Стены помогают
Чтобы оценить лучшие образцы современного искусства в Санкт-Петербурге, не нужно ходить в Эрмитаж, Главный штаб и Русский музей. Достаточно заглянуть на заводы, в сквоты и дворы-колодцы.
Санкт-Петербург — город музеев, дворцов, храмов и разводных мостов. Таков он для большинства туристов. Здесь выставляются полотна Айвазовского, да Винчи, Сурикова, Малевича и Кандинского и ежедневно в очереди к ним выстраиваются толпы туристов. Со временем это даже превратилось в некую традицию — увидеть Эрмитаж и умереть (от усталости). Между тем Санкт-Петербург долгие годы считается колыбелью нового уличного искусства, зачастую тщательно скрытого от глаз посторонних. Оно нашло себя в виде пестрых муралов (монументальная живопись) и угрюмых маскаронов (скульптурные украшения зданий в форме головы человека или животного), в работах, выходящих за границу привычного образа Северной столицы. Стрит-арт стал символом борьбы художника за городское пространство, за право распоряжаться им как собственностью.
Казалось бы, большие культурные институции должны способствовать развитию искусства, но на практике они оказывают давление на художников, запрещая тем создавать новые проекты. К примеру, центральная часть Санкт-Петербурга находится под защитой ЮНЕСКО, и даже незначительные изменения облика зданий здесь запрещены законом. Поэтому любое произведение стрит-арта воспринимается как вызов, борьба и попытка отвоевать пространство у застывшего во времени города. Перед художниками Санкт-Петербурга стоит очень непростая задача — создавать гармоничные произведения, которые не сразу будут заметны, а значит, и не сразу уничтожены. Города, некогда давшие зеленый свет стрит-арту, вроде Валенсии и Берлина, превратились в пестрые стикербуки, музеи под открытым небом, доступные каждому. Санкт-Петербург такого подхода не допускает и не прощает: за «рисование» на исторических зданиях предусмотрена уголовная ответственность. Поэтому поиск интересных объектов превращается в своего рода квест: увлекательный, требующий подготовки, понимания культурного контекста и закрытых потайных мест города.