Кабинет грез Гильермо дель Торо: гид по творчеству мексиканского режиссера, покорившего Голливуд

Гильермо дель Торо начинал в кинематографе как изгой — автор гротескных и барочных жанровых картин. Казалось, его творчество находится далеко за пределами вкусов киноакадемиков, но за три десятилетия темпераментный мексиканец умудрился стать любимцем Голливуда и одним из самых значимых режиссеров современности. В этом году он наконец-то получил шанс осуществить давнюю мечту и снять собственную версию «Франкенштейна» — любимого фильма своего детства. В честь дня рождения постановщика рассказываем о его нелегком и тернистом пути, который выглядит как одно большое признание в любви к чудовищам и людям, которые в них верят.
Однажды в Мексике
Кинематографический путь Гильермо дель Торо начинается и на данный момент заканчивается готической историей о противоестественном монстре и его одержимом создателе. Любовь к монстрам и чудовищам проявилась у будущего режиссера еще в детстве — и конечно, под влиянием кино, в частности ленты Джеймса Уэйла «Франкенштейн». Впечатленный, Гильермо зарисовывал чудовищ в дневниках, что вызывало гнев у его религиозной бабушки-католички.
«Когда в детстве я увидел “Франкенштейна” Джеймса Уэйла, я полностью погрузился в душу чудовища. Я подумал: "Это я". Это было почти религиозное, духовное мгновение», — рассказывал режиссер о классическом фильме ужасов. Творческие предпочтения дель Торо формировал не только Голливуд первой половины XX века. В его барочной эстетике без труда угадывается богатое культурное наследие: главным образом художника Франциско Гойи и писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, чьи «Хребты безумия» он мечтает экранизировать по сей день.
В родной Мексике дель Торо всегда было тесно: окончив школу, он поехал в США изучать мастерство грима у самого Дика Смита — создателя незабываемого образа одержимой девочки Риган из «Изгоняющего дьявола» (1973). К началу девяностых он дошел до своего первого полнометражного фильма — остроумной хоррор-фантазии на тему вампиризма. Знания и увлечения режиссера в полной мере воплотились в низкобюджетной страшной сказке «Хронос», которая получила приз Недели критики Каннского кинофестиваля.

Действие первого фильма дель Торо вращается вокруг маленького алхимического устройства, дарующего своему владельцу вечную жизнь. Заключенный внутри средневековой статуи паук-вампир навеки связывает себя с хозяином и обрекает его на голод по человеческой крови. Его жертвой оказывается Хесус Грис — антиквар, отчаянно не желающий стареть. Но не только герою аргентинского актера Федерико Луппи известен секрет юности. За девайсом начинают охоту жестокий богач Де Ла Гуардия (Клаудио Брук) и его племянник-инфантил Анхель (Рон Перлман, один из любимых артистов режиссера). В чисто жанровую гротескную историю режиссер вплетает как остросоциальный подтекст, так и мотивы экзистенциализма, которые будут проявляться почти во всех его работах.
Поездка в Америку
Первые голливудские гастроли, произошедшие сразу же после успеха мексиканского дебюта, у дель Торо не задались. Для студии «Мирамакс» он снял «Мутантов» — научно-фантастический ужастик, в котором талантливая ученая (Мира Сорвино) сталкивается лицом к лицу со своим творением — генно-модифицированным видом тараканов «Иуда». Новый род насекомых был создан, чтобы спасти мир от опасного вируса, но три года спустя эволюционировал и грозится уничтожить человечество.
Картина провалилась и у зрителей, и у критиков, а в процессе ее создания темпераментный мексиканец поссорился с продюсером Харви Вайнштейном, который постоянно вмешивался в производство. Подобный опыт практически отбил у дель Торо желание работать в Америке, да еще и совпал с личной травмой — похищением его отца, которого мексиканские бандиты несколько недель продержали в неволе, пока за него не заплатили выкуп.
Впоследствии отношения дель Торо с Голливудом сложатся куда более удачно и плодотворно. Режиссеру удастся органично встроиться в поток массовой экранной культуры нулевых, сделав немалый вклад в развитие жанра кинокомикса, когда он воспринимался продюсерами как интересная диковинка, а не машина по печатанию денег. Свою барочную манеру он покажет широкой аудитории в нескольких больших блокбастерах: в «Блэйде 2» режиссер вернется к вампирской теме, а в двух картинах об инфернальном супергерое Хеллбое наглядно применит свои таланты сказочника.