Что вынуждает ученых публиковать так много статей

N+1Наука

Графомания или смерть

Что вынуждает ученых публиковать так много статей

Дмитрий Борисов

Принцип publish or perish, «публикуйся или умри», — норма жизни современного ученого. Чтобы состояться, любому исследователю нужно постоянно публиковаться, а если количество статей и частота цитирований не удовлетворяют формальным показателям, то могут лишить финансирования или прервать контракт. В погоне за формальным результатом качество статей, как и значимость самой исследовательской работы, часто отходят на второй план. Почему же, если наука от такой практики как будто в проигрыше, принцип «публикуйся или умри» живее всех живых на протяжении уже многих десятков лет и отказываться от него пока явно не собираются?

Путем нехитрых манипуляций

В августе 2024 года американский социолог Макс Бай анонсировал предзаказ на настольную игру «Publish or Perish». По мнению автора, она должна дать эмоциональную разрядку ученым, которые вынуждены играть по правилам «публикуйся или умри» в реальной жизни. Побеждает тот, кто опубликует больше научных статей c нарочито абсурдными заголовками. «Разбор аэродинамики летающих свиней», «Почему собака следует за вами в ванную: взгляд на созависимость у псовых», «Экономика Санта-Клауса: анализ управления бесконечными ресурсами»... Правила предполагают плагиат и манипуляции с данными, игрокам можно вступать и в сотрудничество, если того требует ситуация. Но ненадолго.

dee3f610113e24127dd0739044626b89.gif
The Simpsons / Fox, 1989–2023

Для ученых эти правила не покажутся незнакомыми. Уже без малого век им приходится руководствоваться этими принципами в реальной карьере. Когда именно словосочетание «публикуйся или умри» впервые вошло в широкий оборот — сказать сложно, но ясно, что давно. Так, американский ученый-правовед Фред Шапиро, редактор сборника академического фольклора «Йельская книга цитат», обнаружил фразу «отца американской географии» Уильяма Морриса Дэвиса о том, что члены Ассоциации географов должны «публиковаться или погибнуть», еще в Geographical Review за 1934 год. А сама цитата — из заявления на конференции в Филадельфии вообще 1904 года. Вероятно, именно это самое раннее упоминание принципа «publish or perish» в печати — по крайней мере из известных.

В книге 1942 года «Академический человек» социолог Логан Уилсон уже в явном виде пишет: «В издательском деле акцент делается на количестве, а не на качестве — <...> „публикуйся или умри“».

Интересно, что в том же 1942-м социолог Роберт Мертон сформулировал четыре базовые научные ценности, так называемые мертоновские нормы:

  • универсализм (научная истина должна быть открыта для всех, вне зависимости от пола, возраста и цвета кожи);
  • бескорыстность (финансовый и карьерный вопросы не должны главенствовать);
  • коллективизм (знаниями нужно делиться, наука — общее для всего человечества дело);
  • скептицизм (никакое научное знание не принимается на веру).

Принцип «publish or perish» сводит все эти ценности на нет. Для универсализма не остается места, так как далеко не каждому удается вписаться в потогонную систему по производству все новых и новых статей. Бескорыстие явно противоречит организации бирж цитирования, где продают1 ссылки на публикации или возможность стать соавтором уже почти готовой к публикации работы. Коллективизм — тоже мимо, ведь имеющие административный ресурс зачастую просто заставляют цитировать себя подчиненных и аспирантов. Скептицизм, очевидно, чужд издателям «мусорных» журналов, которым не до разборчивости.

1. По этическим соображениям мы не будем приводить ссылки на эти ресурсы.

Вожделенные метрики

Разумеется, феномен «publish or perish» не существует в отрыве от наукометрии2: публикационная активность приводит к соревновательности, а любое соревнование требует количественных метрик для сравнения. Метод оценки по количеству публикаций и цитирований в итоге стал простым способом установки плана и проверки отчетности. Примерно так же работает всякая крупная бюрократическая система. И в идеале публикации могли бы быть хорошим индикатором важности научных достижений: значимые статьи могут обсуждать и цитировать из-за их потенциального вклада в общее научное знание, а не за деньги или из-за накруток.

2. Несмотря на то, что сам термин наукометрия появился сравнительно недавно (в 1969 году его предложили советские статистики Василий Налимов и Зинаида Мульченко), сравнивают ученых по тем или иным количественным показателям. Так, первым наукометрическим исследованием считают работу Фрэнсиса Коула и Нелли Имз 1917 года, где впервые применили библиометрические методы к истории анатомии. Есть мнение, что сама идея введения индекса цитирования возникла еще в 1873 году — в «Цитатах Шепарда» числовой индикатор помогал находить нужные судебные решения.

О каких показателях речь?

В первую очередь ученые гонятся за максимальной цитируемостью собственных статей и за большим количеством публикаций в престижных журналах.

Первая метрика, на которую уже почти два десятилетия смотрят ученые, сравнивая себя друг с другом, — индекс Хирша, h. Он считается как максимальное число статей у автора, процитированных минимум h раз. Если вышла сотня статей и каждую процитировали по разу, то индекс Хирша — единица. Если из 100 статей цитировали всего одну, но 100 раз, индекс Хирша все равно будет 1.

О престижности журнала можно судить по его импакт-фактору. По этой метрике формируются и рейтинги, в верхние квартили которых должны попадать издания, где публикации котируются выше. Чтобы найти импакт-фактор журнала за три года, нужно подсчитать количество цитирований в текущем году и за два предшествующих. Например, в 2021-м опубликовали 20 статей, в 2022-м — 22. В 2023-м на статьи 2021 года ссылались 49 раз, 35 раз — на статьи 2022-го. Делим суммарное количество ссылок за 2023 год на количество статей за 2021-й и 2022-й. Получаем 2 — это и будет импакт-фактор журнала за 2023 год.
У известного во всем мире Nature импакт-фактор — 41. У российской периодики в зарубежных системах цитирования импакт-фактор где-то между 1,5 и 3. Например, у журнала «Успехи физических наук» импакт-фактор — 2,3, у издания «Успехи химии» — 2,6.

С одной стороны, погоня за метриками стимулирует публикационную активность: чем больше статей, тем больше вероятность добиться высоких показателей цитирования. Но с другой, «publish or perish» вполне может сработать и вхолостую — и никак не повлиять на цифры и индексы. Вполне может быть, что изрядное количество «мусорных» статей вообще никто не прочитает, напротив, всего нескольких публикаций в приличных изданиях может оказаться достаточно для сотен цитирований и нескольких шагов вверх по шкале. Так или иначе, погоня за наукометрическими показателями только подогревает стремление любого печататься как можно больше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов Герпетологи разглядели новый вид хамелеонов на фотографиях туристов

Герпетологи описали новый вид миниатюрных хамелеонов из рода Brookesia

N+1
Стационарная вселенная и холодный ядерный синтез: известные научные теории, которые в результате оказались ошибочными Стационарная вселенная и холодный ядерный синтез: известные научные теории, которые в результате оказались ошибочными

Иногда научные теории могут основываться на достаточно сомнительных фактах

ТехИнсайдер
Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных Как врач Вирджиния Апгар придумала шкалу для оценки состояния новорожденных

Вирджиния Апгар изобрела собственный метод оценки состояния детей после рождения

Forbes
5 самых ожидаемых фильмов ужасов 5 самых ожидаемых фильмов ужасов

Поклонники фильмов ужасов пополняют свои вотч-листы интригующими новинками

Maxim
Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать? Синдром внезапной гениальности: почему о нем не стоит мечтать?

Синдром внезапной гениальности плохо изученное, но вполне реальное состояние

Psychologies
«Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь «Я вечно все порчу»: что такое ограничивающие убеждения и как они влияют на нашу жизнь

Почему возникают ограничивающие убеждения и как с ними справиться?

Psychologies
Пора лезть на стену Пора лезть на стену

Паркур от первого лица

Men Today
«У нас нет хороших решений» «У нас нет хороших решений»

Денис Соловьев — о ситуации на валютном рынке и проблемах с внешними платежами

Монокль
10 признаков того, что вы недостаточно заботитесь о себе 10 признаков того, что вы недостаточно заботитесь о себе

Сигналы, которыми организм дает понять, что он на грани истощения

Psychologies
Холодец: некoтoрые любят похолоднее Холодец: некoтoрые любят похолоднее

Откуда произошел холодец и как его правильно приготовить?

КАНТРИ Русская азбука
Рескиллинг как новая норма Рескиллинг как новая норма

Почему набирает обороты тренд на переобучение сотрудников

РБК
Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения Хроническая боль: психологические эффекты и способы лечения

С какими переживаниями сталкиваются люди с хроническими болями

Psychologies
Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез Подводный беспилотник исследовал ледяной шельф, но бесследно исчез

Ученые составили карту нижней стороны шельфового ледника Дотсон в Антарктиде

ТехИнсайдер
Как выстроить доверие в отношениях: 14 правил, о которых мы часто забываем Как выстроить доверие в отношениях: 14 правил, о которых мы часто забываем

Правила, которые помогут построить крепкие отношения

Psychologies
Они такие классные. Интервью со Львом Зулькарнаевым и Денисом Прытковым Они такие классные. Интервью со Львом Зулькарнаевым и Денисом Прытковым

Актеры Лев Зулькарнаев и Денис Прытков — о съемках сериала «Она такая классная»

СНОБ
5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас? 5 типов алкоголиков: к какому можно отнести вас?

Наркологи распределили выпивающих людей на несколько групп

Psychologies
Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест Что посмотреть на Алтае: топ необычных мест

О самых удивительных и загадочных местах Алтая

ФедералПресс
Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов Какие люди и почему чаще всего используют слова-паразиты: мнение лингвистов и психологов

Почему мы на самом деле используем слова-паразиты?

Psychologies
Название для смерти Название для смерти

Какие слова и понятия возникли во время Первой мировой войны

Weekend
Деньги за идею: как и зачем технологические компании выходят на pre-IPO Деньги за идею: как и зачем технологические компании выходят на pre-IPO

Сколько технологическим компаниям удается зарабатывать на pre-IPO

Forbes
Анна Теплицкая Анна Теплицкая

Романы, разводы, большие деньги — сериал «Наследники» есть у нас дома!

Собака.ru
3 факта об истребителе F-16 3 факта об истребителе F-16

Странное название и наследие подводных лодок: что надо знать про самолет F-16.

Maxim
«Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта» «Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта»

Как ученые пытались измерить боль

N+1
Многоразовый космический корабль Многоразовый космический корабль

Как космический корабль «Буран» опередил свое время

Наука и техника
7 практик для замедления и осознанности на каждый день 7 практик для замедления и осознанности на каждый день

Практики, которые помогут сделать размеренность естественной частью жизни

Psychologies
Делай как я: создательница кафе Eggsellent о первых деньгах и покупке «куска пустыни» Делай как я: создательница кафе Eggsellent о первых деньгах и покупке «куска пустыни»

Полина Юрова о том, к чему ее привела мотивация с детства «зарабатывать денежку»

Forbes
Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей» Айсен Николаев о векторе развития республики Саха: «Экономический рост должен улучшать жизнь людей»

Якутия поражает темпами социального и экономического развития

ФедералПресс
Внимание, найден внутренний ребенок Внимание, найден внутренний ребенок

Что такое эго-состояния, можно ли «включать» их в нужный момент?

Grazia
«В начале было кофе. Лингвомифы, речевые „ошибки“ и другие поводы поломать копья в спорах о русском языке» Почему некоторые слова перестают склоняться «В начале было кофе. Лингвомифы, речевые „ошибки“ и другие поводы поломать копья в спорах о русском языке» Почему некоторые слова перестают склоняться

О том, почему некоторые слова в русском языке теряют возможность склоняться

N+1
«Самый популярный запрос — перевод денег из России» «Самый популярный запрос — перевод денег из России»

О юридических и организационных сложностях при репатриации в Израиль

РБК
Открыть в приложении