Иллюзия правды: как нам навязывают убеждения
Мы часто не замечаем, как чужое мнение становится нашим, принимаем спорные утверждения за абсолютную истину и делаем выбор, не особо задумываясь, чем он обусловлен. Почему так происходит, объясняет психолог Джереми Дин.
Реклама одних и тех же продуктов мелькает в который раз. Политики на каждом шагу твердят одно и то же, хотя порой их высказывания никак не связаны с заданными вопросами. Журналисты день за днем пережевывают одни и те же мнения. Неужели повторение настолько убедительно?
Как ни банально, информацию повторяют ради усиления эффекта. Действенность такого метода неоднократно подтверждали психологические исследования. Повторение — один из самых простых и наиболее распространенных методов убеждения. Он применяется так беззастенчиво, что мы забываем о его мощном влиянии.
Достаточно хотя бы раз повторить любое суждение, чтобы люди посчитали его более правильным и достоверным, чем сказанное впервые. Мало того, в таком случае они готовы поверить даже тому, кто прежде неоднократно лгал.
Принимая что-то за правду, мы сами себя убеждаем, что так оно и есть. Согласно исследованиям, сильнее поддаемся действию обещаний и заверений, которые слышали не один раз.
Легко понять — значит, правда
Феномен, названный эффектом иллюзии правды, проявляется отчасти потому, что знакомство порождает симпатию. Информация, которая все время на слуху, становится знакомой. Все, что хорошо усвоено, автоматически считается правильным — так устроен мозг. Обработка уже известных понятий требует меньше усилий: поскольку это удобно, мы невольно в это верим. Так срабатывает принцип когнитивной беглости.