Бывший советский премьер создал компанию с выручкой более 200 млрд рублей

ForbesБизнес

Все по плану

Бывший советский первый вице-премьер создал частную компанию с выручкой более 200 млрд рублей, а затем передал ее сыну.

Текст: Игорь Попов

Десять лет назад Владимир Щербаков начал готовить сына к автобизнесу

В мае 2017 года на торжественном вечере, посвященном двадцатилетию выпуска первого автомобиля компании «Автотор», ее сотрудники узнали, что на предприятии сменился владелец. Основатель компании Владимир Щербаков объявил, что отдает свой автомобильный бизнес сыну Сергею. На следующий год новый хозяин «Автотора» сменил отца и в рейтинге богатейших людей страны с состоянием $700 млн. Щербаков-младший, с 1991 года проживающий в Швейцарии, никогда не давал интервью, он редко появляется на публике, его отец тоже отказывался рассказывать подробности о наследнике. Что стало причиной смены владельца на одном из крупнейших автопроизводителей в России и как она происходила — в материале Forbes.

Карьера советского функционера и хозяйственника Владимира Щербакова стартовала в 1969 году с должности инженера на строительстве Волжского автомобильного завода и завершилась спустя 21 год отставкой с поста первого заместителя главы правительства СССР.

За два десятка лет в частном бизнесе он тоже добился многого. В 2017 году, когда он передал бизнес сыну, созданный им «Автотор собирал на своих мощностях в Калининградской области около 140 000 автомобилей иностранных марок в год, выручка компании составляла 216 млрд рублей.

Щербаков сохранил советский стиль управления производством, практически все на «Автоторе» было завязано на него. «С момента создания компании в 1994 году я был главным, завершающим все дискуссии, все серьезные решения принимались при моем участии. Сегодня это уже невозможно», — признает основатель «Автотора».

По его словам, он давно предупредил ключевых сотрудников компании о том, что выйдет из бизнеса, как только ему исполнится 65 лет: «В таком возрасте человек должен с такой работы уходить». Осуществить задуманное ему помешал кризис 2014 года (в 2017-м Щербакову исполнилось уже 68 лет), сокративший производство компании в 2015-м почти на 40%. Кроме производственных проблем, основателю «Автотора» приходилось решать и политические. Во многом благодаря ему в Калининградской области в 1996 году заработал льготный режим особой экономической зоны. И компания воспользовалась им в полной мере: она беспошлинно импортировала машинокомплекты и после минимального уровня сборки торговала на российском рынке автомобилями иностранных брендов. Льготы не раз пытались отменить, компанию обвиняли в неуплате налогов и пошлин, но все атаки Щербаков успешно отбил.

«Глупо думать, что у меня нет друзей в российском правительстве, нормальных людей, которые понимают значение и логику проекта, — рассказывал Владимир Щербаков в интервью Forbes в 2013 году. — Мы активно лоббировали принятие правильных документов по особой экономической зоне не только для себя, но и для других, именно поэтому особая экономическая зона и выживала столько лет».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Семь секретов стратегии Continuous Listening Семь секретов стратегии Continuous Listening

Как создать сильную команду, которая сама будет притягивать сильных сотрудников

Forbes
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Роковые пари Роковые пари

Как публичные споры известных миллиардеров отражаются на заработках инвесторов

Forbes
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
30 до 30. Предпринимательство 30 до 30. Предпринимательство

Список Forbes молодых и перспективных россиян. Предпринимательство

Forbes
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Совместный полет Совместный полет

Как владельцы «Самолета» собрали крупнейший земельный банк и провели IPO

Forbes
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
«Черкизово». Наследники. Алтай «Черкизово». Наследники. Алтай

Почему Игорь Бабаев отдал весь свой бизнес сыновьям

Forbes
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
Путешествуем дома Путешествуем дома

Как государства сопротивляются краху туристической отрасли

Forbes
Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много Опасно ли летать на старых самолетах и почему их до сих пор так много

Почему авиакомпании используют самолеты, которые можно называть пожилыми?

Maxim
Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Открыть в приложении