Обложка
Прошедшее совершенное
Первый «Трейнспоттинг» остается основополагающим фильмом 1990‑х. 20 лет спустя четыре мушкетера с иглами вернулись в сиквеле «Т2: Трейнспоттинг». GQ встретился с их лидером, вечно юным Рентоном — Юэном Макгрегором.
«Трейнспоттинг» — кино про героинщиков, но эффект от него сродни действию других наркотиков — психостимуляторов, галлюциногенов, экстази. Его самые легендарные сцены похожи на трип — заплыв Макгрегора в «самый засратый унитаз в Шотландии», его радикальный уход в завязку — или на круглосуточную вечеринку, с клубами и сексом. А музыка! Один только Игги Поп обязан Дэнни Бойлу возрождением карьеры — а ведь были же еще New Order с Primal Scream, Underworld и Leftfield, Pulp и Elastica.
Персонажи «Трейнспоттинга» стопроцентно узнаваемы. В конце концов, у каждого в жизни был свой Бегби — непредсказуемое шизоалкогольное чудовище, провинциальный шотландский вариант Джо Пеши из «Славных парней», главный актерский шедевр Роберта Карлайла. Или миляга Спад (он же Кочерыжка, он же Картофелина, он же Обрубок) в исполнении Юэна Бремнера: записной дурачок компании, вечный лузер, джанки‑тихушник. Или его антипод, сексуашка Сик Бой (Джонни Ли Миллер) в вечном поиске, где бы потрахаться и ширнуться. Наконец, сам Рентон-Макгрегор, олицетворение героинового антишика, вечно бросающий свою дурную привычку и вечно возвращающийся на иглу — и проделывающий то же самое со своими друзьями, которых он в финале фильма грабит и оставляет, как тогда казалось, навечно.
Даже если вы сто лет не пересматривали «Трейнспоттинг», то все равно прекрасно помните главные сцены каждого из героев. Стоп‑кадр с Бегби, швыряющего кружку с пивом в толпу в пабе через плечо. Собеседование Спада, живописный инцидент с простынями, завтраком, девушкой и ее предками. Сик Бой, самый скользкий из всех «рожденных скользкими», целующий девушку с промокашкой экстази на языке. Ну и Рентон, у которого таких сцен завались. Его «шотландский» монолог: «Англичашек я не ненавижу. Они просто дрочеры. Мы, в свою очередь, были колонизированы дрочерами». Приступ смеха на капоте тачки, которая его только что едва не сбила. «Самый засратый унитаз в Шотландии». Ну и, разумеется, символ веры Рентона: Choose life. Choose a job. Choose a career…
20 лет спустя Макгрегор живет в Лос‑Анджелесе, где я встречаюсь c ним в студии фотографа. Он приезжает и уезжает на мотоцикле, без всякого пафоса (фаната, ждавшего за углом в костюме из «Звездных войн», отослали домой еще до приезда Макгрегора). Несмотря на свои 45, он моложав до безобразия и эманирует совсем невзрослое обаяние. Многие звезды берут с собой на интервью снобизм и заносчивость; Макгрегор приносит хорошее настроение.
Во втором «Трейнспоттинге» Рентон возвращается в Эдинбург после 20 лет в Амстердаме. Все эти годы он скрывался от своего прошлого и от своих друзей, и вот настала пора встретиться с ними лицом к лицу. В этом смысле, как и во многих других, фильм повторяет жизнь. «С Робертом Карлайлом Макгрегор не виделся «с премьеры «Трейнспоттинга», но поскольку я не помню премьеру «Трейнспоттинга», то не уверен, что мы там виделись». С Бремнером он снялся еще в паре фильмов, а в начале нулевых был одним из пайщиков производственной компании вместе с Джонни Ли Миллером. Что касается режиссера Дэнни Бойла, продюсера Эндрю Макдоналда и сценариста Джона Ходжа, то их он избегал долгие годы. «Сколько именно? Десять, может, больше». Они поссорились после того, как Бойл и его команда позвали на главную роль в «Пляже» ДиКаприо. Макгрегору было жутко обидно.