Как понять свою роль в отношениях? Разобраться поможет психодрама
Метод психодрамы, которому сегодня исполняется 100 лет, предлагает несколько радикальный, но крайне наглядный способ взглянуть на свою жизнь со стороны. Делимся историей мужчины, который превозносил свою девушку, но выяснил, что за его преклонением перед ней скрывалось множество сложных чувств. И выяснить это удалось, разыграв, как в театре, историю их отношений.
Как мы относимся к другим? Хорошо, плохо, с любовью, с неприязнью... Кто эти другие? Наши родители, супруги, коллеги, друзья... «Скульптура отношений» — техника психодрамы, которая позволяет наглядно увидеть свойственный нам способ строить отношения, осознать свои чувства, обнаружить скрытые смыслы. А скрытые смыслы есть почти всегда.
Например, в паре у одного из партнеров нередко бывает ощущение «я недостоин этого человека». На первый взгляд возвышенное и романтическое отношение, но жить с ним не особенно уютно.
Вот пример из практики. С запросом «хочу разобраться в отношениях и что-то в них исправить» приходит на прием 24-летний Олег. Он рассказывает о своей девушке: у нее хорошее образование, интересная работа, она много читает, разбирается в искусстве и в музыке, сама немного рисует. Они встречаются полгода, Олегу с ней интересно, он восхищается ее талантами. Казалось бы, что еще нужно для счастья? Но как будто что-то все время слегка мешает.
Мы делаем скульптуру его отношений. Олег ставит стул и показывает, как его подруга «стоит» на этом стуле, словно на пьедестале. Сам он занимает место на другом стуле — сидя, так что на девушку он смотрит снизу вверх, запрокинув голову. Затем он выходит в «зеркало» — так в психодраме называется положение, когда клиент выходит за пределы поставленной им сцены и смотрит на все со стороны. И вот, глядя в «зеркало», Олег замечает, что на самом деле плохо видит свою подругу. Как и она его...
В этой ситуации терапевт обычно спрашивает клиента: «Что сейчас хочется сделать?» — и часто получает ответ: «Я хочу сбросить другого с его пьедестала». То, что выглядит как восхищение, содержит в себе подавленную агрессию. Но и тому, кто стоит на пьедестале, тоже неуютно: ему нужно все время следовать своей роли, не допускать промашек, это создает напряжение, к тому же страшно упасть с высоты. А еще там, наверху, довольно одиноко и холодно!