Высшая лига
Слияние немецких компаний Dea и Wintershall вернет партнеров «Альфа-групп» в мировую нефтяную элиту
В головном офисе BASF в городе Людвигсхафен на юго-западе Германии 27 сентября 2018 года было подписано соглашение о слиянии нефтегазовой «дочки» немецкого концерна Wintershall с компанией Dea, входящей в LetterOne российских миллиардеров из «Альфа-Групп». Михаил Фридман с партнерами стали владельцами 33% объединенной компании стоимостью, по оценкам, €20 млрд. По словам исполнительного директора LetterOne лорда Брауна, бывшего главы BP, компания выйдет в высшую лигу нефтедобычи, встав в один ряд с BP, Royal Dutch Shell и Total. Фридман говорил, что он с партнерами создает в Германии национального чемпиона нефтегазовой отрасли.
Выход на мировую арену для Фридмана и его партнеров был непростым. В 2013-м они продали 25% ТНК-ВР за $14 млрд и зарегистрировали холдинг LetterOne, первой удачной сделкой которого стала покупка нефтегазовой Dea у германского RWE за €5 млрд. Актив покупался на падающем рынке: в 2014 году цена на нефть упала со $115 до $55 за баррель. Договоренность с RWE о покупке Dea была достигнута в драматический момент, в марте 2014 года, когда США и ЕС ввели первые санкции против России. Оформить сделку удалось только в 2015 году. Многие эксперты были уверены, что Фридману и партнерам просто не дадут купить Dea. Министерство экономики Германии даже провело проверку, чтобы выяснить, не ставит ли эта сделка под угрозу энергоснабжение страны. Но LetterOne своего добилась. Сделка была одобрена на высшем политическом уровне в ФРГ, в ее продвижении, по данным Forbes, принимала участие председатель Центрального совета евреев в Германии Шарлотта Кноблох, получившая разрешение от канцлера Ангелы Меркель. Кноблох не ответила на вопросы Forbes. Примечательно, что одновременно с LetterOne за Dea боролась тогда именно Wintershall, но предложила цену меньше. Wintershall проиграла LetterOne, чтобы затем В выиграть от альянса c ней же и вместе выйти на новый уровень в бизнесе.
«Мы купили Dea в момент, когда цены на нефть начали падать и компания находилась в непростой ситуации, — рассказывает один из топ-менеджеров LetterOne. — Мы сделали неплохую работу: потратили много сил и времени, чтобы привести бизнес в нормальную форму при падающих ценах. Ведь нужно было сокращать издержки и людей, тем более в Германии, где профсоюзы играют огромную роль и у государства большие социальные обязательства». Один из главных игроков высшей нефтяной лиги лорд Браун пришел в LetterOne в 2015 году. В одном из интервью он сетовал, что на мировом рынке на продажу выставлено много активов, но хороших практически нет. И если что-то стоящее продавалось, LetterOne билась за актив до последнего. В 2015-м Dеa