Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов

ForbesКультура

Живая античность

Кому нужны безрукая Венера, безголовая Ника и ряды голов без ушей и носов.

Григорий Бальцер, антиквар, основатель агентства Baltzer Auction Agency and Services, член правления международной конфедерации антикваров и арт-дилеров /forbes.ru/grigoriy-balcer

Три римские скульптуры II века н. э. на предаукционной выставке Sotheby’s в Лондоне. Ноябрь 2018 года

Античность: красиво, но очень скучно. Безрукая Венера, безголовая Ника, монотонные ряды голов, рук, тел — всем этим мы досыта наелись еще в школьные годы в музейных залах. Чем, казалось бы, это может заинтриговать современного коллекционера? Однако, рынок коллекционных антиков существует, и на указанные вопросы есть несколько ответов.

Во-первых, кажущееся однообразие музейного материала — проблема скорее не античности, а музея; тот случай, когда количество нейтрализует качество. Вне музейных интерьеров, выбравшись из толпы похожих мраморных тел, условная греческая статуя легко обретает новую жизнь, становясь уже не только историческим материалом, но и эстетическим объектом (чем, собственно, и являлась изначально). И именно это привлекает к «антике» особую категорию покупателей, которая,наряду с коллекционерами, тоже формирует спрос. Речь о декораторах, и даже шире — о людях, которые специалистами не являются, а просто хотят украсить свой дом. И это настолько расширяет круг возможных покупателей, что галереи античного искусства становятся отнюдь не редкими гостями на ярмарках искусства современного (например, на Tefaf Maastricht и Frieze Masters). Среди людей, интересующихся античностью, замечены современные художники Марк Куинн, Джефф Кунс и другие. Привлекательность и понятность античности для широкой публики отличает этот рынок от многих других узких рынков коллекционирования.

Во-вторых, надо помнить, что античность — это философия, литература, мифология, и есть масса коллекционеров, которые пришли к своей тематике именно через увлечение этими дисциплинами.

В-третьих, нельзя забывать о том, что античное искусство — по сути, первооснова современного искусства и именно с охоты за античными предметами началась вся история коллекционирования (страстными их собирателями были и Лоренцо Медичи, и Наполеон, и другие). Да и самим представлением о том, что такое красота, мы обязаны коллекциям антиков: именно они сформировали нынешние представления о прекрасном. Творцы эпохи Возрождения считали себя продолжателями античных традиций, а позже идеалы и эстетика Древнего мира не раз послужили ориентиром для развития искусства: ими были вдохновлены классицизм, академизм, ампир.

К античному искусству (искусству Древнего мира, или Ancient Art & Antiquities в аукционных каталогах) относят произведения, созданные в государствах Междуречья, Древнего Египта, Древней Греции и Рима, а также во времена эллинизма. И если антик не подделка, то он по-настоящему проверен временем, ведь шанс дотянуть до наших дней всегда оказывался только у произведений самого высокого качества. Разумеется, существует не так уж и много предметов в коллекционном состоянии, поэтому собирают все, что осталось: скульптуру и керамику (ее сохранилось больше всего), геммы, монеты, печати, стекло и украшения, даже свитки и книги. И если керамика и скульптура — более «массовые» направления коллекционирования, то прочие считаются совсем узкими, для знатоков.

Итак, античность покупают. Но увы: если несколько веков тому назад этот рынок коллекционирования был крупнейшим, сегодня он не особенно заметен. Несмотря на то, что некоторые античные статуи по-прежнему входят в списки самых громких аукционных продаж скульптур (и становятся самыми дорогими сделками сезона в категории «искусство до XX века» на крупнейших аукционах мира), рынок обмельчал настолько, что считается нишевым. В общемировом обороте его доля настолько мала, что его колебания не влияют ни на соседние рынки, ни на картину в целом. Причины те же, что, например, и у рынка старых мастеров: мало первоклассных работ (а те, что появляются, зачастую сразу попадают в музей и на долгие годы изымаются из рыночного обращения), сложности с хранением и реставрацией, проблемы документального оформления.

Ощутимое влияние на развитие рынка в свое время оказала Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в ЮНЕСКО в 1970 году и поддержанная 128 странами. Целью было противодействие волне краж и нелегальной торговли античными предметами, захлестнувшей мир в конце 1960-х: в это время поток артефактов из так называемых южных стран (Греции, Египта, Италии, Ирака и других государств, где велись активные археологические раскопки) на «север» — в богатые страны Западной Европы — заметно усилился.

Конвенция поставила перед государствами-участниками ряд задач. К их числу относились инвентаризация обнаруженных ценностей, стандартизация и разработка экспортных сертификатов, мониторинг торговли, введение уголовных или административных санкций. Были утверждены положения о реституции культурных ценностей и обозначен порядок международного взаимодействия в рамках решения названных задач. Это оказало некоторое депрессивное влияние на рынок: соблюдение правил усложнило процедуру подготовки античных предметов к продаже и несколько затормозило развитие сегмента. Но все же это было и необходимым этапом его эволюции, шагом в сторону оздоровления и прозрачности.

География рынка античности незатейлива: главные торги проводятся преимущественно в Лондоне, здесь же проходит и около 60% главных галерейных сделок. Интересные предметы средней ценовой категории можно встретить на торгах во Франции и Италии. Рекорды же продаж античных статуй и скульптур (именно они среди всех произведений Древнего мира ценятся дороже всего) регулярно ставятся в Нью-Йорке: там были проданы семь из десяти самых дорогих предметов античного мира. Самый «стойкий» результат из топ-10 — £7,9 млн за статую Венеры Медицейской конца I — середины II века н. э. — относится к 2002 году, а самый последний — $30,9 млн за ассирийский рельеф IX века до н. э., — достигнут в 2018-м. То есть мы видим, что рекорды ставятся нечасто, но при этом в топ-10 есть и свежие результаты. Это доказывает, что рынок жив, интерес к нему стабилен и коллекционеры всегда находятся в ожидании уникального ценного лота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сын за отца Сын за отца

Что происходит с активами Владимира Когана после его болезни

Forbes
Пропадает эрекция во время полового акта? Основные причины и способы решения проблемы Пропадает эрекция во время полового акта? Основные причины и способы решения проблемы

Ситуация не из приятных, но решаемая

Playboy
Народные ремесла Народные ремесла

Основатели сайта о рекламе Adme создали крупнейшую фабрику контента для YouTube

Forbes
Самый русский динозавр Самый русский динозавр

Почему Сибирь — родина динозавров

Русский репортер
Авария в метро Авария в метро

Немецкий ретейлер Metro Сash & Carry сдает позиции и меняет форматы

Forbes
Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться Менопауза: почему и когда наступает климакс и как к нему подготовиться

Как отодвинуть наступление менопаузы и что сделать, чтобы процесс прошел мягко?

Psychologies
Рожденные побеждать Рожденные побеждать

Александр Кохановский создал одну из самых успешных киберспортивных команд

Forbes
Погода в доме Погода в доме

Чтобы малыш не болел, не создавай в детской комнате тепличные условия

Лиза
«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
9 лайфхаков с пищевой пленкой, которые пригодятся каждому 9 лайфхаков с пищевой пленкой, которые пригодятся каждому

А вы знали, что с пищевой пленкой можно сделать еще и это?

Популярная механика
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Не всё то золото, что блестит Не всё то золото, что блестит

Эрик Винд об опасностях, подстерегающих коллекционеров

Robb Report
«Мы свидетели нового дополненного мира» «Мы свидетели нового дополненного мира»

Подборка высказываний футурологов и предпринимателей об Индустрии 4.0

РБК
Свободный полет: как вести себя со взрослыми детьми Свободный полет: как вести себя со взрослыми детьми

Многие родители с трудом отпускают любимых детей во взрослую жизнь

Psychologies
Люди на пределе Люди на пределе

Возможности нашего собственного, среднестатистического тела

Вокруг света
Как из письма Эрнеста Хемингуэя для Esquire выросла повесть «Старик и море» Как из письма Эрнеста Хемингуэя для Esquire выросла повесть «Старик и море»

История о старом рыбаке, которая выросла в повесть «Старик и море»

Esquire
Бычий рынок Бычий рынок

Братья Линники с помощью государства создали продовольственный холдинг

Forbes
15 вопросов к Дэвиду Харбору 15 вопросов к Дэвиду Харбору

Звезда «Очень странных дел» говорит о психических расстройствах

Playboy
8 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в раковину 8 вещей, которые ни в коем случае нельзя смывать в раковину

Эти несколько типов загрязнений — «страшный сон» каждого сантехника

Популярная механика
Носите деним как Люк Перри в 1990-е Носите деним как Люк Перри в 1990-е

Вам потребуется идеальная куртка, джинсы и немного желания оголить свой торс

GQ
Синдром родительского отчуждения: не заставляйте детей выбирать Синдром родительского отчуждения: не заставляйте детей выбирать

Во время развода родителей ребёнок может неосознанно отвергать одного из них

Psychologies
6 ситуаций, когда тебе определенно стоит пропустить спортзал, чтобы не отдать концы 6 ситуаций, когда тебе определенно стоит пропустить спортзал, чтобы не отдать концы

Иногда пропустить занятие в спортзале не только можно, но и нужно

Playboy
Город дороже золота Город дороже золота

История о том, как построить город заново

Русский репортер
Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее Патрик Уркад о выставке «Восточный джаз / East West Jazz» в Пушкинском музее

Экскурсия со-куратора, сценографа и бывшего арт-директора французского Vogue

Vogue
Цвет земли Цвет земли

Berberlodge — больше похожий на крошечную деревушку, чем на отель

Seasons of life
«Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского «Даже неудобно вас о таком просить»: полная расшифровка беседы Трампа и Зеленского

Содержание телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского

Forbes
Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога» Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога»

Марк Рэндольф, основатель Netflix, называет себя «невидимым лицом»

Forbes
Опыт читателя: как улучшить сигнал сотовой связи Опыт читателя: как улучшить сигнал сотовой связи

Медленный мобильный интернет? Проверьте качество сигнала и попробуйте улучшить!

CHIP
День ангела День ангела

Наоми Скотт о новом поколении «Ангелов Чарли»

Cosmopolitan
Каким фантасты видят XXII век: пророчества писателей Каким фантасты видят XXII век: пророчества писателей

Самые интересные произведения, посвященные грядущему веку

Популярная механика
Открыть в приложении