Как компания Volvo проводит краш-тесты
Кузов – это сложнейший и, пожалуй, самый недооцененный механизм автомобиля, который может по-настоящему сработать только один раз в жизни. Процесс его создания напоминает хитроумное программирование металлических конструкций, которые в случае аварии сминаются по строго определенному сценарию.
Компания Volvo пригласила нас в Гетеборг, чтобы мы могли посмотреть своими глазами на то, как работает кузов. Мы, журналисты, расположились в удобных зрительских креслах лаборатории безопасности. Краш-тест — это зрелищный театр разрушения, спектакль в котором длится всего 30 секунд. Из них почти 20 занимает прелюдия обратного отсчета. Немая сцена прерывается стрекотом катапульты, вспыхивают ослепительно яркие прожектора (высокоскоростная видеосъемка любит свет). Действие развивается за считаные мгновения, грохочущая кульминация разрешается в грустный эпилог: в мертвой тишине останки автомобиля степенно откатываются в сторону телекамер.
Непрофессионалу это стремительное шоу скажет мало. К счастью, с нами был режиссер спектакля, главный специалист Volvo по пассивной безопасности Томас Броберг, который готов бесконечно говорить о своем инженерном искусстве.
Вести с полей
Непосвященному зрителю может показаться, что на работе Томас только и делает, что бьет машины об стену и смотрит, что получится. На самом деле высший пилотаж — свести количество реально разбитых машин к минимуму.
Работа специалистов по пассивной безопасности начинается со сбора статистических данных. Инженеры Volvo стараются выезжать на все ДТП с участием автомобилей марки вместе с полицией. Разумеется, речь идет об окрестностях Гетеборга. Получать оперативную информацию об инцидентах им помогает Volvo On Call — встроенная в автомобили система связи, которая автоматически (без участия водителя или пассажиров) сообщает об аварии в компетентные службы, ориентируясь на срабатывание подушек безопасности или преднатяжителей ремней. Для сбора оперативной информации инженерам важно как можно скорее прибыть на место происшествия: инциденты лучше всего расследуются по горячим следам.
Сбор данных «в полях» позволяет увидеть работу систем безопасности в самых разных ситуациях, а не только в строго регламентированных условиях краш-теста. Разные аварии требуют разных конструктивных мер. Далеко не все виды столкновений тестируются в рамках программы Euro NCAP, на оценки которой привыкли ориентироваться потребители. Делать больше, чем предписано комиссарами, — выбор и ответственность каждого производителя.