Пицца высокого полета
После успехов Илона Маска аппетиты человечества к космическим путешествиям возрастают с новой силой. GQ выяснил, каким будет рацион первых колонизаторов Луны и Марса.
Журналист Wired Никола Твилли парила посреди самолета, совершавшего параболический полет, и смотрела по сторонам. Ее взгляд привлек спортсмен, проплывавший в воздухе в сторону кабины пилотов, чтобы пристегнуться к вертикальному гребному тренажеру. Рядом с ним витала в пространстве незнакомая женщина: в одной руке она кое-как держала 3D‑ручку и старательно выводила в воздухе фигуры из горячего клея. Позади, в хвостовой части, первый в мире музыкальный инструмент, спроектированный для работы в условиях микрогравитации, — телеметрон — издавал жалобные звуки. Рядом с Твилли пронеслась Кэди Коулман, астронавт из NASA, задев ногой акриловую коробку, в которой вылуплялись тутовые шелкопряды. «Я изо всех сил пыталась удержать в руках ручку и блокнот, — вспоминает Твилли, — пока Мэгги Кобленц, одетая в комбинезон Зигги Стардаста, одну за другой проглатывала горошины, парившие перед ее лицом».
Этот полет в невесомости был затеян Ариэль Экбло, основательницей Space Exploration Initiative MIT Media Lab, организации, цель которой — объединить художников и ученых для создания Академии звездного флота. Экбло и ее команда из более чем 50 энтузиастов готовятся к тому дню, когда человечество превратится в космическую цивилизацию. И существовать на других планетах люди будут так же легко, как и на Земле. «Многие говорят, что мы катим телегу впереди лошади, — жалуется Экбло. — Но космос — непростая материя. И нам приходится готовить повозку, пока где-то еще подрастает сильный конь».
Успехи в космической гонке нового времени не устают напоминать: мир стоит на пороге межпланетных путешествий. Не пройдет и десятка лет, как на бортах Virgin Galactic Ричарда Брэнсона начнут совершаться звездные круизы. Blue Origin Джеффа Безоса займется добычей водорода на Луне. А Big Fucking Rocket Илона Маска доставит на Марс первые жилые модули и теплицы. Свои планы на космос есть и у частных предпринимателей из России. Алия Григ собирается строить космический город в точке Лагранжа L1 — как перевалочный пункт между путешествиями с Земли на Луну. А S7 — запускать ракеты-носители с плавучей платформы в Тихом океане (правда, в пандемию проект «Морской старт» был временно заморожен). Не отстают от миллионеров и NASA c Роскосмосом. Американская космическая компания к 2024 году при поддержке SpaceX запустит два первых модуля, необходимых для строительства окололунной станции Gateway. А в Роскосмосе с 2019 года разрабатывают проект Patron Moon — по строительству на земном спутнике атомной электростанции, на которой смогут жить до 50 человек единовременно. Но пока страны и бизнесмены ломают головы над разработками ракет, спутников и станций, без решения остается другая важная сторона освоения космоса: что будет радовать землян вне Земли?
Только вдумайтесь: уже известно, что полет до Марса будет длиться около девяти месяцев, и все это время будущим колонизаторам придется оставаться в герметично запаянной коробке, которая на бешеной скорости несется сквозь холодную пустоту. Людям, как и животным, запертым в квартирах, нужны игрушки, а иначе, как считают ученые, первыми жителями планет Солнечной системы станут земляне, страдающие депрессией.
Сегодня самым распространенным развлечением на МКС служит игра в города. Из других забав — шахматы, гравитационный бег на дорожке, чтение, игра на гитаре или синтезаторе, а также современное новшество — прохождение бродилок в очках виртуальной реальности. Ариэль Экбло же мечтает создать вне Земли совершенно иную культуру развлечений. Эксперименты с микрогравитацией помогают ее команде придумывать новые танцы, исполнение которых возможно лишь в невесомости, осваивать телеметрон и тестировать модную одежду, сшитую для пребывания в космосе. «Ведь до недавнего времени все предметы, которые космонавты брали с собой на орбиту, были необходимы лишь для одной задачи — выживания», — говорит Экбло.