Смешивают и взбалтывают
За нашими любимыми кремами и сыворотками стоят не бренды, а люди. Раньше не было принято называть их по именам — но сегодня мы это исправим. Встречайте тех, кто придумывает российскую косметику.
«Технолог — разработчик косметики как шеф-повар: ингредиенты и рецептура у всех одинаковые, но у одних получается крем, которым хочется пользоваться снова и снова, а у других — средство, которое второй раз не купят», — говорит кандидат биологических наук Татьяна Пучкова. Автор книг «Основы косметической химии» и «Энциклопедия ингредиентов для парфюмерии и косметики», она уже 20 лет возглавляет Национальное общество косметических химиков. Такие общества есть более чем в 50 странах мира, и все вместе они формируют IFSCC — международную федерацию косметических химиков. Главное условие для членов общества: все должны быть именно практикующими специалистами. «В России тех, кто способен создавать действительно хорошую косметику, пока немного, — продолжает Пучкова. — Чтобы работать с современными ингредиентами, нужно иметь лабораторный и производственный опыт, постоянно учиться, ездить на выставки и конференции. Знанием базовой химии тут не обойдешься, нужно изучать как минимум основы биологии, биохимии, физиологии, гистологии кожи и волос, а еще и основы биофизики желательно».
В профессиональной среде специалистов разделяют на технологов и разработчиков. Первые обычно отслеживают технологические процессы на производстве. «Вторые — те, кто умеет виртуозно обращаться с сырьем, делать продукты не по учебнику, создавать инновационные средства, — рассказывает косметический химик Оксана Иванова. — Например, есть запрос на сыворотку с азелаиновой кислотой. Но ведь это вещество нельзя просто взять и нанести на кожу. Задача технолога — добавить ингредиенты, которые будут смягчать агрессивное действие кислоты, чтобы она боролась с акне и выравнивала кожу, но при этом не вызывала покраснения. А еще и текстуру средства надо сделать приятной».
Химики начали создавать свои бренды еще в 1990‑е, но тогда к российской косметике все относились со скепсисом.
Совсем недавно из описаний косметических марок можно было узнать разве что имя их создателя, а чаще всего там просто излагалась некая красивая миссия бренда. Сегодня нам начинают рассказывать, кто из химиков разрабатывал формулу. Марка EMVY, например, гордится сотрудничеством со Светланой Мухтаровой, руководителем подмосковной лаборатории «Живая косметика-про», в которой уже много лет разрабатывают не только формулы, но и российские косметические ингредиенты. Hello Beauty год назад пригласили главным технологом Марину Морозову, которая больше десяти лет создавала формулы собственных брендов сети «Л’Этуаль» (она автор Dolce Milk и Moriki Doriki). Авторы средств Blóm — создатель микроигольной технологии Василий Звездин и химик-технолог «Лаборатории «Эманси» Марина Кленова. А руководитель этой же лаборатории Валентина Деменко известна еще с 1990‑х — она автор десятков российских брендов, и именно она сейчас воплощает все пожелания Тины