Война за «независимость»
«Альфа-Групп» потеряла на вложениях в автодилера $100 млн.
Осенью 2017 года телеканал «Пятница» запустил реалити-шоу «Наследники»: отпрыски богатых семей должны были прожить четыре дня в российской глубинке на 1000 рублей. Герой второго выпуска, 20-летний Антон Нусинов начал программу с презентации своего быта: картинки из Лондона и огромного семейного поместья в России, отдых на лучших курортах мира, перелет на бизнес-джете и перемещения по городу на Rolls-Royce с личным водителем. Закадровый голос сообщил, что папа Антона — настоящий олигарх, но «то ли разорившийся, то ли затаившийся». Алексей Нусинов, отец молодого человека, в 2016 году занял 9-е место в рейтинге Forbes «15 главных должников России». Нусинов-старший, один из двух основателей автомобильного дилера «Независимость», был признан банкротом в декабре 2015 года, требования кредиторов составляли около 800 млн рублей. Свою долю в «Независимости» он успешно продал структурам «Альфа-Групп» в начале 2008 года перед глобальным кризисом, но погорел на недвижимости. И сейчас он с горечью наблюдает, как доживает последние дни его главное детище — сама «Независимость», прекратившая деятельность в конце 2017 года. Что сгубило автомобильного дилера, входившего в пятерку крупнейших в России?
Погружение в темноту
Бывший главный управляющий директор группы компаний «Независимость» Елена Журавлева до сих пор не может поверить, что компания мертва. «Проезжаю мимо салона на Бережковской набережной, а он весь темный. Вывески не горят, людей не видно, автомобилей на стоянке нет. Мне все еще кажется, что можно что-то сделать», — с грустью говорит Журавлева. Она пришла в компанию в 2007 году на должность главного финансового директора, весной 2014-го стала главным управляющим директором, а в феврале 2017-го ее сменил Никита Щеголь, бывший руководитель сети кинотеатров «Формула кино», контролируемой тогда инвестиционной компанией А1. Она входит в «Альфа-Групп» Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, и сейчас А1 принадлежит чуть меньше половины «Независимости» (49,95%), остальное — у Романа Чайковского, который вместе с Алексеем Нусиновым основал компанию в начале 1990-х. А1 привлекала Никиту Щеголя как антикризисного управляющего, но он с задачей не справился. «Главной задачей было разобраться в текущей ситуации, сформировать антикризисную команду и сформировать план действий, который помог бы группе компаний восстановить устойчивость, — говорит представитель А1. — Планировалось реструктурировать задолженность, что сделать не удалось, и в результате группа потеряла возможность дальнейшего функционирования».
О проблемах «Независимости» автопроизводители и дилеры знали давно, но стремительная концовка этой истории для всех стала неожиданностью. В сентябре 2017-го «Независимость», третья по объемам продаж BMW в России, приостановила торговлю автомобилями этой марки, немецкий производитель просто отключил дилера от системы заказов из-за многочисленных жалоб клиентов на задержки в получении оплаченных машин. Затем BMW лишила компанию дилерства, почти сразу этому примеру последовали Jаguar Land Rover, Volvo. Двадцать четвертого ноября Газпромбанк подал иски к шести компаниям группы с требованием признать их банкротами, 27 ноября «Независимость» заявила, что закрыла все торговые центры в Москве и регионах и полностью прекратила торговлю новыми автомобилями. Общий долг компании, по ее данным, составил около 6 млрд рублей. В декабре на звонки в центральной офис компании на Ленинградском шоссе, 71, отвечали, что гендиректора в компании больше нет, а вместо него работает «ликвидатор в рамках сворачивания операционной деятельности».
«Вот такой получился печальный юбилей 10-летнего партнерства одного из лидеров автомобильного рынка и лучшей инвестиционной компании России», — говорит Елена Журавлева. Больше 10 лет назад ее пригласили на должность финдиректора в «Независимость» как раз для того, чтобы подготовить сделку по продаже доли в капитале компании структурам «Альфа-Групп» и Goldman Sachs.
Приход «Альфы»
Нусинов вместе с однокурсником Романом Чайковским занялся бизнесом в начале 1990-х, почти сразу после окончания факультета журналистики МГУ. У начинающих предпринимателей, как говорит Нусинов, был контакт на Волжском автозаводе и они могли покупать по «нормальным ценам» «жигули» и продавать их в Москве. С отечественных автомобилей партнеры быстро переключились на иномарки — сначала ввозили машины из Финляндии и Эстонии, а в 1992 году приобрели компанию «Независимость», уже подписавшую дилерский контракт с Volvo. В 1995 году были подписаны дилерские контракты с Hyundai и Audi. Вскоре у Чайковского и Нусинова появился третий партнер — Аркадий Брискин. Он жил в Германии и отвечал за поставки автомобилей с заводов Audi и Volkswagen в московские салоны «Независимости». Брискин получил 30% в бизнесе компании по продаже немецких иномарок. Быстрый переход к импортным машинам во многом и сделал компанию привлекательной для инвесторов. «Западные производители пришли в Россию со своими методиками, культурой и постоянно нас обучали, — вспоминает Алексей Нусинов. — Возили за границу и показывали, как вести бизнес, были постоянные консультации в России, раз в полгода проводились большие конференции, от представительства к нам был прикреплен специалист, постоянно нам помогавший».