Кто и зачем помог Роману Авдееву сохранить в кризис Московский кредитный банк

ForbesБизнес

Выживший

Кто и зачем помог Роману Авдееву сохранить в кризис Московский кредитный банк

Текст Дмитрий Яковенко. Фото Владимир Васильчиков для Forbes

Роман Авдеев (№56 в списке Forbes, состояние $1,7 млрд) считает разговоры о «московском банковском кольце» и влиянии на его бизнес «Роснефти» конспирологией

Кроссовки приятно пружинили на дорожках парка «Сокольники», стояло ясное августовское утро. Тренировку нарушил звонок телефона. Банкир Роман Авдеев прервал пробежку и взял трубку. «Ты это видел?» — спросил его знакомый. Речь шла о письме менеджера по продажам «Альфа-Капитала» Сергея Гаврилова, выдержки из которого опубликовали «Ведомости». В письме Гаврилов предупреждал клиентов о проблемах в нескольких крупных банках, призывал не дожидаться их санации и перевести активы в более надежные банки. В списке были «Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк Авдеева.

Вскоре банкир разговаривал с совладельцем «Альфа-Групп» Петром Авеном — он позвонил, чтобы лично извиниться за произошедшее. А затем пророчества Гаврилова начали сбываться: его письмо было опубликовано в середине августа 2017 года, через две недели ЦБ отправил на санацию «Открытие», за ним последовали Бинбанк и Промсвязьбанк. МКБ единственным из «московского банковского кольца» (так стали называть банки из письма Гаврилова) остался на плаву. Как Авдееву удалось сохранить банк и почему финансист, предпочитавший вести бизнес в одиночку, продал доли в основных активах?

Братство кольца

Разрушенный город, кричащие от горя люди, извлеченные из-под обломков зданий тела — таким увидели армянский Спитак после землетрясения в декабре 1988 года студенты-волонтеры из Московского энергетического института. Среди них был первокурсник Роман Авдеев. Две недели он с товарищами жил в палатках: днем помогал разгребать завалы, ночью питался тушенкой и согревался спиртом. Перед отъездом добровольцам грозили отчислением, но по возвращении поставили все зачеты автоматом.

Доучиться в МЭИ Авдееву так и не удалось — его отчислили, когда он, увлекшись коммерцией, забросил занятия. Авдеев начинал с торговли декодерами на рынках, при высокой марже первоначальное накопление капитала шло стремительно. В 1994 году Авдееву подвернулся Московский кредитный банк (МКБ), и он купил его за 2 млрд неденоминированных рублей (около $500 000). Вскоре банк превратился в одного из крупнейших игроков на рынке инкассаторских услуг в Москве и Подмосковье. К началу 2000-х инкассация приносила МКБ более 30% комиссионных доходов, и клиентура была соответствующая: Авдеев сделал ставку на работу с крупными торговыми сетями и мелкими частными предпринимателями, которым выдавал короткие кредиты под залог выручки.

Все изменилось в кризис 2008 года. Авдеев продал принадлежавшие ему земельные участки в Подмосковье, внес в капитал МКБ 6 млрд рублей, увеличив его вдвое, и начал щедро кредитовать крупные компании, лимиты на которые сокращали другие банки. Среди клиентов МКБ появились «Мечел», ОГК-6, «Мираторг», «Северсталь». В 2009–2010 годах банку удалось увеличить активы почти в три раза, до 165,5 млрд рублей.

Через инвестхолдинг «Россиум» Авдеев развивал и другие проекты, например девелопмент. МКБ начал кредитовать застройщиков жилья и продавать квартиры через риелторское агентство «Домус-финанс». Затем Авдеев основал компанию «Инград», она начала скупать земельные участки и к 2015 году стала одним из крупнейших застройщиков Подмосковья c портфелем проектов более чем на 1,8 млн кв. м.

Успешными оказались инвестиции в НПФ «Согласие», контроль над которым Авдеев приобрел в 2013 году. Тогда активы фонда не превышали 5 млрд рублей. В 2014–2015 годах «Согласию» удалось привлечь почти 500 000 новых клиентов, к концу 2015 года под его управлением было 22 млрд рублей пенсионных накоплений.

Крупнейшая частная пенсионная группа на тот момент была сформирована вокруг банка «Открытие», его «НПФ Электроэнергетики» и «Лукойл-Гарант» управляли 287 млрд рублей (14,3% всего рынка). Внушительную коллекцию НПФ, позже объединенную в ФГ «Будущее», собрал и Борис Минц, один из партнеров Вадима Беляева, основного акционера «Открытия», а также группа «Сафмар» Михаила Гуцериева. НПФ покупались в том числе для того, чтобы финансировать проекты их владельцев. ЦБ пытался умерить их аппетиты, в частности установил ограничения по доле аффилированных компаний и отдельных инструментов в портфелях фондов. Именно эти ограничения положили начало пресловутому «московскому банковскому кольцу». «Группа энтузиастов придумала изящную и формально легальную схему, в ней участвовали фонды, банки и эмитенты ценных бумаг, которые можно было бы включить в высшие котировальные списки. Принцип был прост: ваш фонд дает деньги для наших проектов, наш — для ваших», — рассказывает один из финансистов.

Участвовали ли структуры Авдеева в этих схемах? Сам Авдеев любые рассуждения о «банковском кольце» называет конспирологией. Но в 2015 году O1 Group (объединяет пенсионный и девелоперский бизнесы Бориса Минца) была должна МКБ 24 млрд рублей, а ее пенсионные фонды держали на счетах и депозитах в банке Авдеева 34 млрд рублей.

Летом того же года Авдеев обсуждал с фондами Минца и «Сафмара» возможность участия в IPO МКБ. Сделка не состоялась — якобы по рекомендации ЦБ, которому не понравилось, что эти же пенсионные группы приняли участие в докапитализации Промсвязьбанка, выкупив по 10% за 6,9 млрд рублей каждая. Уже после размещения, в ходе которого МКБ привлек 13,2 млрд рублей, фонды Минца, Гуцериева, а также НПФ РГС приобрели примерно по 3,5% МКБ на вторичном рынке. На конец 2015 года группа «Регион», обслуживающая «Роснефть», владела 9,5% МКБ.

Богатый «Регион»

«Больше моей ноги ни на стадионе, ни в вашей ложе не будет!» — не мог сдержаться миллиардер Александр Мамут. Летом 2003 года он приехал к владельцу «Лужников» Владимиру Алешину, чтобы купить у него футбольный клуб «Торпедо», но сделка сорвалась, хотя Мамут предлагал за команду $30 млн, а вместе с ним покупку готовы были профинансировать миллиардеры Роман Абрамович и Сулейман Керимов. Партнеры хотели превратить «Торпедо» в клуб европейского уровня.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не ветреный бизнес Не ветреный бизнес

Самый грязный энергоноситель — уголь

Forbes
Окно возможностей. Как технологическим стартапам выжить в эпоху санкций Окно возможностей. Как технологическим стартапам выжить в эпоху санкций

Негативные последствия для экономики молодые компании на себе почувствуют

Forbes
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Непристойные старинные традиции, слишком смелые даже для современного человека Непристойные старинные традиции, слишком смелые даже для современного человека

Публичная проверка потенции и другие примеры раскованного поведения предков

Maxim
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Племя не ждет! Племя не ждет!

В чем секрет хитов груп­пы IOWA

Glamour
Желаю любви и радости! Желаю любви и радости!

Что может сделать каждый, кто хочет улучшить свое состояние?

Psychologies
Как покупать на вторичном рынке Как покупать на вторичном рынке

Купив подержанное устройство и сделав правильный выбор, можно сэкономить

CHIP
Новое рождение: надолго ли сланцевая революция продлила век нефти Новое рождение: надолго ли сланцевая революция продлила век нефти

Современная нефтянка — это высокотехнологичная индустрия

Forbes
Елизавета II и ее корги: история в фотографиях Елизавета II и ее корги: история в фотографиях

Королева Елизавета II разводила вельш-корги на протяжении 70 лет

Esquire
Путь к красоте: как работает клиника эстетической медицины Путь к красоте: как работает клиника эстетической медицины

Как проходит рабочий день руководителя клиник эстетической медицины «Клазко»

Forbes
В Питере — ждут. Гергиев и Мацуев в программе ПМЭФ-2018 В Питере — ждут. Гергиев и Мацуев в программе ПМЭФ-2018

Культурная программа Петербургского международного экономического форума

Forbes
Детокс от регулятора. Можно ли из плохого банка сделать хороший Детокс от регулятора. Можно ли из плохого банка сделать хороший

ЦБ давно вынашивал идею создания банка плохих долгов

Forbes
Биороботы на службе человека: будущее за биотехнологиями Биороботы на службе человека: будущее за биотехнологиями

Эти живые существа уже никогда не смогут жить на воле

Популярная механика
Атомный могильник: как хранят радиоактивные отходы Атомный могильник: как хранят радиоактивные отходы

За захоронение высокоактивных отходов многие страны готовы платить уже сейчас

Популярная механика
Ароматы империи Ароматы империи

Как в России развивалось производство косметики и парфюмерии

Forbes
Дикие ягоды. Как семья преподавателя создавала интернет-магазин Wildberries Дикие ягоды. Как семья преподавателя создавала интернет-магазин Wildberries

Татьяна Бакальчук начала бизнес в небольшой квартире и вошла в список Forbes

Forbes
Голливудский финал Голливудский финал

Ради чего главный человек в кинематографе бросил миллиардное состояние

СНОБ
Cosmo-эксперимент: Как жить по максимуму на минимум? Cosmo-эксперимент: Как жить по максимуму на минимум?

Наш автор живет по максимуму на 5000 рублей

Cosmopolitan
Четыре причины завести дневник этой весной Четыре причины завести дневник этой весной

Взрослые и подростки, которые ведут дневник, легче засыпают, меньше нервничают

Psychologies
Что такое суперфуды и зачем они нам нужны Что такое суперфуды и зачем они нам нужны

Продукты, в которых концентрация полезных веществ превышает все показатели

Cosmopolitan
Конфликт поколений: чем блокировка Telegram напоминает крестовый поход детей Конфликт поколений: чем блокировка Telegram напоминает крестовый поход детей

История с ограничением доступа напоминает непонимание поколениями друг друга

Forbes
Апокалипсис сегодня Апокалипсис сегодня

Ольга Куриленко встретилась с нами накануне премьеры фильма «Дыши во мгле»

OK!
7 вещей, которые не выйдут из моды в 2018 году 7 вещей, которые не выйдут из моды в 2018 году

Стилеобразующие вещи, которые мы покупали в прошлом году

Cosmopolitan
Весь этот рок-н-ролл Весь этот рок-н-ролл

Джаред Лето рассказал, почему они ждали своего возвращения в Россию

OK!
Воры на доверии: как научиться технике финансовой безопасности Воры на доверии: как научиться технике финансовой безопасности

Технологии упрощают денежные переводы, но этим пользуются и злоумышленники

Forbes
Больше чем поэт Больше чем поэт

Интервью с русским поэтом и музыкантом Дельфином

Esquire
100 советов сыну 100 советов сыну

За время существования MAXIM многие наши первые читатели стали отцами

Maxim
Виктория Романец, Оксана Самойлова и другие: кто любит хвастаться подарками? Виктория Романец, Оксана Самойлова и другие: кто любит хвастаться подарками?

Осторожно! Уровень роскоши в материале зашкаливает!

Cosmopolitan
Опора Опора

Последовательность йоги айенгара для здоровья стоп

Yoga Journal
Открыть в приложении