О нелегком и тернистом пути грез Гильермо дель Торо

Правила жизниСобытия

Кабинет грез Гильермо дель Торо: гид по творчеству мексиканского режиссера, покорившего Голливуд

Егор Луканин

6e61a6d2c187e87165f1fe1202c486b5_ce_1995x1330x3x0.jpg
Василиса Горбачева / «Правила жизни»

Гильермо дель Торо начинал в кинематографе как изгой — автор гротескных и барочных жанровых картин. Казалось, его творчество находится далеко за пределами вкусов киноакадемиков, но за три десятилетия темпераментный мексиканец умудрился стать любимцем Голливуда и одним из самых значимых режиссеров современности. В этом году он наконец-то получил шанс осуществить давнюю мечту и снять собственную версию «Франкенштейна» — любимого фильма своего детства. В честь дня рождения постановщика рассказываем о его нелегком и тернистом пути, который выглядит как одно большое признание в любви к чудовищам и людям, которые в них верят.

Однажды в Мексике

Кинематографический путь Гильермо дель Торо начинается и на данный момент заканчивается готической историей о противоестественном монстре и его одержимом создателе. Любовь к монстрам и чудовищам проявилась у будущего режиссера еще в детстве — и конечно, под влиянием кино, в частности ленты Джеймса Уэйла «Франкенштейн». Впечатленный, Гильермо зарисовывал чудовищ в дневниках, что вызывало гнев у его религиозной бабушки-католички.

«Когда в детстве я увидел “Франкенштейна” Джеймса Уэйла, я полностью погрузился в душу чудовища. Я подумал: "Это я". Это было почти религиозное, духовное мгновение», — рассказывал режиссер о классическом фильме ужасов. Творческие предпочтения дель Торо формировал не только Голливуд первой половины XX века. В его барочной эстетике без труда угадывается богатое культурное наследие: главным образом художника Франциско Гойи и писателя Говарда Филлипса Лавкрафта, чьи «Хребты безумия» он мечтает экранизировать по сей день.

В родной Мексике дель Торо всегда было тесно: окончив школу, он поехал в США изучать мастерство грима у самого Дика Смита — создателя незабываемого образа одержимой девочки Риган из «Изгоняющего дьявола» (1973). К началу девяностых он дошел до своего первого полнометражного фильма — остроумной хоррор-фантазии на тему вампиризма. Знания и увлечения режиссера в полной мере воплотились в низкобюджетной страшной сказке «Хронос», которая получила приз Недели критики Каннского кинофестиваля.

f4417f78d278a14eb0eb6937412dd71a.jpg
«Хронос» (1992). Alamy/Legion Media

Действие первого фильма дель Торо вращается вокруг маленького алхимического устройства, дарующего своему владельцу вечную жизнь. Заключенный внутри средневековой статуи паук-вампир навеки связывает себя с хозяином и обрекает его на голод по человеческой крови. Его жертвой оказывается Хесус Грис — антиквар, отчаянно не желающий стареть. Но не только герою аргентинского актера Федерико Луппи известен секрет юности. За девайсом начинают охоту жестокий богач Де Ла Гуардия (Клаудио Брук) и его племянник-инфантил Анхель (Рон Перлман, один из любимых артистов режиссера). В чисто жанровую гротескную историю режиссер вплетает как остросоциальный подтекст, так и мотивы экзистенциализма, которые будут проявляться почти во всех его работах.

Поездка в Америку

Первые голливудские гастроли, произошедшие сразу же после успеха мексиканского дебюта, у дель Торо не задались. Для студии «Мирамакс» он снял «Мутантов» — научно-фантастический ужастик, в котором талантливая ученая (Мира Сорвино) сталкивается лицом к лицу со своим творением — генно-модифицированным видом тараканов «Иуда». Новый род насекомых был создан, чтобы спасти мир от опасного вируса, но три года спустя эволюционировал и грозится уничтожить человечество.

Картина провалилась и у зрителей, и у критиков, а в процессе ее создания темпераментный мексиканец поссорился с продюсером Харви Вайнштейном, который постоянно вмешивался в производство. Подобный опыт практически отбил у дель Торо желание работать в Америке, да еще и совпал с личной травмой — похищением его отца, которого мексиканские бандиты несколько недель продержали в неволе, пока за него не заплатили выкуп.

Впоследствии отношения дель Торо с Голливудом сложатся куда более удачно и плодотворно. Режиссеру удастся органично встроиться в поток массовой экранной культуры нулевых, сделав немалый вклад в развитие жанра кинокомикса, когда он воспринимался продюсерами как интересная диковинка, а не машина по печатанию денег. Свою барочную манеру он покажет широкой аудитории в нескольких больших блокбастерах: в «Блэйде 2» режиссер вернется к вампирской теме, а в двух картинах об инфернальном супергерое Хеллбое наглядно применит свои таланты сказочника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении