Коротко о главном
Анастасия Углик поговорила с ливанской актрисой, сценаристом и режиссером Надин Лабаки о ее коротком метре, снятом при поддержке Cartier для женского павильона на дубайской Expo 2020, своевременности острых социальных высказываний и о том, почему в устах младенца все-таки рождается истина.
«Когда процветают женщины, процветает человечество» – так звучит девиз женского павильона на Expo 2020. Готовы под ним подписаться?
Я целую короткометражку сняла, чтобы ответить на этот вопрос. (Смеется.) На самом деле я не думаю, что в Ливане или в России требуются какие-то дополнительные аргументы в пользу утверждения, что мир стоит на наших плечах, и, не будь у него такой опоры, он бы попросту рухнул, как делал это уже много раз. Но мои маленькие герои все равно сформулировали их лучше, чем кто-либо другой.
В вашем фильме дети из разных стран размышляют о том, что такое равенство, как они понимают фразу «внутри мы все одинаковые» и в каком будущем мечтают жить. Как вы пришли к этой идее?
Я давно с ней носилась, но по разным причинам никак не могла запустить ее в работу. И когда ко мне пришли из Cartier c предложением снять фильм для павильона, я не только с радостью согласилась, но и мгновенно выпалила концепцию. (Смеется.) Уверена, с детьми надо разговаривать как можно больше и на абсолютно любые темы: их сознание пока не перегружено социальными, гендерными и какими угодно еще конструктами, они видят четче и яснее, и нам, взрослым, есть чему у них поучиться. Например, в фильме одна девочка говорит: «Раньше я думала, что каждая женщина обязана стать матерью...» И в этой неоконченной фразе море важных смыслов, вам не кажется?
А как вы выбирали участников?
Мы искали истории детей-активистов и изобретателей – тех, кто уже в самом юном возрасте стремится сделать что-то важное. Кастинг, конечно, был удаленным – а как иначе в нынешних условиях? Мы получили множество записей с прекрасными выступлениями и очень долго мучились над финальным отбором. Если бы я не понимала, что люди просто физически не смогут смотреть слишком длинное кино стоя посреди павильона, сделала бы хронометраж в три раза больше. Но даже в коротком формате нам удалось пообщаться с 11-летней