Клуб авангардистов
В Новой Третьяковке 27 ноября грянет мировая премьера оперы Ильи Демуцкого «Для «Черного квадрата». Впервые в истории музыки ее героем станет картина. GQ попросил композитора рассказать об отношениях с футуристами и классиками.
Илья Демуцкий — композитор ключевых постановок Большого театра последнего времени (в первую очередь балетов «Нуреев» и «Герой нашего времени») — опаздывает, давая мне время просмотреть новостные ленты. Я обнаруживаю, что одним из героев сегодняшней культурной жизни стал как раз мой собеседник, только что оформивший с Большим договор на сочинение оперы по «Блистающему миру» Александра Грина — одному из шедевров позднего русского романтизма, повествующему о человеке, умеющем летать. И это первый за 15 лет случай, когда главный театр страны делает кому-то подобный заказ.
Повод для нашей встречи, впрочем, иной: в конце ноября Демуцкий представит постановку, воскрешающую мотивы «Победы над Солнцем» — футуристической оперы, сочиненной в 1913 году Михаилом Матюшиным и Алексеем Кручёных. Именно в процессе работы над сценографией к этому произведению Казимиром Малевичем был написан первый «Черный квадрат». Наконец появившись, Демуцкий объясняет, что причина его задержки рифмуется с уничтожением небесного светила — ровно 15 минут он провел в остановившемся поезде метро. «Надеюсь, никто не прыгнул на рельсы», — улыбается мой собеседник. А я готовлюсь к тому, чтобы допытаться, чем же его так привлек один из самых забубенных экземпляров русского авангарда. Однако мой план обсудить влияние великих идей прошлого на день сегодняшний быстро разбивается вдребезги.