Отлично, Константин
Что важнее: дух противоречия или дух единства? Оба, ибо это и есть свобода. Зинаида Пронченко отвечает на нашумевший манифест одного режиссера.
«Дух противоречия важнее духа единства», — писала я на первом курсе Академии художеств, в самой первой своей работе, посвященной, кажется, художнику Андрею Андреевичу Мыльникову. Цитату эту, купированную моей забывчивостью, идентифицировать сегодня не могу. Но полагаю, что она из Гегеля. Ибо он считал свободу духом, а дух, соответственно, субстанцией разнородной, состоящей из субъективности, объективности и абсолюта. Как бы там ни было, мне в 18 очень хотелось реабилитировать Андрея Андреевича в глазах прогрессивной художественной общественности. Что он не только «Клятву балтийцев» воспевал в стиле соцреализм, но еще в форточку подглядывал за новейшими западными течениями и с опозданием в полвека упражнялся в постимпрессионизме на болотистой почве Ленобласти.
Короче.
Новый, 2021 год принес новые смыслы. Да, к сожалению, в старые головы. Которые по-прежнему если думают и тревожатся, то всегда о главном. О судьбах Запада и роли России в спасении остального мира, в глобальной постметаоперации «Вихрь-Aнтитеррор». В феврале друг за другом разные лидеры мнений, побольше и помельче, налили чернил и стали плакаться. Друг другу и частично в воздух, коим дышим и мы, и администрация президента. Суть вот в чем. Европа их беспокоит, горит синим пламенем Нотр-Дам, объят огнем и Капитолий, заморские Павлики Морозовы полешки в топку несут.
Особенно увлекательно выступил Константин Богомолов, глубоко уважаемый мною режиссер, переквалифицировавшийся после своего назначения худруком Театра на Малой Бронной не только в управдомы, но и в философы. Ильин, Дугин, Богомолов. Вслед за Захаром Прилепиным и Эдуардом Бояковым Константин Юрьевич возлюбил Россию, как самого ближнего своего. И хочет похищенные священные камни Европы, по которым сокрушались герои Достоевского, автора, Константину небезразличного, вывезти из Парижа и уложить на Чистопрудном бульваре, авось лягут ровнее, не в пример cобянинской похорошевшей плиточке.