GQ Люди года 2016
Продюсер года
Никита Михалков, Леонид Верещагин, Антон Златопольский
Несмотря на то что снимать «Экипаж» пришлось в самый разгар кризиса, команда продюсеров успешно и не без изящества посадила свой самолет и смогла заработать не только деньги, но и зрительскую любовь.
Первое, что видишь, поднимаясь по лестнице, ведущей к приемной Никиты Михалкова в студии «ТриТэ», — ростовой портрет Александра III, слева и справа от него — плакаты фильмов «Цитадель» и «Сибирский цирюльник». В приемной слышится длинный вздох — «ы‑ы‑ы‑и‑и‑и‑х…» — и с обломовскими интонациями сказанное: «Его на связи нет. Вот такое дело. Никиты Сергеевича в Москве сейчас нет… И вам всего доброго». Со стен смотрят К. С. Станиславский, Михаил Ромм, Михаил Чехов, Владимир Путин, Марчелло Мастроянни, Георгий Данелия, святой с окровавленными ногами (возможно, Варфоломей), Эльдар Рязанов. Присутствует вай‑фай — с паролем из инициалов режиссера.
Михалков считает, что секрет успеха продюсерской тройки Верещагин–Златопольский–Михалков в том, что они, кажется, раньше других поняли, по чему тоскует давно чувствующий себя нелюбимым российский зритель: по нормальному советскому кино. А когда зритель чувствует себя нелюбимым, он уходит из кинотеатра и зачастую больше (на российское кино) не возвращается.
«Слушай, ну что такое картина «Легенда № 17»? Что такое картина «Экипаж»? Это хорошие, добротные советские картины. С определенными принципами, устоями. Конечно же, снятые по новым технологиям. Но это картины, которые люди могут смотреть семьей. Я сейчас не имею в виду, что все кино должно быть таким, но мы в последнее время заигрались в авторское кино — иногда очень хорошее, а иногда ужасающее, — которое вообще не интересуется зрителем. Типа вот я так вижу — хотите смотрите, хотите не смотрите. Как говорили в Советском Союзе, какая разница: работаешь — сто рублей, не работаешь — сто рублей. Я самовыражаюсь, а надо это кому‑то или нет — не важно. Хорошо, если фестивали есть, а нет — ну и хрен с ним. А сейчас все‑таки мы пришли к моменту, когда зритель стал разбираться в том, что ему интересно смотреть. И, как ни странно, выяснилось, что интересно ему то же, что было интересно его родителям и дедам».
План сработал: в 2013 году «Легенда № 17», спродюсированная Леонидом Верещагиным, Антоном Златопольским и Никитой Михалковым, заработала в прокате 922 932 310 рублей (и впервые сделала наших героев продюсерами года по версии читателей GQ), а в этом году уже «Экипаж» принес своим создателям 1 427 764 451 рубль и награду. В ожидании неизбежного кинематографического хет‑трика (съемки фильма «Движение вверх» о победе советских баскетболистов на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене начались в Москве этим летом) мы развели продюсеров по разным комнатам и поодиночке расспросили их друг о друге, полетах и кино.