Как гинеколог Тавхида бен Шейх делала медицину в Тунисе доступной для женщин
В 1960-е годы Тунис был одной из первых стран арабского мира, где были доступны современные методы планирования семьи. Их продвижением занималась гинеколог Тавхида бен Шейх. Ей повезло родиться в богатой семье и получить хорошее образование — и всю жизнь она посвятила тому, чтобы сделать медицину доступной всем женщинам независимо от их положения.
Как подсчитало издание Huffington Post в 2015 году, только 8% портретов на банкнотах мировых валют изображают женщин, и большинство из них — королевы. В 2020-м Центральный банк Туниса представил новую банкноту в 10 динаров, на которой изображена Тавхида бен Шейх — врач-гинеколог, которая не только лечила женщин, но и боролась за их права.
Французский доктор и его русская жена
Тавхида бен Шейх родилась в 1909 году. Она рано потеряла отца, и заботы о воспитании детей взяла на себя мать.
В то время тунисские женщины редко покидали пределы своих домов, а если и делали это, то всегда носили чадру. Лишь немногие девочки посещали начальную школу, и ни одна из них не окончила среднюю. Но смелая и дальновидная мать Тавхиды была готова порвать с традициями. Ее дочери были в числе первых тунисских девушек, получивших аттестат о среднем образовании.
Впрочем, возник вопрос: что же с ним делать? Случайное знакомство с русской женой французского доктора Этьена Бюрне, Лидией, определило будущее Тавхиды. Она долго собиралась с духом, чтобы обратиться за советом к самому доктору, который тогда занимал пост заместителя директора Института Пастера в Тунисе, и одним летним днем 1929 года, наконец, решилась.
«Если вы хотите изучать медицину и чего-то добиться, вы должны войти через главную дверь, — сказал доктор Бюрне. — Нужно поехать в Париж». Тавхида еле сдержала смех: «Вы шутите, месье?» «Я могу вам помочь, — сказал доктор. — Я знаю многих людей в Париже и могу организовать для вас поездку туда». Дома, едва переступив порог, Тавхида все выложила матери. Повисла долгая пауза, но отказа не последовало.
Доктор Бюрне сразу начал писать своим друзьям в Париж, чтобы подыскать семью, в которой Тавхида могла бы жить, пока будет учиться. Наконец, он нашел место в новом общежитии для студенток, основанном американкой, некой миссис Андерсон, и, даже не посоветовавшись с самой Тавхидой, зарезервировал для нее комнату.
Тем временем в семье девушки разгорелся настоящий скандал. Дядя прямо заявил ей: «Твоя мать сумасшедшая, она отправляет тебя в город погибели». Для него и другой родни было немыслимым, что незамужняя девушка поедет за границу без махрама — сопровождающего. В день отъезда толпа родственников собралась в гостиной, дом наполнили крики, обсуждения, споры. Тавхиде пришлось бежать к такси, чтобы не опоздать на пароход. Возможно, она так бы и не вырвалась во Францию, если бы не поддержка матери, которая, к тому же, покрывала расходы на ее учебу и проживание за границей (она происходила из одной из богатейших тунисских семей и могла себе это позволить).