Прилетит вдруг мошенник
Режиссер Питер Джексон был властелином старинных самолетов в Новой Зеландии, пока глаз на его царство не положил пришлый жулик из США.
Если бы эта история на самом деле не произошла с режиссером Питером Джексоном, ее следовало бы выдумать и экранизировать. Джексон мечтал о собственном воздушном флоте, бороздящем небесные просторы Новой Зеландии. Чтобы его создать, он нанял известного американского летчика, лучшего из тех, кто разбирается в самолетах времен Первой мировой. Фанатики ретроавиации, они быстро стали не просто бизнес-партнерами, а лучшими друзьями. Американец собрал для Джексона эскадрилью из нескольких десятков самолетов. Ослепленный успехом своей растущей коллекции винтажных лайнеров, создатель кинотрилогии «Властелин колец» даже не заметил, как верный соратник, не очень-то и скрывавший свое темное прошлое, вышел на тропу войны.
Решающая битва между некогда закадычными друзьями состоялась в тесном зале суда в Веллингтоне в Новой Зеландии. Несмотря на странную привычку ходить босиком, для дачи показаний против Юджина ДеМарко в деле о воздушном пиратстве сэр Питер Джексон соблюл дресс-код и явился в Высокий суд Веллингтона обутым. В числе шести уголовно наказуемых деяний, обсуждавшихся в суде, числились: кража и продажа двух репродукций военных самолетов времен Первой мировой войны на сумму более $1 млн и присвоение $500 тыс., выданных ДеМарко Джексоном для покупки еще одного исторического самолета.
«Мы дружили почти 14 лет. Он мне очень нравился. С ним всегда было о чем поболтать. Но потом что-то сломалось», — сокрушался в суде режиссер, называя своего бывшего друга аферистом, пираньей и лжецом. Как оказалось, ДеМарко и раньше угонял лайнеры.
На протяжении многих лет Юджин ДеМарко был известен как сорвиголова, пилотирующий раритетные модели и точные копии самолетов на авиашоу. В Голливуде он снискал славу непревзойденного пилота-каскадера. Последний громкий фильм с его участием — блокбастер о Джеймсе Бонде «Не время умирать» (выйдет в прокат осенью 2021 года. — Прим. GQ), где ДеМарко пилотировал гидросамолет. Подобно заклинателю змей, он заставлял летательные аппараты выполнять трюки любой сложности на радость толпе. Благодаря своему таланту и природному обаянию ДеМарко завоевывал доверие богатых и влиятельных людей, таких как Питер Джексон, а потом, ослепляя милой улыбкой, грабил их.
И все же любопытно, как трехкратному обладателю «Оскара» удалось попасться на удочку мошенника старой школы. Вероятно, причиной стала маниакальная одержимость обоих мужчин самолетами.
Впервые Джексон и ДеМарко встретились в 2001 году на авиашоу в Австралии, где Юджин управлял британским истребителем времен Первой мировой войны Sopwith Camel Scout. Учитывая схожесть интересов, авиафанатики мгновенно нашли общий язык, и уже к 2003 году ДеМарко по просьбе Джексона переехал в Новую Зеландию — чтобы восстанавливать, строить стремительно растущий воздушный флот именитого режиссера и управлять им.
В 2005 году на экраны вышел снятый Питером Джексоном ремейк культового «Кинг-Конга» 1933 года. Для этого фильма ДеМарко построил реплики истребителей 1930‑х годов. В кино они проносились над Манхэттеном, пока Кинг-Конг держался за Эмпайр-стейт-билдинг. ДеМарко даже появился в кадре в качестве одного из пилотов. В 2006 году Джексон с Фрэн Уолш, супругой и партнером по бизнесу, основали фирму по производству ретросамолетов The Vintage Aviator Limited (TVAL), надеясь, что некоторые из аппаратов появятся в будущих фильмах режиссера. Новое предприятие возглавил ДеМарко, заняв одновременно позиции генерального менеджера и главного пилота.
Со временем личный флот Джексона стал насчитывать около 50 самолетов периода Первой мировой войны, воссозданных до малейших деталей, включая мощные двигатели, латунную фурнитуру и кожаные сиденья. В результате винтажная эскадрилья сэра Питера превратилась в самую крупную коллекцию исторических лайнеров в мире. Позже некоторые самолеты достались музеям или частным коллекционерам, но многие Джексон хранит у себя до сих пор. В разные годы воздушные суда режиссера даже участвовали в авиашоу: Джексону и ДеМарко удалось воссоздать в небе над Новой Зеландией исторические баталии, но без изрешеченных пулями корпусов и тел. Как постановщик и звезда этих шоу и как управляющий TVAL ДеМарко тоже процветал: жил в прекрасном доме с видом на гавань Веллингтона, покупал самолеты и машины, приобрел ангар с просторными апартаментами на аэродроме Худ в Мастертоне.
Друзья и коллеги Джексона и ДеМарко признаются: Юджин стремительно вошел в близкий круг Питера. Пятидесятидевятилетний Джексон доверял ДеМарко настолько, что мог позволить прокатить себя и своих детей на одном из хрупких ретролайнеров. Он одалживал ДеМарко свой личный Aston Martin, а если Юджину нужны были деньги, без лишних вопросов давал в долг. По словам близких соратников режиссера, Джексона давно предупреждали о прошлом ДеМарко: в США он уже был признан виновным в угоне как минимум одного самолета. Но режиссер продолжал вести себя так, словно не догадывался, что их сотрудничество обречено на провал.