Как многодетная мать в декрете запустила бизнес по подбору одежды и привлекла 18 млн руб. от совладельца «Персоны»
Для кого-то декрет — это долгожданная возможность отдохнуть от рабочих будней и посвятить себя семье, но только не для 39-летней Ольги Ким. Родив первого ребенка, она запустила бизнес по организации свадеб, пока сидела со вторым, стала модным блогером, а третий декрет вдохновил ее на бизнес по профессиональному подбору и доставке одежды в боксах Style Box.
Идея сделать услуги стилиста доступными каждой женщине в России принесла Ким 3,6 млн руб. оборота и 300 тыс. руб. прибыли за первые полгода работы, но начавшаяся «спецоперация» поставила бизнес под угрозу. Несмотря на кризис, Ольга при поддержке супруга привлекла больше 18 млн руб. инвестиций от совладельца салонов красоты «Персона» Дениса Цыпулева и к октябрю планирует вернуть проект в стабильный плюс. Как матери троих детей удается совмещать заботу о семье с ролью стартапера и получится ли у нее сделать проект по-настоящему масштабным?
Физик, мама, бизнесвумен
По образованию Ольга Ким — физик. В начале 2000-х, поступая в питерский Политех, она собиралась стать ученым, но быстро поняла, что «ситуация с наукой плачевная». «Во время студенческой практики я сидела в двух шерстяных свитерах в подвале, в котором дуло из всех щелей, и снимала данные с гигантской модульной установки молекулярно-лучевой эпитаксии. Это явно не то, чем хотелось заниматься всю жизнь», — вспоминает она.
В 2007 году Ольга поступила в магистратуру Центрального европейского университета в Будапеште. На втором курсе попала в венгерский офис IBM на позицию аналитика по ценообразованию, но после обучения все же вернулась в Россию и устроилась бизнес-аналитиком в МТС.
С будущим мужем Ольгу познакомила их общая подруга. Она позвонила Сергею Киму и попросила сходить с Ольгой в кино, потому что сама не может. Тот опешил, но согласился. Во время встречи выяснилось, что Сергей и Ольга ходили в одну художественную школу, а потом одновременно учились в Политехе, только на разных специальностях и курсах (Сергей — на год младше).
Весной 2011 года пара сыграла свадьбу. Процесс подготовки так понравился Ольге, что она вдвоем с подругой открыла собственное агентство по оформлению свадеб Decorsando в Петербурге. Через год у Ольги и Сергея родился сын. Ольга ушла в декрет, но уже через полгода вернулась к активной работе. Муж помогал в технических и финансовых вопросах, с ребенком сидела свекровь. «Я сцеживала молоко, уезжала готовить мероприятие, возвращалась, кормила сама, и так по кругу», — вспоминает предпринимательница.
За 2015 год агентство принесло 5 млн руб. выручки и 1 млн руб. прибыли. Но Ольга почувствовала, что свадебный бизнес ее «истощает эмоционально и физически»: летом, когда заказов очень много, приходилось не спать ночами, постоянно разбираясь с форс-мажорами, а зимой, когда свадеб в разы меньше, — придумывать, на чем заработать. Закрыв летний сезон, супруги выложили объявление на «Авито» и продали этот бизнес за 500 тыс. руб.
В 2015 году Ольга родила дочку и на этот раз решила побыть в декрете подольше. Но через четыре месяца ей стало скучно. «Голова уже переваривала саму себя. Я капала мужу на мозг, что он проводит со мной мало времени», — признается она. Чтобы занять себя чем-то, она завела сайт discoverstyle.ru и выкладывала туда статьи про моду, которой начала интересоваться. Писать удавалось каждый день по несколько часов, ближе к ночи, — после того как укладывала детей спать.
Год Ольга изучала моду сама, потом записалась на курсы стилистов в имидж-студию «28». Параллельно с учебой она вела Instagram*, куда дублировала контент из своего блога, Сергей помогал с его продвижением. К концу 2017 года блог вырос до 30 тыс. подписчиков.
Сразу после окончания курсов Ольга решила превратить увлечение в бизнес и стала давать консультации стилиста своим подписчицам: вместе с клиентками ходила в торговые центры и закупала подходящую одежду, а некоторым помогала составить гардероб по Zoom.
Тогда же к Ольге пришел первый рекламодатель — бренд одежды TopTop, который попросил ее снять обзор на товар взамен на кроссовки. Вскоре бартер заменили реальные контракты и Ольга начала зарабатывать на рекламе в блоге до 150 тыс. руб. в месяц.
В 2018 году Ольга родила третьего ребенка, и этот декрет оказался самым сложным. Бизнес мужа — онлайн-школа фотографии Amlab.me, которую он основал вместе с другом, фотографом Александром Амбаловым, — попал в акселератор ФРИИ и готовился привлечь инвестиции от фонда. Сергей уговорил Ольгу переехать в Москву, чтобы развивать проект оттуда. Свекрови и матери, которые помогали с детьми, теперь рядом не было, а блог продолжал расти: нужно было выкладывать посты, снимать рекламу.
«Блог стилиста — это не просто выйти в сториз и что-то рассказать. Надо сделать макияж и укладку, красиво одеться. Ребенок заплакал — ты его берешь на руки, и через минуту твоя одежда уже в молоке, грязи, детском пюре. Instagram* требует эталонного образа стилиста, а в реальности у тебя ребенок под ногами ползает», — описывает Ольга.
Блог к тому времени разросся уже до 90 тыс. подписчиков (на его раскрутку супруги потратили совокупно около 700 тыс. руб.) и требовал все больше внимания. В конце концов пришлось нанять няню — это решило часть проблем.
Стилист в каждый дом
Идеей доставлять в боксах комплекты одежды, индивидуально подобранные для каждого клиента, Ольга заразилась в 2017 году, когда случайно узнала о компании Stitch Fix — американской онлайн-платформе подбора одежды на заказ. Запускать бизнес тогда она не решилась — хотела для начала подрастить блог и закрепиться в сфере моды. Сергей и вовсе смотрел на идею с опаской: «Я предполагал, что это капиталоемкий бизнес с большим количеством микропроцессов: нужно закупать одежду, хранить ее, организовать работу склада и доставку».
Об идее благополучно забыли, но спустя четыре года она неожиданно напомнила о себе сама. Как-то раз, сидя в машине с уснувшими детьми, Ольга зашла в Instagram* и наткнулась на рекламу проекта Capsula — российского аналога Stitch Fix.