, но затем на одном из балов-маскарадов его внимание привлекла незнакомка в костюме Дианы-охотницы. Прежде чем растаять в толпе, загадочная маска уронила к ногам короля надушенный платочек.