Позволительная роскошь
Каково это — играть развод, когда переживаешь то же самое в жизни? Легко ли поддерживать великого режиссера, на которого ополчилось профессиональное сообщество? И есть ли место шуткам про Гитлера? На непростые вопросы отвечает Скарлетт Йоханссон — и делает это крайне изящно.
Скарлетт Йоханссон в прошлом году стала самой высокооплачиваемой актрисой Голливуда. Как и в позапрошлом. И если вы задаетесь вопросом, насколько оправданны ее заоблачные гонорары, то математика ответит за нас: суммарные кассовые сборы фильмов с ее участием за последние десять лет составляют 13 млрд долларов. Между именем Скарлетт и гигантскими сборами можно ставить знак равно.
Когда я говорю ей об этом лично (дело происходит в нью-йоркской фотостудии, актриса удобно расположилась на большом диване), она просто улыбается и пожимает плечами: «Ну да, наверное. В том смысле, что все эти гигантские цифры — этого просто не может быть». «Но это же правда!» — настаиваю я. Может, Скарлетт считает, что говорить о деньгах неэтично? «Нет, я не вижу в этом ничего плохого. И уж точно нет ничего плохого в высоких гонорарах — это здорово, потому что мне не нужно хвататься за любую работу ради денег, как делает большинство людей в кинобизнесе. Я могу позволить себе эту роскошь».
Такой роскошью (и для зрителей тоже) стала «Брачная история» Ноа Баумбаха, драма о разводе, которую Netflix выпустил осенью 2019‑го. Игру Скарлетт похвалили буквально все, а некоторые критики даже приравняли ее работу к лучшим образцам жанра, вспомнив и Лив Ульман в «Сценах из супружеской жизни», и Мерил Стрип в фильме «Крамер против Крамера». «Брачная история» принесла Йоханссон номинации на «Золотой глобус» и «Оскар» (и вполне возможно, когда вы будете читать эти строки, одна из наград уже окажется в руках у Скарлетт). Актриса рассказывает, что в начале своей карьеры она уже пыталась поработать с Баумбахом, но не называет фильм. Тогда ничего не вышло, и Скарлетт была уверена, что режиссер о ней больше не вспомнит. Годы спустя раздался телефонный звонок, после которого Скарлетт и Ноа встретились. Он сказал, что пишет сценарий о разводе. Йоханссон ответила, что прямо сейчас разводится со вторым мужем. Помогло ли ей это в работе? Скарлетт старается не придавать слишком большого значения этому совпадению. «Конечно, у меня есть что-то общее с моей героиней. Точно так же, как и с любым человеком, которому приходилось разводиться. С одной стороны, тебе очень горько, с другой — ты испытываешь радость». Другим «источником вдохновения» для актрисы послужил развод родителей — они расстались, когда ей было 13, и для Скарлетт это еще более болезненные воспоминания. И все же я не могу не спросить: если бы кино не дублировало ее личную жизнь, получился бы фильм таким классным? «Ну, я точно знаю, что играла бы иначе, если бы у меня не было ребенка. Просто расставаться с человеком и расставаться, когда у вас дети, — это разные вещи. Но все же в реальной жизни я не проходила через развод, каким он показан в фильме, это больше опыт Ноа,