Избыточные иллюстрации помешали детям понять прочитанное
Обилие иллюстраций в детских книжках отвлекает ребенка от текста и мешает ему понять прочитанное. Это выяснили американские ученые, которые написали небольшую книжку про рыбку Фрэнки и снабдили ее картинками: либо только связанными с написанным, либо большим количеством и фоном. Как показали тесты на понимание прочитанного и данные айтрекинга, дети, читая книжку с обильными иллюстрациями, в действительности чаще смотрят на картинки, в результате чего хуже отвечают на вопросы о том, что они только что прочитали, пишут ученые в npj Science of Learning.
Считается, что детей необходимо учить читать как можно раньше, желательно — начиная от четырех лет, чтобы к младшему школьному возрасту (шесть-семь лет) навык уже полностью сформировался. Даже в случае, если соблюдены все необходимые условия (развиты предшествующие навыки (речь и понимание сказанного на слух) и зрительное восприятие), эффективно обучить ребенка может быть не так просто — во многом, из-за отсутствия мотивации и заинтересованности. Справиться с этим помогают красочные иллюстрации, которые часто используют в детских книжках: например, выучить букву «А» ребенку будет намного легче, если он соотнесет ее с предметом, название которого на эту букву начинается (например, арбузом).
Иллюстрации, однако, могут и навредить процессу: в случае, если в книжке очень много ярких картинок, половина из которых никак не относится к прочитанному, ребенок будет на них отвлекаться, и весь процесс обучения затормозится. С другой стороны, те же самые яркие иллюстрации могут добавить интереса к процессу — и ребенку будет удобнее и легче усваивать новый материал.